Первый Лизинговый Конгресс СНГ

 

Накануне 2001 года в г. Москве под руководством Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств состоялся первый Лизинговый Конгресс СНГ.

Несмотря на все трудности и проблемы в СНГ, можно с большой уверенностью утверждать, что сегодня Содружество - это прежде всего развивающаяся структура, сформированная для развития экономического взаимодействия стран, торговли и предпринимательства, углубления рыночных отношений равноправных партнеров. Ее цель - последовательное, с учетом интересов и устремлений всех участников создание полнокровного интеграционного объединения, в котором сближение входящих в него стран диктовалось бы не сиюминутной выгодой, а долгосрочными, стратегическими целями и программами.

 

Государства Содружества предпринимают последовательные шаги по формированию взаимоприемлемой совместной торгово-экономической политики - важнейшего элемента развития интеграционных процессов. Речь в первую очередь идет о формировании зоны свободной торговли, о взаимодействии в межгосударственной инвестиционной и лизинговой деятельности, которые являются первоочередными мерами на пути к общему экономическому пространству.

К настоящему времени в государствах - участниках СНГ появились необходимые экономические предпосылки для создания зоны свободной торговли, что позволит в перспективе обеспечить взаимный недискриминационный и преференциальный доступ на национальные рынки стран Содружества, стимулировать переориентацию внешнеэкономического сотрудничества в пользу взаимных торговых, производственных и кооперационных связей, упростить и унифицировать таможенные процедуры в рамках Содружества.

В последние годы наблюдается тенденция к углублению и развитию интеграционных процессов, резко ослабленных в первые годы образования СНГ. Такая политика дает определенные результаты.

Положительные изменения в 1999 - 2000 гг. в общеэкономической конъюнктуре, создание благоприятных условий для экспортирующих отраслей, повышение мировых цен на энергоресурсы, оживление реального сектора экономики позволили обеспечить экономический рост в большинстве из стран Содружества. В 1999 г. в среднем по странам Содружества валовой внутренний продукт увеличился на 2,9%, промышленное производство - на 7%, продукция сельского хозяйства - на 2%, объем перевозок грузов предприятиями транспорта возрос на 4%, что создало устойчивую среду для продолжения экономического роста и в 2000 г.

В условиях экономического кризиса, дефицита государственных бюджетов, недостатка всех видов инвестиционных ресурсов межгосударственный лизинг рассматривается как одна из форм повышения инвестиционной активности в Содружестве, способствующая: обновлению основных фондов и модернизации производства на основе новейших технологий; притоку продукции национальных производителей на внутренний потребительский рынок; восстановлению и развитию интеграционных связей между государствами Содружества; ликвидации взаимных неплатежей, вызванных дефицитом денежных средств и спадом промышленной активности.

Исходя из финансовой стороны лизинговых отношений, можно рассматривать лизинг как форму финансирования, альтернативную традиционной банковской ссуде. В общеэкономическом смысле лизинг по сути есть кредит, предоставляемый лизингодателем лизиногополучателю в форме передаваемого в пользование оборудования.

Развитию лизинга в России способствует принятие Закона «О лизинге» (от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ), устанавливающего ряд льгот в виде отсрочки лизинговых платежей, применения механизма ускоренной амортизации предмета лизинга (коэффициент ускорения - 3), а также мер государственной поддержки деятельности лизинговых организаций.

Все эти обстоятельства и активная востребованность снизу межгосударственных лизинговых процессов предпринимателями стран Содружества послужили мотивацией для созыва первого Лизингового Конгресса СНГ.

* * *

 

В работе Конгресса приняли участие:

·        Национальные лизинговые ассоциации Белоруссии, России, Украины.

·        Межгосударственный авиационный комитет.

·        Лизинговые компании Финляндии, Турции, Эстонии и Дании.

·        Российские министерства и ведомства: Министерство экономического развития и торговли РФ; правительство Москвы; Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ; Российский центр исследований инвестиционного рынка; Федеральный центр реформ предприятий и организаций по инвестициям.

·        Крупнейшие лизинговые компании и банковские структуры стран СНГ: Ассоциация российских банков; Российский союз промышленников и предпринимателей; ЗАО «Группа лизинговых компаний «Лидер»; ОАО «Калужский турбинный завод»; ЗАО «Московская лизинговая компания»; ЗАО «Инком-Авиализинговая компания»; Лизинговая компания «Машлизинг»; ЗАО «Лизингстроймаш»; Коммерческий банк «Международный банк развития машиностроения»; Коммерческий банк «КРАСБАНК»; Акционерный коммерческий банк «Связь-Банк»; Акционерный коммерческий банк «Тверьуниверсалбанк»; Коммерческий банк «Спиритбанк»; страховое ЗАО «Белвнешстрах»; ОАО «Военно-страховая компания»; ЗАО «Страховая компания правоохранительных органов»; Лизинговое предприятие Минского автомобильного завода «Мазконтрактлизинг» и многие другие.

 

Цели и задачи Конгресса

·        Разработка практических мер по реализации «Программы действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года» по вопросам межгосударственного лизинга.

·        Содействие развитию межгосударственных инвестиционных процессов в СНГ и активизация использования механизма лизинга в реальной экономике стран Содружества.

·        Исследование инвестиционного рынка СНГ и востребованности межгосударственного лизинга.

·        Гармонизация национального законодательства по лизингу в государствах - участниках СНГ и разработка правовых основ и условий функционирования межгосударственного лизинга в Содружестве.

·        Совершенствование организационной системы обеспечения межгосударственных лизинговых правоотношений в Содружестве. Формирование отраслевой и территориальной инфраструктур сервисного обслуживания межгосударственного лизинга.

·        Поиск новых технологий кредитно-финансового обслуживания капиталоемких проектов межгосударственного лизинга.

·        Совершенствование технологий коллективного страхования капиталоемких проектов межгосударственного лизинга.

* * *

 

Открыл Конгресс заместитель Председателя Исполнительного комитета - Исполнительного секретаря СНГ Филиппосян М.Г.

Было заслушано приветствие Конгрессу Председателя Исполнительного Комитета - Исполнительного секретаря СНГ Ю.Ф. Ярова.

Пленарное заседание по теме: «Инвестиционный рынок СНГ и востребованность межгосударственного лизинга в зоне свободной торговли Содружества» вел вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей В.М. Домбровский.

На пленарном заседании по теме: «Гармонизация национального законодательства по лизингу в государствах - участниках СНГ и разработка правовых основ и условий функционирования межгосударственного лизинга в СНГ» с основным докладом выступил Комаров В.В. - начальник отдела бюджетной, налоговой и инвестиционной политики ИК СНГ.

Состоялись также пленарные заседания по следующим темам: «Совершенствование организационной системы обеспечения межгосударственных лизинговых правоотношений в Содружестве»; «Формирование отраслевой и территориальной инфраструктур сервисного обслуживания межгосударственного лизинга»; «Технологии финансирования и кредитования капиталоемких проектов межгосударственного лизинга».

На секциях Конгресса были рассмотрены актуальные вопросы по лизинговой деятельности:

·        Технологии страхования капиталоемких проектов межгосударственного лизинга.

·        Организационно-методологические основы межгосударственного лизинга.

·        Презентационные сообщения о реальных лизинговых проектах от лизинговых компаний, производителей и банковских структур.

* * *

 

На основании обсуждений и проведенной работы Конгресс полагает, что лизинг сегодня сформировался как новая, нетрадиционная, специфическая, дополнительная система перспективного финансирования, в которой задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования, расчеты по долговым обязательствам и прочие финансовые механизмы.

Лизинг позволяет начать работу предпринимателю с минимальным стартовым капиталом. В 1999 г. в мире при помощи лизинга было профинансировано сделок с новым оборудованием, машинами и механизмами на сумму свыше 400 млрд. долл., что равняется по величине прямым иностранным инвестициям за тот же период. Кроме автомобилей, гражданских самолетов и морских судов предметами международного лизинга наиболее часто становятся строительное оборудование, вычислительная техника, станки и автотранспортные средства.

По лизингу осуществляются поставки тракторов и грузовых автомобилей из Белоруссии, самолетов из России, машиностроительной продукции из Украины. Лизинг начинает активно развиваться во многих странах Содружества.

Координацию зарождающихся процессов межгосударственной лизинговой деятельности в Содружестве осуществляет Исполком СНГ на основе разработанной им совместно со специалистами всех стран СНГ Конвенции о межгосударственном лизинге, законодательно оформляющей и способствующей развитию лизинговых отношений в Содружестве.

Конвенция учитывает специфические виды лизинговой деятельности (компенсационный, операционный, возвратный, бартерный, комбинированные виды лизинга), реально сложившиеся в экономике государств - участников СНГ, дает определения лизинга, субъектов и объектов лизингового процесса, видов лизинга, принципов межгосударственной лизинговой деятельности; определяет правила заключения лизингового договора, права и обязанности участников лизингового процесса и переходы риска; предусматривает правовую защиту субъектам межгосударственной лизинговой деятельности, гарантии имущественной неприкосновенности, компенсации убытков. Конвенция подписана государствами Содружества 25 ноября 1998 г. в Москве на Совете глав правительств СНГ.

На правовой базе Конвенции под патронажем Исполкома СНГ создана Лизинговая конфедерация СНГ (СНГЛИЗИНГ), в состав которой сегодня входят национальные лизинговые ассоциации Белоруссии, России и Украины. Конфедерация открыта для всех лизинговых компаний и ассоциаций стран Содружества.

Лизинговая конфедерация СНГ учреждена 24 декабря 1997 г. в форме союза как открытая некоммерческая организация, деятельность которой направлена на разработку и реализацию межгосударственных лизинговых проектов и программ и их нормативно-правовое и организационно-методологическое обеспечение.

Управление межгосударственными лизинговыми проектами и программами Конфедерации осуществляется координационными группами, формируемыми из состава их исполнителей, а кредитование исполнителей и их обслуживание банковскими гарантиями обеспечивается консорциальными группами коммерческих банков - членов Конфедерации.

В настоящее время Конфедерацией сформировано 22 отраслевых межгосударственных лизинговых комитета по важнейшим отраслям экономики государств - участников СНГ и 12 функциональных комитетов по вопросам нормативно-правового и организационно-методологического совершенствования межгосударственного лизинга. Создаются территориальные агентства развития Конфедерации в государствах Содружества.

Следует особо отметить, что эффективность лизинговых процессов во многом определяется гарантиями в виде страхового сопровождения. В контрактах по страхованию межгосударственных лизинговых проектов предусматривается не только страхование объекта лизинга, но и страхование коммерческого риска. Степень страховой защиты лизинговой сделки существенно повышает система перестрахования и сострахования. Если инвестор хочет снизить степень своего риска на рынке стран СНГ, то страховая компания может предложить ему систему перестрахования, то есть передачи риска и, соответственно, страховой премии перестраховочной компании одной из стран Содружества или зарубежной компании, которая пользуется доверием инвестора. Лизинговый проект может сопровождаться также договором сострахования. В этом случае риски делятся между страховыми компаниями стран СНГ и дальнего зарубежья согласно договору сострахования.

Наиболее востребованным в СНГ в настоящее время является лизинг авиационной техники. На рынке авиализинга сегодня успешно работают лизинговые компании группы «Лидер»: ЗАО «Инком-Авиализинговая компания» и ЗАО «ФинАвиа», входящие в состав Комитета по лизингу авиационной техники и оборудования (СНГАвиализинг) Конфедерации. Указанными компаниями, в частности, были реализованы три проекта межгосударственного лизинга воздушных судов:

- один самолет Ту-154М для Национальной авиационной компании «Белавиа» (Белоруссия) сроком лизинга на 3 года и объемом сделки 5,8 млн. долл.;

- два самолета Як-42Д для авиакомпании «Крым», один из которых сроком лизинга на 3,5 года и объемом сделки 6,75 млн. долл. и второй на 5 лет и объемом сделки 7,75 млн. долл.

 

Выводы и предложения

· Лизинг в современных условиях является пилотным механизмом межгосударственной инвестиционной деятельности, который способствует восстановлению и развитию интеграционных связей между государствами СНГ.

· Рынок лизинговых операций в Содружестве оценивается экспертами как чрезвычайно емкий и способный принести значительные доходы его участникам и ощутимый социальный эффект. Прогнозируемый объем внутренних и межгосударственных лизинговых операций в СНГ может составить в ближайшее время более 4 млрд. долл. в год.

· Наибольшее развитие лизинг получил в Белоруссии, России и Украине. Экономическое пространство этих стран является базовым плацдармом для осуществления межгосударственных лизинговых операций в странах Содружества.

· Пакет межгосударственных документов, разработанный Исполкомом СНГ, в состав которого входят Соглашение о сотрудничестве в инвестиционной деятельности стран Содружества, Конвенция о защите прав инвестора, Конвенция о межгосударственном лизинге, составляет оптимальное правовое Межгосударственное поле в СНГ, позволяющее предпринимателям активно начать работу в реальной экономике с использованием механизма лизинга.

· Государствам Содружества необходимо в I полугодии 2001 г. осуществить выполнение внутригосударственных процедур для вступления в силу Конвенции о межгосударственном лизинге.

· Лизинговой Конфедерацией СНГ совместно с отраслевыми советами СНГ в 2001 - 2003 гг. целесообразно:

   разработать проекты соглашений об основных положениях создания и деятельности: консорциумов коммерческих банков по кредитованию проектов межгосударственного лизинга, страховых пулов, проектов межгосударственного лизинга, межгосударственных лизинговых компаний;

   подготовить проект Протокола о единых правилах сертификации и лицензирования межгосударственной лизинговой деятельности компаний в зоне свободной торговли государств - участников СНГ;

   осуществить формирование отраслевой и территориальной инфраструктур сервисного обслуживания межгосударственного лизинга в странах Содружества;

   осуществить формирование в составе СНГЛИЗИНГ и организовать в зоне свободной торговли деятельность комитетов по разработке и осуществлению проектов и программ межгосударственного лизинга по важнейшим отраслям промышленного производства:

-       II полугодие 2001 г. - в авиационной и автомобильной промышленности, агропромышленном комплексе, легкой промышленности, машиностроении, строительстве и связи;

-       II полугодие 2002 г. - в медицине, станкостроении, судостроении, электротехнической промышленности;

-       II полугодие 2003 г. - в лесной и пищевой промышленности, топливно-энергетическом комплексе, металлургии;

   открыть в ряде регионов государств - участников СНГ территориальные агентства СНГЛИЗИНГ и организовать их деятельность по разработке и осуществлению межрегиональных (приграничных) лизинговых проектов и программ;

   акцентировать внимание на помощь хозяйствующим субъектам в реализации конкретных межгосударственных лизинговых проектов;

   продолжить практику проведения Лизинговых Конгрессов с целью решения вышеперечисленных задач и осуществления прямых контактов всех участников лизинговых операций в СНГ.

* * *

 

У лизинга в современных условиях есть все перспективы стать действенным пилотным механизмом межгосударственного инвестиционного взаимодействия для развития интеграционных процессов с целью выхода из экономического кризиса стран СНГ.

 

Вячеслав КОМАРОВ,

кандидат экономических наук, член-корр.,

Сопредседатель Лизинговой Конфедерации СНГ