Парламентские слушания: «О ратификации договора к Энергетической Хартии»

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы 26 января 2001 г. были проведены парламентские слушания на тему: «О ратификации Договора к Энергетической Хартии».

История Договора к Энергетической хартии (ДЭХ) берет начало на рубеже 80 - 90-х гг., когда зародилась идея разработки специального многостороннего международного документа, декларирующего необходимость всемерного развития долгосрочного энергетического сотрудничества между Востоком и Западом (см. ИвР № 10, 2000 г., № 1, 2001 г.). В результате 16 - 17 декабря 1991 г. Хартия была официально принята. Ее подписали представители 52 государств, включая все республики бывшего Советского Союза. 17 декабря 1994 г. в Лиссабоне были открыты для подписания Заключительный Акт Конференции, Договор к Энергетической Хартии и Протокол по энергоэффективности.

По состоянию на 4 октября 2000 г. ДЭХ ратифицировали 44 страны. Документы к Хартии одобрены правительством РФ и внесены на ратификацию в Госдуму еще в августе 1994 г. Однако выйти с предложением по ратификации ДЭХ Госдумой депутаты прошлых созывов не посчитали нужным.

Ниже публикуются мнения некоторых из участников парламентских слушаний - представителей российских министерств, научных институтов и депутатов Госдумы.

 

Иванов И.Д. - заместитель Министра иностранных дел РФ

Такая крупнейшая энергетическая держава как Россия должна защищать свои интересы в этой области повсюду в мире. В числе прочего это делается через систему международных договоров. Один из них - ДЭХ. Не первый раз Договор выносится на слушания, но в прежнем составе Думы по нему не удалось сформировать солидное и убедительное большинство. Тем не менее, Министерство иностранных дел полагает, что он имеет ряд преимуществ и в своем балансе отвечает интересам страны. Договор существенно продвигает Россию вперед в режиме торговли энергетическими товарами, построения инвестиционного климата в стране и в чем-то в режиме транзита.

В части торговли Договор предусматривает применение принципа наибольшего благоприятствования для российского экспорта не только первичных энергоносителей, но и широкого круга энергетических товаров, в том числе - высокой степени переработки. В целом это половина российского экспорта, который через Договор приобретает равные конкурентные условия с другими поставщиками на рынках иностранных государств.

В области инвестиций ДЭХ дает иностранным инвесторам либо национальный режим, либо режим наибольшего благоприятствования в зависимости от того, какой из них лучше. Этот режим распространяется на инвестиции в денежной и материальной форме, прямые и портфельные, в виде технологий, передачи прав и т.д. Причем их объектами могут быть любые звенья энергетического комплекса, начиная от научно-исследовательских работ и кончая утилизацией отходов. Таким путем российский инвестиционный климат может быть приближен к стандартам международного права. Но это одна сторона дела. В основном она была важна когда заключался Договор.

Сегодня российские энергетические компании уже встали на ноги. Все чаще и чаще они по своим операциям и интересам сравнимы с крупными международными энергетическими корпорациями. В последние годы усилился поток инвестиций отечественных компаний в экономику иностранных государств и энергетический сектор в основном для транспортировки и сбыта энергоносителей. Такие инвестиции в Германии, Финляндии, Турции, Польше, Словении, Чехии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Грузии, Армении и Казахстане. Их делают Газпром, «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС» и другие компании. Ратификация Договора позволила бы укрепить правовую позицию российских энергетических компаний при производстве этих инвестиций.

К Договору примыкает Протокол по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам. Он нацеливает участников на меры по экономии энергии. Для России это исключительно важно, потому что экономика страны энергоемка. Еще более энергоемким является нынешний подъем на базе устаревшего оборудования (примерно втрое на единицу продукции). Экономия энергии может стать совершенно самостоятельным источником внутреннего потребления и экспорта без расходования невозобновляемых ресурсов.

Статья 7 Договора устанавливает режим транзита, то есть его свободу без дискриминации тарифов и сборов. Тем не менее, есть разногласия по поводу транзита. Если энергетики и нефтяники удовлетворены содержанием, то газовики полагают, что это содержание таит в себе угрозу, может быть, призрачную, но таит. Их аргументы: ратификация разрушит систему долгосрочных контрактов на поставку газа в европейские страны и внесет беспорядок на энергетический рынок СНГ, а заодно и самой России, если этот режим станет другим и будет подчиняться международным правилам.

Собирая транзит газа на свою территорию, Россия должна быть в правовом отношении конкурентоспособна, как транзитная страна. Если же режим транзита остается неопределенным, то достаточно трудно эту цель преследовать. И тогда производители, которые в иных условиях согласились бы переносить свой экспорт через территорию России, ищут альтернативные пути выхода на мировой рынок.

К иностранным потребителям 90% российского газа поступает через территории третьих стран. МИД РФ делает все возможное, чтобы обеспечить политические условия для такого транзита, но не может каждый раз гарантировать побед в этом отношении.

Договор ратифицировать нужно, но есть аспекты, которые перед этим надо доработать. В частности, газовики правы, что ратификация Договора сегодня без урегулирования отношений с Туркменией может создать определенную угрозу российским интересам на экспортных рынках. Поэтому, наверное, сначала нужно на межгосударственной основе урегулировать отношения с Туркменией. Правы они и в другом своем возражении, что необходимо произвести экспертизу - с какими положениями внутреннего законодательства сталкивается этот Договор? Начиная с 1994 г. в России проходила хозяйственная реформа, громадный объем нового хозяйственного законодательства был принят, введен в действие и, конечно, сейчас нужно сопоставить Договор не с правовой базой РФ издания 1994 г., а 2001 г.

 

Авалишвили Г.Д. - Первый заместитель Министра энергетики РФ

17 октября прошлого года в Госдуме состоялись парламентские слушания по Основным положениям энергетической стратегии России на период до 2020 г., которые были в основном одобрены участниками. 23 ноября того же года Основные положения стратегии получили одобрение у Правительства РФ.

Важность энергетической стратегии определяется огромной ролью ТЭКа экономики страны и влиянием на его функционирование и формирование энергетической политики России. Повышение энергоэффективности экономики, глобализация энергетических рынков, которые в условиях значительного экспорта энергоресурсов начинают сказываться на всех сторонах социально-экономической жизни страны, вхождение России в систему мировой экономики определяют необходимость расширения взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными странами в топливно-энергетических отраслях.

ДЭХ может оказать существенное влияние на достижение целей энергетической стратегии.

Следует остановиться на трех важных положениях Договора, использование которых может оказать непосредственное влияние на развитие ТЭКа - это вопросы инвестиций, торговли и транзита.

Первое важное положение Договора посвящено инвестиционным проблемам. Сумма необходимых инвестиций на реализацию энергетической стратегии за 20 лет оценивается величиной от 550 до 700 млрд. долл., в том числе в отраслях ТЭК от 480 до 600 млрд. долл. Привлечение такого объема инвестиций потребует создания благоприятного инвестиционного климата.

ДЭХ в случае его ратификации будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, сопоставимого с инвестиционным климатом в топливно-энергетических комплексах стран, подписавших Договор.

Защита и поощрение инвестиций распространяются и на российские компании и на интересы российских инвесторов в деятельности ТЭК в других странах.

Определенные перспективы открывают для российских инвесторов статьи Договора, посвященные передаче технологий и доступу к капиталу. Признавая важную роль открытых рынков капиталов в деле поощрения притока капиталов с целью финансирования торговли энергетическими материалами и продуктами, а также оказания содействия инвестициям в хозяйственную деятельность в энергетическом секторе, Договор предусматривает, что каждая страна будет стремиться создавать условия компаниям других договаривающихся стран для доступа на свой рынок капитала на основе режима не менее благоприятного, чем представляемый собственным компаниям.

Таким образом, Договор создает взаимные благоприятные условия для инвестора. И это весьма важно для российских компаний, развивающих свою деятельность за рубежом.

Второе важное положение Договора - торговля. Энергетической стратегией предусматривается не только сохранение масштабного экспорта российских энергоносителей и продуктов их переработки, но и его увеличение. Ожидается, что экспорт энергоресурсов, в первую очередь природного газа и жидкого топлива, в составе которого предусмотрен опережающий рост вывоза нефтепродуктов, может возрасти к 2010 - 2015 гг. до 600 млн т условного топлива, вместо 506 млн т в настоящее время.

Это потребует инвестиций как на обслуживание экспорта, так и в расширение добывающей и перерабатывающей базы и энерготранспортной инфраструктуры.

Торговое положение Договора предусматривает, что на страны, не являющиеся членами ВТО, то есть и на Россию, распространяется режим, близкий к режиму ВТО в торговле энергетическими материалами и продуктами (ЭМП). Это позволит избежать в ряде случаев дискриминации торговли со странами, являющимися членами ВТО.

По имеющимся оценкам, Россия от ограничений экспорта ежегодно теряет до 2-х млрд. долл. Предоставление режима, близкого к режиму ВТО в торговле ЭМП, может дать дополнительный выигрыш, так как позволит пользоваться пониженными, а не максимальными дифференцированными пошлинами в торговле со странами - членами ВТО, подписавшими Договор. Применительно к ТЭК это распространяется на ограниченную группу товаров высокой степени переработки.

Третье важное положение Договора - транзит. Оно положено в основу Протокола к Энергетической Хартии по транзиту, которое разрабатывается странами - участницами Договора под эгидой Конференции по Энергетической Хартии.

Важность этого положения для России определяется значительной зависимостью страны от транзита. При экспорте природного газа российские газопроводы пересекают границы 14 государств. Аналогичное положение характерно для экспорта нефти.

ДЭХ же будет способствовать реализации таких проектов, как строительство нефтепровода «Бургас - Александрополис», интеграция нефтепровода «Дружба» и «Адрия», газопровод через Финляндию в Европу.

Провозглашаемый Договором принцип свободы транзита реализуется без дискриминационных тарифов, чрезмерных задержек, ограничений и сборов. Следует отметить, что ратификация Договора не повлечет за собой обязательств для России открыть свои нефте- и газопроводы для транспортировки энергоносителей из третьих стран. Возможность обязательного доступа к трубопроводным системам для третьих стран прямо исключена из сферы действия Договора.

Практическое применение Договора позволит свести к минимуму или прекратить нарушение режима транзита по причинам неплатежей, разногласий по ставкам транзитных тарифов, несанкционированного отбора энергоносителей, используя предусматриваемый механизм разрешения споров.

С другой стороны, Россия становится страной транзита, что открывает источник поступления валюты. Большое значение может приобрести транзит природного газа центрально-азиатских государств, в первую очередь Туркмении.

Россия, осуществляя транзит через другие страны и предоставляя свою территорию, должна подходить к решению этих вопросов на взаимной основе. Ряд вопросов транзита, не закрепленных в Договоре, должны найти отражение в Протоколе по транзиту.

Большое значение приобретает ратификация Договора в связи с развитием стратегического партнерства с Евросоюзом в области энергетики. Это подчеркнуто в совместном Заявлении Путина - Проди, подписанном по итогам саммита «Россия - ЕЭС» в Париже 30 октября прошлого года.

Все более активное участие России в процессах экономической и энергетической интеграции, развивающихся в Европе, требует сближения правил взаимодействия в осуществлении сотрудничества. Ратификация Договора даст возможность России разговаривать с партнерами на одинаковом правовом языке.

Вместе с тем Договор не лишен и ряда недостатков. Он не является односторонне выгодным для России соглашением, так как в нем есть ряд положений, не во всем отвечающих интересам страны: ограничивает право страны-реципиента инвестиций требовать от иностранного инвестора обязательного осуществления закупок товаров отечественного производства, не решает проблемы российского ядерного экспорта.

На состоявшихся 17 июня 1997 г. парламентских слушаниях по ДЭХ были высказаны замечания, на которых кратко остановимся.

Отмечалось, что согласно Договору приток капитала обеспечивается, прежде всего, в добывающей, а не обрабатывающей отрасли. В действительности в статье 1(5) Договора сказано, что хозяйственная деятельность в энергетическом секторе охватывает деятельность, относящуюся к разведке, добыче, переработке, производству, транспортировке и прочее. И инвестиции - статья 1(6) - относятся к любой стадии хозяйственной деятельности, включая обрабатывающую отрасль ТЭК.

Отмечалось, что со вступлением Договора в силу, европейские потребители получат свободный доступ к природным ресурсам России. В действительности Договор признает национальный суверенитет над природными ресурсами. Им определено, что каждое государство сохраняет право решать какие географические районы в пределах его территорий будут выделены для разведки и разработки энергоресурсов, а также какими темпами они могут эксплуатироваться.

В то же время Договором предусмотрено мягкое обязательство. Стороны будут стремиться содействовать доступу к энергоресурсам посредством предоставления на не дискриминационной основе лицензий, разрешений и прочее. То есть доступ к энергоресурсам будет определяться национальными интересами.

Надо отметить, что важность Договора, как международного инвестиционного торгового соглашения для развития ТЭК, требует очень серьезного отношения и проработки ряда вопросов, в частности, проведения детального анализа экономических и политических последствий для России, анализа двухсторонних отношений, связанных с разработкой перспективных топливно-энергетических балансов стран СНГ, анализа законодательных актов, в которые потребуется внести изменения в связи с вступлением Договора в силу.

 

Орлов А.В. - начальник Департамента торговли Министерства экономического развития и торговли РФ

Присоединение к Договору является безусловным плюсом, так как это позволит России пользоваться режимом, основанным на правилах ВТО, что предусматривается поправкой к Договору 1998 г. Эта поправка приводит Договор в соответствие с правилами ВТО в торговле товарами и, в частности, усиливает требования транспарентности и недискриминации.

Договор содержит через прямую ссылку на конкретные статьи соглашения Всемирной торговой организации обязательства, идентичные или сопоставимые с обязательствами участников ВТО. Таким образом Россия, становясь частью Договора, получает преимущества, содержащиеся в нем, не будучи еще членом этой организации.

В то же время Правительство РФ приняло решение существенно ускорить переговоры по присоединению России к ВТО и если будет этот процесс развиваться по оптимистическому сценарию, то в течение года - полутора Россия сможет завершить переговоры (не стать членом), но, по крайней мере, завершить основную часть переговоров по условиям своего присоединения.

Теперь о торговле российскими материалами ядерного цикла с европейскими сообществами. Известно, что при подписании Россией Договора, совместной Декларации России и ЕЭС, российские ядерные материалы были выведены из общего режима Договора. При этом в статье 22 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве в частности предусматривалось, что стороны соглашаются предпринять все необходимые шаги для достижения договоренности, охватывающей торговлю ядерными материалами, к 1 января 1997 г. Несмотря на обязательства, содержащиеся в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, европейские сообщества фактически отказываются решить эту проблему путем переговоров и ведут дело к тому, чтобы закрепить квотный режим торговли ядерными материалами отдельным соглашением.

Если не будут достигнуты соответствующие договоренности, то этот дискриминационный режим будет распространен и на те ядерные материалы, которые поставляют сейчас в страны Центральной и Восточной Европы. Потери России при этом могут составить до 300 млн долл. ежегодно.

 

Ершов Ю.А. заместитель директора ВНИИ Внешнеэкономических связей

Существует много домыслов о том, что ДЭХ приведет к засилью иностранных монополий на российском рынке, закабалению и т.д. Нужно пройтись по отдельным инвестиционным статьям этого Договора, чтобы убедиться насколько они опасны или не опасны для российской экономики и для России в целом.

ДЭХ предусматривает предоставление иностранному инвестору режима не менее благоприятного, чем тот, который предоставляется собственным инвесторам в стране, которая принимает инвестиции, или инвесторам любого третьего государства в зависимости от того, какой из этих режимов является наиболее благоприятным. Первый режим - национальный. Другой - режим наибольшего благоприятствования.

Российский закон «Об иностранных инвестициях» предусматривает национальный режим. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным чем правовой режим, предоставляемый российским инвесторам (полная идентичность текстов). Изъятия ограничительного характера могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны, здоровья, прав и т. д. Таким образом, национальный режим практически прописан одинаково.

Режим наибольшего благоприятствования, касающийся иностранных инвесторов, устраняет конкуренцию между ними. Если Россия предоставит какой-нибудь стране, например Японии привилегии, то через режим наибольшего благоприятствования эти привилегии могут и должны распространяться (если это будет затребовано) на всех остальных инвесторов других государств.

Эта норма прописана практически в каждом из 53 двусторонних Соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, подписанных в Российской Федерации с другими странами и в большинстве своем ратифицированных парламентом.

Набор статей, формирующих инвестиционный климат, открывается статьей «Об экспроприации или национализации». Здесь полное сходство с российским законом: инвестору возмещается стоимость имущества и другие убытки (написано очень лаконично, что вряд ли сможет устроить инвестора).

ДЭХ предусматривается соблюдение надлежащих правовых процедур «и одновременно с выплатой быстрой, достаточной и эффективной компенсации». Размер такой компенсации должен соответствовать справедливой рыночной стоимости экспроприируемых инвестиций, оцененных по просьбе инвесторов, в свободно-конвертируемой валюте.

Это добавление существенно для инвестора, который должен получить дополнительные гарантии в том, что его интересы не пострадают в случае национализации. Нужно заметить, что в договорной практике России в большинстве соглашений об инвестициях на двусторонней основе зафиксирована именно такого рода формулировка.

Другой важной статьей для иностранного инвестора является возмещение ему убытков в результате войны, вооруженного конфликта, введения чрезвычайного положения, возникновения гражданских беспорядков. В этих случаях, инвестору согласно ДЭХ, в вопросах реституции и возмещения предоставляется право на применение к нему режима наиболее благоприятного из тех, которые договаривающаяся страна предоставляет любому другому инвестору - будь то свой собственный, инвестор любой другой договаривающейся страны или любого третьего государства.

ДЭХ также предусматривает необходимость предоставления инвестору реституции или возмещения ущерба, понесенного им в результате реквизиции или уничтожения инвестиций Вооруженными Силами или властями договаривающейся стороны, то есть той стороны, которая приняла инвестиции. Причем оговаривается, если такое событие не было вызвано необходимостью в данной ситуации. Эта оговорка смягчает прямое действие этого положения.

Подобные статьи отсутствуют в российском законодательстве. Но проведенный анализ показал, что положения этой статьи содержатся в 40 из 50 проанализированных двусторонних Соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенных в России. То есть они стали уже законодательной нормой для Российской Федерации.

Важную роль в ДЭХ играет статья «О свободе перевода денежных средств». Здесь приводятся виды переводов. Они совпадают и с перечислениями в российском законодательстве, и вместе с тем дополняют его рядом таких платежей, которые просто не были в нем предусмотрены.

По настоянию Центрального банка, который активно участвовал в разработке ДЭХ, была внесена специальная оговорка, исключающая возможность использования Договора для бесконтрольной утечки отечественного капитала из России. Это очень важная особенность Соглашения.

Нужно остановиться на статье 11 «Ключевой персонал». Ключевой персонал - это не рабочая сила, а управляющий компанией и ведущие инженеры-специалисты. Эта статья сформулирована так, что через каждое слово идет ссылка на законодательство страны пребывания, возможности пустить того или иного иностранца и выдать ему визу. То есть нигде нет каких-либо требований, которые бы не согласовывались с российскими законами.

Следующий важный вопрос - это Договор к Энергетической Хартии и положение статьи о связанных с торговлей инвестиционных мерах. То есть именно та статья, которая предусматривает, что инвестор должен быть защищен от навязывания ему: местной продукции, каких-то особых условий экспорта, противопоставления их там со встречным импортом и т.д. Однако эта статья полностью соответствует известным положениям соглашения ТРИМС, которое входит в пакет документов ВТО - когда Россия будет вступать в ВТО, тогда оно все равно будет подписано, поскольку оно обязательно для членства.

Действительно, статья противоречит закону о СРП, где сказано, что 70% оборудования, материалов должны быть российского происхождения. Но без указания конкурентоспособности местного компонента статья будет совершенно иного характера. Например поставляются некачественные цемент, трубы и т.д., - платформу же потребуется ремонтировать. Применяя такую протекционистскую оговорку и поставляя брак, ремонт будет осуществлять опять же Россия, так как по СРП за все эти расходы на ремонт, недоделки будут расплачиваться российской долей нефти.

Поэтому эта статья требует осмысливания и определенного подхода. Можно, например, запросить секретариат ВТО о том, насколько распространяются эти положения на СРП, поскольку эти соглашения носят специфический характер. Насколько можно трактовать эту статью как протекционистскую, если эта мера и для иностранного и для отечественного инвестора?

В заключение надо отметить, что, согласно энергетической стратегии России, в нефтегазовый комплекс страны ежегодно нужно вкладывать 12 - 15 млрд. долл. на протяжении 20 лет. В 1999 г. за счет всех источников поступления инвестиций удалось привлечь всего лишь 5,3 млрд. долл. (30 - 40%). Где взять недостающие средства? Займы в будущем будут ограничены, так как Россия не можем рассчитаться по-настоящему за то, что уже взяли. На денежные сбережения населения тоже вряд ли можно рассчитывать, поскольку для этого нужно воспитать у населения чувство веры к своим банкам и финансовым властям. Остается способ - повышать цены и снижать налоги. Повышать цены - это очень опасный путь. Чтобы обеспечить самофинансирование, то есть покрывать инвестиции за свой собственный счет, в РАО «ЕЭС России» тарифы должны быть повышены 5 раз, а у Газпрома это будет значительно выше, так как там еще больший разрыв между ценой внутренней и мирового рынка. Поэтому все способы привлечения в этот «вакуум» дополнительных инвестиций необходимы для страны, они являются залогом успеха как Энергетической Хартии, так экономической стратегии России.

 

Панкин М. С. - ВНИИ Внешнеэкономических связей

В энергетической стратегии России на период до 2020 г. энергетическая безопасность определена как «состояние защищенности страны, региона, ее граждан, общества, государства, обслуживающей их экономики, от угроз надежному топливо- и энергообеспечению».

Возникает законный вопрос - что будет с надежным топливо- и энергообеспечением, то есть с энергетической безопасностью страны, если Россия ратифицирует ДЭХ? Ухудшатся ли условия для решения этой обостряющейся проблемы или же вхождение России в единое евразийское от Атлантики до Тихого океана энергетическое пространство может создать дополнительные возможности для укрепления энергетической безопасности?

Для ответа на этот вопрос следует определить характер угроз надежному топливо- и энергообеспечению России на современном этапе развития национальной экономики. Как известно, угрозы национальной безопасности бывают внутренними и внешними. Применительно к энергетической безопасности внутренние угрозы можно свести к двум основным категориям.

Первая. Достигшее критических пороговых значений состояние ресурсной производственной и финансовой базы российского топливно-энергетического комплекса.

Вторая. Крайне высокая энергоемкость экономики, превышающая в два-три раза современные показатели не только партнеров России по восьмерке, но и других развитых стран.

Обеспечение энергетической безопасности предполагает защищенность от этих угроз, то есть их скорейшее по возможности преодоление. Для решения этих проблем необходимо обеспечить приток инвестиций на порядок выше существующего уровня притока инвестиций в ТЭК, и использовать мировой опыт энергосбережения, который позволил странам Запада в 1970 - 1980-х годах существенно нейтрализовать угрозу своей энергетической безопасности. Ратификация Договора способна облегчить России решение этих проблем.

Что же касается внешних угроз энергетической безопасности, то внешние факторы или силы не способны оказать ощутимого негативного воздействия на обеспечение топливом и энергообеспечение страны, которая является одним из крупнейших экспортеров энергоносителей.

К числу потенциальных внешних угроз энергетической безопасности России иногда относят риск возрастания зависимости экономической системы страны от воздействия извне крупномасштабного и устойчивого притока прямых иностранных инвестиций в российский ТЭК. Однако в международном инвестиционном сотрудничестве в сфере топливно-энергетического комплекса основными партнерами российских экономических агентов будут выступать стратегические инвесторы, а их капиталовложения в проекты ТЭК обычно рассчитаны на функционирование в течение длительного периода, нередко на целые десятилетия, поэтому возникает не односторонняя зависимость привлекающей инвестиции страны от воздействия извне, а взаимозависимость двух сторон, которая указанный риск в конечном счете сводит к минимуму.

 

Мисюлин А.В. - начальник Департамента внешнеэкономических связей Министерства энергетики РФ

Одной из задач, решение которой необходимо для реализации целей энергетической стратегии России, является повышение эффективности использования энергии на основе энергосберегающих технологий и уменьшение экологической нагрузки на окружающую среду. Одно из средств достижения целей стратегии - это совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы. Поэтому необходимо отметить важность ратификации Протокола по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам.

Протокол содержит более детальные положения чем Договор (статьи 19, 1), и дает развернутую программу сотрудничества в области энергоэффективности и связанного с этим влиянием на окружающую среду.

Цели Протокола сформулированы следующим образом: содействие политике в области энергетической эффективности, соответствующей устойчивому развитию; создание рамочных условий, побуждающих производителей и потребителей использовать энергию максимально экономно, эффективно и экологически обоснованно, в особенности посредством организации эффективных рынков энергии и более полного учета экологических затрат и выгод; поощрение сотрудничества в области энергетической эффективности.

Какими основными принципами, заложенными в Протоколе, руководствуются страны, его подписавшие и ратифицировавшие? Сотрудничество и, когда это целесообразно, оказание друг другу содействия в разработке и осуществлении политики законных и нормативных актов в области энергетической эффективности. Определение политики в этой области и установление правовых норм, способствующих более эффективному функционированию рыночных механизмов, снижению барьеров, препятствующих повышению энергетической эффективности, распространению и передаче технологий. Стремление добиваться наибольшей выгоды от энергетической эффективности в рамках всего энергетического цикла. Проведение политики, охватывающей как краткосрочные меры по исправлению предшествующей практики, так и долгосрочные меры по повышению энергоэффективности.

Для достижения программных целей каждая договаривающаяся сторона разрабатывает, выполняет и регулярно обновляет отечественные программы повышения энергетической эффективности, наиболее соответствующие ее условиям. К числу таких программ относится разработка долгосрочных сценариев спроса и предложений энергии, оценка влияния предпринимаемых действий на энергетику, окружающую среду и экономические показатели, содействие использованию наиболее эффективных энергетических технологий.

Десятилетнее неэффективное использование энергоресурсов создали в России огромный неиспользованный потенциал энергосбережения, достигающий примерно 40 - 45% современного годового энергопотребления.

За годы реформ в России к 1999 г. объем промышленного производства снизился примерно на 48%, а добыча и производство топливно-энергетических ресурсов - на 25%. Это привело среди прочих факторов к дополнительному росту энергоемкости ВВП на 25%, что превышает сегодня уровень индустриально развитых стран Европы и Америки в 2,5 - 3 раза. Можно и дальше приводить примеры, но ясно, что эти вопросы требуют решения, и им будет уделяться максимальное внимание, а ратификация явилась бы хорошим подспорьем для решения этих задач.

 

Комаров Ю.А. - член Правления, начальник Департамента зарубежных связей РАО «Газпром»

В настоящее время доля российского газа в Европе - 26% и есть основания полагать, что эту долю можно увеличить. Портфель экспортных долгосрочных контрактов Газпрома - это 250 млрд. долл. на 15 лет. В 2000 г. доход от экспорта газа в Европу составил 11 млрд. долл. В этом году - составит порядка 13 млрд. долл. И к 2005 г. этот доход можно будет увеличить до 15 - 17 млрд. долл.

Однако ЕЭС проводит жесткую политику по либерализации рынка, усилению конкуренции и по снижению цен на энергоресурсы для конечных пользователей.

Для Европы проблема заключается в том, что к 2010 г. зависимость от энергоресурсов из России, Алжира, в какой-то мере Норвегии возрастет с 30% до 60 - 70%.

Россия по Договору примет на себя обязательства по транзиту «чужого» газа по национальным тарифам. А что такое национальные тарифы? Сегодня это меньше 0,5 долл. за 1 тыс. м3 на сто километров (в 5 раз ниже тарифов Европы). При таком транзите Россия откроет свою дорогу для туркменского и казахского газа. В силу более дешевой стоимости добычи на этих месторождениях чем на Заполярном шельфе, российский газ окажется неконкурентоспособным.

Только Колчегонакское месторождение может выбросить на рынок до 12 - 15 млрд. м3 газа в год, а законы рынка работают таким образом, что несколько лишних млрд. м3 газа, выброшенных на рынок, смогут привести к его разрушению, к обвалу цен.

По нашим расчетам, ратифицируя ДЭХ, Россия потеряет не менее трети своего рынка сбыта. Годовые потери оцениваются многими млрд. долл. Вместо увеличения дохода до 15 - 17 млрд. долл., Россия получит максимум 6 - 7 млрд. долл. При этом газа будет поставляться не меньше, а доход будет значительно ниже.

Доходы от экспорта газа в Европу формируют сегодня четверть доходной части бюджета России. Эту долю можно увеличить. И вряд ли в ближайшие годы будет другой источник кроме газа и нефти, который сможет реально внести такой же вклад.

 

Кучеров Ю.Н. - начальник Департамента стратегии развития и научно-технической политики РАО «ЕЭС России»

Российская энергосистема играет интегрирующую, связующую роль для энергосистем соседних государств, включая Китай, Казахстан, Закавказье, Прибалтику и Скандинавию.

Позиция РАО «ЕЭС России» заключается в том, что электроэнергия как продукт высокотехнологичной и глубокой переработки должен постепенно стать приоритетным экспортным продуктом наряду с топливом для атомных станций, нефтепродуктами, природным газом и нефтью. Нужно совместно выстраивать политику, направленную на восстановление утраченных рынков сбыта, самым внимательным образом изучать проекты экспорта газа для выработки электроэнергии, тем более, когда эта электроэнергия потом направляется встречными потоками. Необходимо стремиться к реализации комплексных энергетических экспортных проектов, сочетающих поставки газа, нефти и электроэнергии.

Важно расширять географию параллельной и совместной работы энергосистем государств. Совместная работа энергосистем выполняется только на согласованных технических требованиях, стандартах надежности и качества. Договор создает правовую основу для гармонизации этих условий.

Необходимо определить будущее технологического развития электроэнергетики страны, стандарты работы. По-видимому, стандарты не должны создавать проблем и препятствий для предприятий транснациональных компаний.

Существует, но простаивает уже около 10 лет мощная транспортная инфраструктура. К сожалению, она проходит через Украину. Предстоит огромная работа по восстановлению нарушенных электрических связей в западном направлении. И ДЭХ следует рассматривать как один из инструментов международного сотрудничества, который способствует энергетической интеграции.

В то же время необходимо продумать механизм обеспечения гарантированного сбыта российской продукции в открывающемся общеевропейском рынке электроэнергии. В силу специфики построения энергосистем, граничащих с Россией стран, и дефицитности большинства из них, в ближайшем обозримом будущем России не грозит зависимость от импорта электроэнергии. Ратификация же Договора не нарушает энергетическую безопасность России, по крайней мере в отношении электроэнергетики.

Кроме этого, энергетическая безопасность России обеспечивается крупнейшим потенциалом топливно-энергетических ресурсов абсолютно собственной производственной базой, научным, проектным и инженерным комплексом.

Ратификация Договора равнозначна вступлению в ВТО. Для электроэнергетики это должно способствовать исключению дискриминационных условий по транзиту электроэнергии, а также даст дополнительные возможности по реструктуризации задолженности энергетических компаний стран СНГ за заранее поставленную электроэнергию, использованию на паритетных началах существующих технических возможностей внешних электрических связей. Важно официально продвинуть предложение о поставках электроэнергии из «ЕЭС России» в Западную Европу, в том числе в Германию, для компенсации части долга России перед западными кредиторами.

За последние годы на треть (около 230 млн. т) снижены выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. В перспективе, начиная с 2008 г., когда начнет действовать ограничение Киотского протокола, это будет серьезный сектор по международной торговле.

Практически во всех договорах и рамочных соглашениях, заключенных РАО «ЕЭС России» с зарубежными компаниями, в последнее время содержатся обязательные ссылки на соблюдение положений ДЭХ. При этом важным является упорядочение проблем транзита российской электроэнергии в сторону Запада, в том числе с учетом принятой Европейским союзом директивы по либерализации европейского рынка электроэнергии.

В этой связи существенное значение имеют положения разрабатываемого в настоящее время Протокола по транзиту, так как они обеспечат юридическую основу передачи мощностей электроэнергии по территории третьих стран.

Необходимо обратить внимание на то, что в связи с особенностями электроэнергетики, в Договоре не определен механизм организации эффективного сотрудничества в этой отрасли. Поэтому требуется ускорить начало разработки специального Протокола по электроэнергетике. Этот протокол должен урегулировать многие вопросы совместной работы и создать основу развития общего рынка электроэнергии и мощностей на всем евроазиатском пространстве.

 

Тер-Саркисянц С.Р. - вице-президент «Транснефти»

Всем известны вопросы с тарифами на транзит нефти через Украину и «знаменитый» отбор газа на Украине. Ратификация ДЭХ поможет решить проблемы транзита нефти через другие страны. ДЭХ создает инструмент, которым можно эффективно пользоваться в спорных случаях.

Но ДЭХ решает не все спорные вопросы. В частности, процедура примирения, весьма размыты статьи о тарифах, о доступе к нефтепроводам. Однако работа двигается путем принятия отдельных протоколов. Активное участие профессионалов - промышленников, юристов и экономистов - позволит продвигать Протоколы, которые устранят недоразумения и недоработки, существующие в Договоре.

 

Швыряев Я.М. - депутат Государственной Думы

Остановимся на доводах за ратификацию ДЭХ. РАО «ЕЭС России» имеет избыток мощности 20 млн. кВт, которые будут переданы через третью страну. Но чтобы продать электрическую энергию, нужно иметь определенную частоту 50 Гц и стабильное количество электроэнергии. Для выполнения этих требований нужны генерирующие мощности, стабильно работающие в третьей стране, то есть, на Украине. Следовательно, придется восстанавливать линии электропередач «Мир» и подстанции, потребуется топливо для украинских электростанций. И нет ответа на вопросы, какой доход это принесет, что получит Россия?

Доводы МИДа: если ратифицировать ДЭХ, то тогда МИДу будет легче работать.

Говоря об инвестициях, существует два понятия - выгодно или не выгодно инвестировать. Газовики к этому подошли наиболее подготовлено и считают, что никто в невыгодную экономику деньги вкладывать не станет. При существующей себестоимости газа в Средней Азии выгодно инвестировать не российские северные месторождения, а среднеазиатские.

Доводы за ратификацию ДЭХ носят декларативный характер с какими-то предположениями.

 

Коробов М.Л. - заместитель председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи, депутат Госдумы

Чем старательнее будет закрываться российский рынок добычи и производства энергоресурсов от других стран (потребителей этих энергоресурсов), тем быстрее они будут накапливать интеллектуальные и информационные ресурсы, добьются создания новых альтернативных источников энергии, экологически более чистых и экономически более эффективных. При этом не потребуется вовлечения невозобновляемых природных ресурсов, которыми сегодня богата Россия.

Если закрыть российский рынок и в очередной раз не сделать шаг к так называемой глобализации экономики либо к органичному вхождению в мировой рынок, то что может ожидать Россию в будущем? Скорее всего, те страны, которые хотят воспользоваться транзитными путями России (транзит - это, отдельно взятая, значительная доходная статья национальной экономики), будучи энергоизбыточными, начнут искать другие транзитные направления потоков энергоносителей. Туркменский газ пойдет на внешние рынки через Иран, Турцию, может быть и пройдет через Пакистан и выйдет на рынки Юго-Восточной Азии. Казахстан расширит свои поставки в Китай. Таким образом, самоизоляция оттеснит российские компании от перспективных рынков.

Присоединение России к ДЭХ означает, что будет положен в течение ближайших нескольких лет конец привычному, безмятежному существованию российских супермонополий. Например в Газпроме или РАО «ЕЭС России» есть товаропроизводящая подсистема и отдельная подсистема - товаропроводящая сеть. Нужно эти две составляющие отделить, и тогда товаропроизводящая подсистема, куда входит разведка и добыча газа, станет более конкурентоспособной, поджимаемая более дешевым туркменским или узбекским газом. При этом рынок заставит крупные корпорации добиваться снижения себестоимости, повышения эффективности производства и т.д.

Следует понимать, что в условиях рыночной экономии тарифы не должны «пригибать к земле» Газпром, РАО «ЕЭС России», или МПС. Рынок должен определять цену услуги или цену товара. Почему Газпром сегодня должен получать за тысячу м3 газа с внутреннего рынка тысячу с небольшим рублей, а не ту цену, которую внутренний рынок должен реально платить? Почему РАО «ЕЭС России» должно получать заниженную цену своей продукции, стыдливо называемую тарифом? В экономике необходима регулирующая роль государства, поощряющая и стимулирующая как производство, так и потребление, в том числе и через рост платежеспособного спроса населения, как одного из стимулов развития производства.

***

Мнение из Брюсселя

Из интервью Рии Кемпер, генерального секретаря международного секретариата Энергетической Хартии газете «Сегодня» (№ 33, 13.02.2001 г.).

Решение о ратификации ДЭХ не было принято Государственной Думой РФ и это вызывает некоторое разочарование, хотя положительным является уже сам факт активного рассмотрения этого вопроса.

Все же следует отметить поддержку ДЭХ ведущими энергетическими компаниями и представителями правительства России и необоснованность резкой критики со стороны противников Договора.

В Договоре нет обязательства для России открывать свои трубопроводы для газа из соседних стран в ущерб позиции России на европейских рынках, как это утверждает Газпром. Напротив, обязательный доступ для третьих стран к трубопроводам исключен из сферы действия Договора. Неверно понимание Газпромом положений о тарифах на транспортировку энергоносителей через территорию России. ДЭХ никак не угрожает интересам Газпрома.

Договор отвечает не только интересам стран, не имеющих энергоресурсов, но и интересам России. ДЭХ создает правовые рамки для инвестиций в развитие энергетики России. России будет очень трудно привлекать инвестиции в свой ТЭК без обязательств, обеспечивающих их защиту.

Ратификация ДЭХ обеспечит также правовую защиту операций российских компаний за рубежом и будет содействовать вступлению России в ВТО. Договор предусматривает механизмы разрешения споров с другими странами - участниками по транзиту энергоносителей.

Есть надежда, что запрошенный Госдумой дополнительный анализ Договора будет способствовать его ратификации при согласии всех заинтересованных сторон.