Импорт инвестиционного ресурса особого рода

 

В журнале «Инвестиции в России» № 10 за 2000 г. была опубликована статья, посвященная вопросу о том, как в настоящее время на практике хотя бы в общих чертах определить численную величину эффекта внешнеэкономических связей России. Вокруг этой статьи развернулись дискуссии среди специалистов, в ходе которых были высказаны некоторые предложения, заслуживающие внимания. Среди них и предложение дополнительно учесть в импорте России определенные виды образовательных услуг, получаемых Россией из-за границы. Ныне этот вид услуг в силу специфики российской таможенной статистики, естественно, не получает отражения в общей сумме российского импорта. Ниже предлагается информация по затронутой проблеме.

 

Указом президента США Джона Кеннеди 1 марта 1961 г. был создан Корпус мира. Ранее многие государства относились к этой организации с известным подозрением. В основе идеи Корпуса мира (КМ) лежит врожденное американское миссионерство, но не религиозное, а цивилизационное, просветительское. Другой такой организации в мире нет.

Работа преподавателей и специалистов Корпуса мира полностью финансируется Конгрессом США. В самой Америке многие молодые люди всегда считали служение в этой организации делом важным и почетным.

Ключевым элементом деятельности KM было и есть обучение английскому языку. «За сорок лет триединая задача Корпуса мира не изменилась, - поясняет директор бюро КМ в Москве Ким Дуглас. - Во-первых, оказание помощи в развитии человеческих ресурсов в соответствии с потребностями принимающих государств. Во-вторых, стремление добиться лучшего понимания гражданами этих стран американских ценностей. В-третьих, достичь понимания американцами проблем граждан других стран, их устремлений». Преподавание разнообразных дисциплин исходит из идеи, что не столь важно накормить человека, сколько научить его эффективно производить продукты потребления, хорошо работать.

В течение сорока лет структура Корпуса мира остается практически неизменной. Она включает два яруса. Организуют работу сотрудники региональных бюро, считающиеся госслужащими США с соответствующими окладами (от 3 до 5 тыс. долл. в месяц). Таких госслужащих сегодня насчитывается около 800 человек. По масштабам это довольно крупное отраслевое министерство, например, в нашей стране. Непосредственно же в школах и вузах 70 стран мира работают свыше 7 тыс. добровольцев, зарплата которых устанавливается в том же размере, как и зарплата местных учителей и профессоров. Этот принцип строго соблюдается.

В США считают, что добровольцы должны руководствоваться профессиональными и общегуманитарными интересами. Это составляет содержание торжественной присяги, которую они принимают. По окончании двухлетнего контракта добровольцы имеют преимущество при устройстве на госслужбу на родине.

Корпус мира обосновался в странах Восточной Европы в конце 1980-х годов. Он начал действовать и во всех странах Содружества Независимых Государств, кроме Таджикистана.

Начало работы КМ в России положено межправительственным соглашением, подписанным 17 июня 1992 г. Сейчас в нашей стране работают 184 добровольца, 120 из них - в западной части России (на эти цели Конгрессом США выделено порядка 1,6 млн. долл. в год). Кроме того, для районов Дальнего Востока России выделено 1,3 миллиона долларов. Всего бюджет Корпуса мира на 2001 г. утвержден в размере 260 млн. долл.

С 1998 г. партнером и главным методическим руководителем американских волонтеров, или добровольцев, в России является Минобразования. В настоящее время масштабы деятельности КМ в России имеют тенденцию к расширению. По-прежнему основное внимание уделяется английскому языку и дисциплинам, связанным с развитием малого и среднего предпринимательства.

Вполне понятно, что образовательные услуги, получаемые российской стороной извне, должны быть отражены как специфический импорт в общей сумме ввоза. При этом затрат на такого рода импорт практически (с точки зрения России) нет. А стоимость импорта может быть определена двояко: по рыночной стоимости услуг, исходя из мировых цен, или в соответствии с долей фактических затрат американской стороны на оказание России образовательных услуг. Думается, что первый способ более точно отвечает той цели, которая поставлена перед исследователями эффективности внешнеэкономического комплекса России.

 

Владимир САВИН,

кандидат экономических наук,

ведущий научный сотрудник

Центра внешнеэкономических исследований РАН