Лизинг - пилотный механизм экологической безопасности в СНГ

 

Вступление человечества в третье тысячелетие характеризуется необходимостью рассматривать экономику и окружающую среду как единую систему, достигшую той критической точки, в которой проблемы загрязнения природы являются настолько серьезными, что ставят под вопрос дальнейшее развитие земной цивилизации.

Загрязнение окружающей среды уже превышает допустимые пределы и основной причиной этого являются ускоренный индустриальный рост промышленных регионов, урбанизация и высокая концентрация людей на ограниченной площади, рост числа природных и техногенных аварий и катастроф, интенсивная эксплуатация природы и, как следствие, экологические бедствия, выросшие в последние годы до угрозы глобальных катастроф. Частыми стали локальные экологические конфликты, связанные со строительством экологически опасных предприятий.

В этих сложных экономических условиях пилотным механизмом финансирования и осуществления природоохранных мероприятий в СНГ может стать межгосударственный лизинг.

 

С начала XX века вследствие жизнедеятельности человека, последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера в атмосферу было выброшено такое количество загрязнителей, что они уже стали влиять на природные процессы и тормозить восстановление экологического баланса.

В мировом масштабе проблемы экологии и защиты окружающей среды выходят на первый план. Экологический фактор становится одним из основных при принятии экономических решений как на региональном, страновом уровнях, так и в масштабах всей планеты [1].

Европейское Агентство по проблемам окружающей среды опубликовало свой первый отчет «Состояние окружающей среды: оценка Добржиш (Dobris)», который охватил информацию по 46 странам и дал оценку состояния окружающей среды по всей Европе. Городское население в Европе продолжает увеличиваться, а в городах нарастают признаки экологического стресса, в том числе: плохое качество воздуха, чрезмерный шум, перегруженность дорожного движения, уменьшение числа зеленых насаждений.

В каждом государстве имеются болевые точки, возникшие в результате недооценки экологического фактора в прошлом. Чрезмерное потребление, особенно в промышленно развитых странах, увеличивает количество и разнообразие отходов, загрязняющих воздух, землю и воду на больших площадях. По оценкам специалистов, объем отходов к 2025 г. может возрасти в 4 - 5 раз.

Вопросы загрязнения окружающей среды не могут ограничиваться рамками одной страны, и на протяжении многих лет в Европе и за ее пределами предпринимались активные попытки, направленные на координацию политики и действий, касающихся снижения выброса вредных веществ и улучшения состояния атмосферы. В большинстве стран мира проблемы экологической безопасности приравнены к стратегическим проблемам и стоят в ряду с национальной безопасностью.

Такие проблемы актуальны практически для всех стран, в том числе для стран Содружества Независимых Государств, тем более что зоны экологических бедствий расположены в основном в пограничных районах, что свидетельствует о принципиальной невозможности решения проблем изолированным, самостоятельным путем.

В России из 130 млн. га пахотной земли 54 млн. га подвержены эрозии, 4 млн. га засолены, 1 млн. га заражен радионуклидами.

В Белоруссии радиоактивному загрязнению подверглась примерно четверть общей площади республики.

На Украине чрезмерная концентрация промышленных и сельскохозяйственных предприятий привела к загрязнению земли, воды и воздуха; в атмосферу ежегодно выбрасывается свыше 17 млн. т вредных веществ, в большинстве промышленных городов загрязнение воздуха превышает допустимую концентрацию в 10 - 15 раз. Из 60,4 млн. га земли треть поражена эрозией, количество гумуса снизилось в 6 раз, площадь кислых земель увеличилась на 30%, засоленных - на 25%.

Наиболее эффективный способ решения ряда экологических проблем в России и в странах СНГ состоит в предотвращении образования отходов путем изменения характера производства, потребления и отношения к окружающей среде. Необходимы новые подходы и новые решения.

В современных условиях в странах СНГ особенно острой становится проблема обеспечения экологической безопасности, под которой понимается состояние защищенности личности, общества и государства от последствий воздействия на окружающую природную среду, а также от последствий стихийных бедствий и катастроф. Сложившаяся ситуация требует принятия стратегической программы действий по обеспечению экологической безопасности государств Содружества. Основными направлениями такого взаимодействия могут стать:

- обеспечение приоритета решения экологических проблем над экономическими при осуществлении структурной перестройки промышленности;

- рациональное использование природных ресурсов на основе ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

- осуществление высокоэффективных природоохранных мероприятий, направленных на решение проблем трансграничного переноса загрязняющих веществ с атмосферным воздухом и с водами рек;

- обеспечение населения чистой питьевой водой;

- создание межгосударственного экологического мониторинга;

- разработка и применение экологических стандартов и норм на выпускаемую продукцию и используемые технологии;

- признание взаимной ответственности за нанесение ущерба окружающей природной среде и природным ресурсам с выплатой компенсации за причиненный ущерб;

- проведение скоординированных фундаментальных и прикладных экологических исследований;

- соблюдение норм международного права, регламентирующих природопользование, охрану окружающей среды и предотвращение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидацию их последствий, а также предупреждение, выявление и пресечение экологических правонарушений, касающихся среды обитания человека и ведущих к нарушению его здоровья [2].

* * *

 

Межгосударственное правовое поле по экологической безопасности в СНГ в определенной мере гармонизирует пакет межгосударственных документов, среди которых:

·      Конвенция о коллективной экологической безопасности.

·      Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов.

·      Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды.

·      Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов.

·      Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга.

Конвенция о коллективной экологической безопасности была принята на пятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление № 15-6 от 13 июня 2000 г). Сознавая ответственность за экологическую безопасность жизненной среды и сохранение природно-ресурсного потенциала планеты в интересах настоящего и будущего поколений, государства-участники Конвенции признали и приняли ряд принципиальных положений:

·        международная экологическая политика строится на принципах доверия, экологической ответственности и взаимной помощи;

·        суверенитет государств над своей территорией является определяющим фактором формирования механизма реализации стратегии коллективной экологической безопасности;

·        хозяйственная деятельность должна осуществляться на принципах сбалансированного природопользования, не нарушая естественных циклов воспроизводства и достигнутого уровня экологической емкости природных экосистем;

·        ответственность за трансграничное опасное воздействие по фактам подтвержденного ущерба природной среде и здоровью населения возлагается на государство, в юрисдикции которого установлен источник опасного воздействия.

Государства - участники выразили готовность:

·      использовать международный опыт директивного и экономического регулирования хозяйственной и иной деятельности для стимулирования конкурентных преимуществ в ресурсосбережении и обеспечении экологической безопасности;

·      содействовать организации интегрированной международной системы управления экологической безопасностью путем: принятия законов об экологической экспертизе, экологическом страховании, аудировании и лицензировании различных видов хозяйственной и иной деятельности; сертификации оборудования, технологий и производств по требованиям обеспечения экологической безопасности.

Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов (12 апреля 1996 г.) должно обеспечить охрану здоровья населения и окружающей природной среды государств Содружества, а также координацию действий при осуществлении контроля за трансграничными перевозками опасных отходов.

Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды (11 сентября 1998 г.) подписано в целях получения достоверной и оперативной экологической информации, оценки воздействия природных и техногенных факторов на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье человека для принятия соответствующих решений и превентивных мер.

Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов (11 сентября 1998 г.) государства СНГ подписали, сознавая ответственность за сохранение, рациональное использование и охрану трансграничных водных объектов совместного использования с целью осуществления сотрудничества в этой области. Страны Содружества обязались:

- не проводить водохозяйственные мероприятия, которые могут оказывать негативное влияние на окружающую среду, в том числе на водные объекты;

- установить принципы сотрудничества, касающиеся регулярного обмена информацией и прогнозами о радиоэкологическом мониторинге, гидрохимии и гидрометеорологии водных объектов, определять объемы, программы и методы измерений, наблюдений и обработки их результатов, а также места и сроки проведения работ;

- принимать меры, направленные на предотвращение или устранение загрязнения или истощения поверхностных и подземных вод, включая соответствующие средства для очистки, обезвреживания сточных или иных загрязненных вод, которые могут поступить в водные объекты;

- осуществлять на водных объектах мероприятия по снижению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга (13 января 1999 г.). Исходя из целей экологического мониторинга в решении задач экологической безопасности и обеспечения устойчивого развития, страны Содружества договорились:

- создать межгосударственную систему наблюдения за состоянием окружающей природной среды на основе использования средств аэрокосмического и наземного наблюдения, а также имеющейся коммуникационной инфраструктуры;

- содействовать формированию национальных и региональных систем экологического мониторинга;

- гармонизировать правовое, нормативно-методическое, технологическое и программно-аппаратное обеспечение;

- разработать и реализовать совместные научно-технические программы в области экологического мониторинга, включая мониторинг земель и программирование урожайности сельскохозяйственных культур;

- привлекать бюджетные и внебюджетные средства, а также средства международных организаций и фондов для подготовки и реализации межгосударственных программ экологического мониторинга.

* * *

 

Острым вопросом экологической безопасности остается поиск финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий воздействия на окружающую среду в результате ее загрязнения. В настоящее время виновные в загрязнении окружающей среды фактически никакой ответственности за причиненный ущерб не несут. Практически нет сведений о компенсации убытков, вызванных аварийным загрязнением природы, нет экономического механизма их возмещения.

У большинства предприятий производственные мощности изношены, не хватает финансовых средств на их модернизацию и предупреждение аварийных ситуаций. Если в крупных компаниях еще могут найти средства, то на мелких предприятиях их, как правило, нет [3].

В этих сложных экономических условиях пилотным механизмом финансирования и осуществления природоохранных мероприятий в СНГ может стать межгосударственный лизинг. С этой целью 21 - 22 декабря 2000 г. в Москве состоялся «Круглый стол» по теме «Экология - 2000: инвестиционно-лизинговые проекты в Содружестве», организованный Лизинговой конфедерацией «СНГЛИЗИНГ» совместно с Исполнительным комитетом СНГ и посвященный рассмотрению актуальных вопросов лизинга оборудования для решения экологических проблем в жилищно - коммунальном, нефтедобывающем, нефтеперерабатывающем и энергетическом комплексах стран Содружества.

Цели и задачи «Круглого стола»:

·      Презентация зарекомендовавших себя производителей экологического и энергоресурсосберегающего оборудования, поставляющих его в лизинг.

·      Поиск и выявление клиентов, потенциальных инвесторов, лизинговых компаний, страховщиков и банков для приобретения экологического и энергоресурсосберегающего оборудования в лизинг.

·      Содействие развитию межгосударственных лизинговых процессов в СНГ в сегменте рынка экологических и энергоресурсосберегающих технологий и оборудования.

·      Исследование востребованности межгосударственного и межрегионального лизинга экологического и энергоресурсосберегающего оборудования, преимущественно производства СНГ.

·      Поиск новых технологий кредитно-финансового обслуживания, а также совершенствование технологий коллективного страхования капиталоемких проектов межгосударственного и межрегионального лизинга экологического и энергоресурсосберегающего оборудования в странах Содружества.

В работе «Круглого стола» приняли участие: Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, представители администраций Калужской, Вологодской и Челябинской областей, а также представители ряда научно-исследовательских, промышленных и финансово-кредитных организаций, а также лизинговых компаний и банковских структур СНГ. В их числе: Российский союз промышленников и предпринимателей; Межгосударственный банк; Российская Ассоциация лизинговых компаний; ОАО «Всесоюзный научно-исследовательский институт организации, управления и экономики нефтегазовой промышленности»; ОАО «Калужский турбинный завод»; Экологический фонд развития городской среды; Международная Академия Наук экологии и безопасности жизнедеятельности; лизинговая компания «Промтехнолизинг»; КБ «Красбанк»; ОАО «Рыбинские моторы»; ОАО «ЛУКОЙЛ - Одесский нефтеперерабатывающий завод» и др.

На заседании обсуждались вопросы использования механизма лизинга для создания и освоения широкого спектра оборудования экологического назначения (оборудование для утилизации отходов нефтедобывающих предприятий, очистки портов, рек и водоемов, очистки стоков и утилизации промышленных отходов, рыбоперерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий), вопросы стимулирования отечественного производителя на основе лизинга, являющегося на сегодняшний день наиболее эффективным инвестиционным инструментом, поскольку использование лизинга для приобретения технических средств позволяет хозяйствующему субъекту начать экономическую деятельность с минимальными затратами, что особенно важно для мелких и средних предприятий.

Были заслушаны выступления участников по следующим вопросам:

- Лизинг и российские технологии и оборудование для решения экологических проблем нефтегазодобывающих и нефтеперерабатывающих производств.

- Лизинг и актуальные проблемы промышленной экологии в нефтедобыче, нефтепереработке, нефтепродуктообеспечении.

- Лизинг и российские технологии для решения экологических проблем предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

- Высокотехнологичное оборудование для экологически безопасной утилизации отходов и продвижение его на рынках СНГ с помощью механизма межгосударственного лизинга.

Стержнем «Круглого стола» стала презентация новых участников межгосударственного лизинга, в числе которых ведущим является ОАО «Калужский турбинный завод» - крупнейший производитель широкой номенклатуры оборудования для экологических целей, паровых турбин и турбогенераторных комплексов, насосных и компрессорных агрегатов, сепараторов. Представленное оборудование по технологическим параметрам не уступает лучшим импортным образцам при значительно меньшей номинальной стоимости.

Калужский турбинный завод предложил инвесторам, лизинговым компаниям и их клиентам поставку своей продукции на условиях лизинга.

Центрифуги, выпускаемые Калужским турбинным заводом для обеспечения экологической безопасности городских очистных сооружений, поставляемые в ряд городов России и стран СНГ, являются конкурентоспособными по сравнению с лучшими образцами импортного оборудования и рекомендованы как импортозамещающее оборудование.

Паротурбинные мини-электростанции получили широкое применение в энергосберегающих технологиях на базе уже существующих котельных установок, что позволяет дополнительно вырабатывать электрическую энергию. Себестоимость электроэнергии, получаемой с этих установок, в 2 - 3 раза меньше стоимости централизованно покупаемой электроэнергии. Срок окупаемости установок 2 - 3 года. Габариты минимальны. Наибольшее распространение указанная энергосберегающая технология получила в Белоруссии, где внедрение мини-электростанций ведется в рамках Государственной программы.

ОАО «Калужский турбинный завод» сотрудничает со многими проектными и внедренческими организациями Российской Федерации, Белоруссии, Казахстана и Латвии.

* * *

 

В условиях недостаточности бюджетного финансирования наиболее перспективной формой финансирования поставок экологического оборудования является поставка его на условиях лизинга под гарантии страховых компаний.

В рамках реализации Программы действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 г. лизинг в условиях экономического спада, дефицита государственных бюджетов, недостатка всех видов инвестиционных ресурсов рассматривается как одна из форм повышения инвестиционной активности в Содружестве, способствующая:

- обновлению основных фондов и модернизации производства оборудования для экономических нужд на основе новейших технологий;

- продвижению продукции национальных производителей стран СНГ на рынках Содружества;

- развитию в СНГ рынка энергоэффективного оборудования и отечественных инновационных технологий.

Целесообразно продолжить практику проведения «Круглых столов» с целью решения экологических проблем и осуществления прямых контактов всех участников лизинговых операций в СНГ.

Рынок лизинговых операций в Содружестве оценивается экспертами как чрезвычайно емкий, способный принести его участникам значительные доходы и ощутимый социальный эффект. По оценкам экспертов, прогнозируемый объем внутренних и межгосударственных лизинговых операций в СНГ может составить в ближайшее время более 4 млрд. долл. в год.

По итогам «Круглого стола», Калужский турбинный завод работает над заключением ряда контрактов на поставку экологического оборудования по схеме лизинга в страны СНГ.

 

Наталья ВЫМОРКОВА,

эксперт Исполнительного комитета СНГ

 

Литература

1. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика, 1999, - с. 574.

2. Осипенко В.П. СНГ: проблемы экологической безопасности. Информационный бюллетень Межгосударственного экономического Комитета Экономического Союза. № 2, 1998.

3. Богомолов С.В. Вопросы экологического страхования. Информационный бюллетень Межгосударственного экономического Комитета Экономического Союза. № 2, 1998, с. 47.

4. Вашанов В.А., Исингарин И.К., Исламова Г.Р. Экономическая эффективность интеграции. М.: МЭК, РИА Новости, 1998, 37с.

5. Комаров В.В. Прямые иностранные инвестиции и политика транснациональных корпораций. Промышленность России. № 1, 1999, с. 45 - 51.

6. Лукашенко А.Г. Реформа экономики: белорусская модель. Экономика и управление. № 1, 1999, с. 4 - 5.

7. Материалы одиннадцатого заседания «Круглого стола» СНГЛИЗИНГ-2000 по теме: «Экология – 2000: инвестиционно - лизинговые проекты в Содружестве».

8. Покровский В. Союз Республики Беларусь и Российской Федерации в работе. Вестник Содружества. РИА Новости. № 5 - 6, 1998, с. 13 - 15.

9. Строев Е.С., Бляхман Л.С., Кротов М.И. Экономика СНГ накануне третьего тысячелетия. С-Пб.: Наука, 1998, 579 с.

10. Яров Ю.Ф. А караван между тем идет... Содружеству Независимых Государств - 9 лет. Независимая газета. №  233, 2000, с. 8.

11. United Nations Conference on Trade and Development, «World Investment Report», 1998, 1999, 2000. - N. Y. and Geneva.