Россия - США: сотрудничество в области ядерных проблем и глобальная энергетическая инициатива президента Путина

 

Вскоре после Нового года состоялась встреча российского и американского руководителей ведомств, отвечающих за свои атомные программы. Российскую сторону представлял министр Е. Адамов, американскую - его коллега Б. Ричардсон. Это уже шестая двухсторонняя встреча такого рода за минувшие два года. Ее цель подведение итогов сотрудничества, имея в виду новые назначения в руководстве США после прошедших выборов и связанную с этим передачу дел.

Интерес к контактам с обеих сторон, именно в данной области на фоне определенного снижения интереса, после развала СССР, в других областях, связан с реальным огромным потенциалом обеих стран и пониманием их ответственности и необходимости совместных усилий, препятствующих дальнейшему распространению ядерного оружия в интересах мира и сохранения окружающей среды.

Оба руководителя оценили результаты совместных двухгодовых усилий, как безусловный успех. Это создает хорошую базу для сотрудничества уже с новой американской администрацией. При этом выделено три основных направления:

- утилизация выведенных из строя российских атомных подводных лодок;

- конверсия ядерного комплекса, включая проблему плутония;

- повышение безопасности ядерной энергетики.

И, тем не менее, в позициях сторон остаются серьезные различия. Особое беспокойство американцев вызывает возможность российского ядерного экспорта в третьи страны, в частности в Иран. Американцы заинтересованы также в получении большей информации о российском атомном подводном флоте. Серьезные различия, влияющие на доверие между странами, сохраняются и в отношении Договора о всеобъемлющем запрещении атомных испытаний (CTBT). Этот договор все еще не ратифицирован американской стороной. Отвечая на вопрос по этому поводу, г-н Ричардсон отметил, что этот вопрос остается актуальным и сегодня. В скором времени он будет вновь внесен в американский конгресс. Возможно, новый состав конгресса скорее ратифицирует Договор.

Адамов заявил, что обе стороны одинаково не заинтересованы, чтобы в мире появились новые государства, владеющие ядерным оружием. Россия твердо и однозначно заявляет, что не собирается ни импортировать, ни экспортировать оружейный плутоний. Сейчас начата программа по созданию современных эффективных хранилищ ядерных отходов в дополнение к существующим мощностям уральского предприятия по их утилизации ("Маяк"). Что касается вновь высказанной американской "озабоченности" по взаимоотношениям России с Ираном, то, по мнению Адамова, и сегодня в Вашингтоне существуют влиятельные силы, которые заинтересованы в поисках разного рода поводов для давления на Россию. Именно так обстоит дело и с Ираном. Реальная оценка ситуации специалистами полностью лишает почвы подобные опасения. Однако оценки на политическом уровне совершенно противоположные. До тех пор пока не исчезнет желание искать подобные поводы, ситуация вряд ли измениться. Более того, у российской стороны потенциально существует не меньше поводов для аналогичных опасений в отношении американской позиции, например, применительно к Израилю и Пакистану. Однако Россия в интересах конструктивного сотрудничества просто не намерена пока прибегать к поиску таких поводов.

Адамов специально остановился на известной глобальной инициативе президента Путина, которая, помимо перспективного решения мировых энергетических проблем, позволяет находить пути снижения военной опасности и соответствует совместным целям российско-американского сотрудничества. Речь идет о международной программе разработки так называемого детерминистски безопасного ядерного реактора нового поколения с учетом наработок в нашей стране. Указанная инициатива была обращена как ко всем заинтересованным странам, так и к международному Агентству по атомной энергии (МАГАТЭ).

После исторического заявления Путина, сделанного на юбилейной сессии «тысячелетия» ООН в сентябре прошлого года в Нью-Йорке, Генеральный директор Агентства Мохамед Эль-Барадей посетил Москву для обсуждения деталей этого предложения. Во время этого визита он заявил о поддержке инициативы Путина со стороны МАГАТЭ. Соответствующий проект будет развиваться в рамках программы ИНПРО (INPRO) с участием 25 стран. Для этого Путин обещал выделить 1,5 - 2 млн. долл. с тем, чтобы предложенный проект мог быть начат безотлагательно. Кроме того РФ направит в МАГАТЭ дополнительно 2 - 3-х экспертов в состав соответствующей международной группы с оплатой их содержания за счет российской стороны. Следует отметить, что эту российскую инициативу тогда же поддержала Индия, которая также направит 2 - 3-х экспертов на аналогичных условиях. После некоторых колебаний, Франция согласилась на тех же условиях направить своих экспертов для работ по ИНПРО.

Американцы пока отказываются участвовать в ИНПРО и более того пытаются воздействовать на другие страны. В ряде специальных публикаций отмечается, что эта инициатива не поддерживается ими по двум причинам: из-за упомянутой выше позиции России по Ирану и потому, что это, якобы, плохо прикрытая попытка получить международное финансирование собственных проектов Минатома. В качестве определенной альтернативы выдвигается другая программа GIF (так называемый Международный Форум по созданию реакторов 4-го поколения), интерес к участию в которой проявили 11 стран и которая, по мнению некоторых специалистов, близка к тому чтобы стать международным проектом в рамках OECD. Таким образом, налицо определенное соперничество этих двух программ. В ответ на соответствующий вопрос, заданный министрам, Адамов выразил твердую надежду, что, в конце концов, единый подход неизбежен, и необходимая координация между этими программами будет достигнута.

Особое значение эта инициатива Путина, озвученная на столь высоком уровне, приобретает в связи с тем, что несмотря на все противоречия и противодействие развитию атомной энергетики, Генеральной Конференцией Агентства в сентябре 2000 г., с учетом естественной ограниченности мировых органических энергетических ресурсов, были одобрены две специальные резолюции, поручающие Агентству рассмотреть:

- вопрос о новых технологиях, особенно применительно к нуждам стран, не имеющих собственного потенциала для развития ядерной энергетики (в основном, развивающиеся страны);

- изучить вопрос использования атомных станций для опреснения морской воды.

Это еще раз подчеркивает важность и своевременность глобальной энергетической инициативы президента Путина. События быстро развиваются, и в канун визита президента Путина в Австрию ожидаются новые шаги в этом направлении.

 

Леонид СУМАРОКОВ