Договор к
Энергетической Хартии (ДЭХ) и Протокол к Энергетической Хартии по вопросам
энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам были
подписаны в декабре 1994 г. В августе 1996 г. документы были внесены в
Государственную Думу на ратификацию. В феврале 1997 г. в Государственной Думе
был проведен семинар по изучению положений ДЭХ и Протокола, затем они были
рассмотрены Счетной палатой РФ и в июле 1997 г. были проведены Парламентские
слушания по проблемам ратификации этих документов, рекомендовавшие отложить
ратификацию ДЭХ и Протокола до вступления России во Всемирную торговую
организацию (ВТО).
С момента проведения последних Парламентских слушаний до настоящего времени положение в России и на ее внешнеэкономическом направлении существенно изменилось. Стабилизировалась политическая обстановка, укрепляется вертикаль государственной власти, проводятся экономические реформы, значительно расширилась и углубилась законодательная база, в частности приняты законы «Об иностранных инвестициях» и «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений».
В рабочих органах Конференции Энергетической Хартии была разработана торговая поправка к ДЭХ, учитывающая итоги Уругвайского раунда ГАТТ/ВТО, были согласованы положения нового Дополнительного Договора к ДЭХ, углубляющие отдельные положения ДЭХ, идут переговоры по разработке Протокола к Энергетической Хартии по транзиту.
Участники Парламентских слушаний констатируют, что ДЭХ носит широкий комплексный характер, являясь одновременно инвестиционным, торговым и транспортным соглашением, имея в виду его положения о транзите. В целом документ направлен на установление единых для всех подписавших ДЭХ стран норм, правил и гарантий, обеспечивающих правовую защиту интересов предприятий стран - участниц ДЭХ, действующих в ТЭК в таких областях, как инвестиции, внешняя торговля и транзит. Правовая компетенция ДЭХ распространяется на такие вопросы, как передача технологии, доступ к капиталу, экологические аспекты, процедуры разрешения споров, суверенитет над природными ресурсами и др.
Положения ДЭХ в основном соответствуют положениям новых законодательных актов России, существенно дополняя и уточняя их, сближая их тем самым с действующими нормами международного права.
К числу положительных результатов при вступлении ДЭХ в силу относятся:
• инвестиционный климат в России станет более благоприятным, предсказуемым и гласным;
• Россия получит возможность пользоваться недискриминационным режимом, близким к режиму ВТО, при торговле со странами - участницами ДЭХ отдельными топливно-энергетическими товарами;
• дополнительная возможность для России решать споры на международном уровне по вопросам транзита российских энергоносителей и зарубежных инвестиций;
• экономическая и энергетическая интеграция стран СНГ и создание на этой основе единого энергетического пространства СНГ, а также содействие решению «каспийской проблемы»;
• упрочение международного престижа России как энергетической державы.
К числу недостатков ДЭХ можно отнести следующие:
• через три года после ратификации Россия обязана устранить связанные с торговлей меры, ограничивающие экспорт своей продукции или импорт продукции производственного назначения иностранного инвестора;
• ДЭХ не решает проблему торговли с Евросоюзом ядерным топливом, отдавая ее на двусторонний уровень;
• не распространяется юрисдикция на морской транспорт и подводные трубопроводы;
• недостаточная проработанность последствий нового режима транзита энергоносителей для экономики Российской Федерации.
Обменявшись мнениями, участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Правительству Российской Федерации:
• продолжить переговоры по разработке Протокола к Энергетической Хартии по транзиту, добиваясь учета в нем интересов России, связанных с обоснованностью предоставления свободного транзита другим государствам;
• провести экономический расчет, отражающий реальное положение в экономике страны в условиях соблюдения положений Энергетической Хартии;
• настаивать на разработке Протоколов к Энергетической хартии по электроэнергии и газу;
• составить и внести в Государственную Думу в оперативном порядке перечень законодательных актов, в которые потребуется внести изменения в случае ратификации Договора.
2. Государственной Думе Российской Федерации:
• просить Президента Российской Федерации поручить Совету Безопасности провести анализ экономических и геополитических последствий для национальной безопасности Российской Федерации в случае ратификации ДЭХ и о результатах проинформировать Государственную Думу;
• целесообразно рассмотреть правовые, экономические и внешнеполитические последствия в случае ратификации ДЭХ;
• дать поручение Комитету по энергетике, транспорту и связи совместно с другими профильными комитетами провести работу по всесторонней подготовке ДЭХ к ратификации.