Взоры международных инвесторов устремлены на юг*

 

Инвестиционные банки вновь вкладывают крупные средства в развивающиеся рынки, в особенности в странах Латинской Америки. По сравнению с фондовым рынком США, где вместе с падением цен на акции сократилось и количество совершаемых сделок, возможности для предоставления услуг в качестве андеррайтеров и консультантов в странах Центральной и Южной Америки постоянно расширяются. Ожидается, что все самые крупные сделки уйдут к ведущим американским банкам, а более мелкие - к региональным банкам.

 

В результате проведения реформ корпоративного управления, либерализации рынков и притока денежных средств на фондовые рынки латиноамериканских стран оживился интерес к ним со стороны инвестиционных банков. Стабилизация положения в таких крупных странах, как Мексика и Бразилия, способствовала повышению их национальных кредитных рейтингов, сделав их более привлекательными для инвесторов.

Инвестиционная банковская группа J.P. Morgan Chase & Co. заявила о намерении расширять операции в Латинской Америке. Голландская страховая группа ING свернула операции своего лондонского инвестиционного банка и пытается продать свои подразделения в США, отдавая приоритет развивающимся рынкам.

В марте 2000 г. рейтинговое агентство Moody’s Investor Service повысило рейтинг государственного долга Мексики до уровня BАА3, доведя его до инвестиционного уровня впервые за всю историю этой страны. Рейтинговое агентство Standard and Poor’s заявило, что в этом году оно может установить для Мексики аналогичный рейтинг. «После присвоения Мексике рейтинга инвестиционного уровня интерес к странам Латинской Америки заметно повысился», - отмечает Дэвид Банс, партнер и глава подразделения КПМГ по международным финансовым и банковским операциям в г. Сан-Паулу (Бразилия).

По информации агентства Thomson Financial Securities Data, в 2000 г. общий объем операций по слиянию и поглощению компаний в Латинской Америке составил 90,2 млрд. долл., увеличившись на 22% по сравнению с 1999 г. (73,4 млрд. долл.). Такой рост был достигнут в том числе и за счет подъема активности на телекоммуникационном рынке стран Латинской Америки. Хотя эти цифры и невелики по сравнению с объемом аналогичных операций в США, масштабы гарантированного размещения ценных бумаг американскими андеррайтерами заметно сократились. Например, в ноябре 2000 г. инвестиционные банки гарантировали первичное размещение ценных бумаг на сумму 4 млрд. долл., тогда как в октябре эта цифра достигала 9 млрд. долл. Особенно заметно такое сокращение выглядит на фоне показателей первого квартала 2000 г., когда общая сумма акций, выпущенных на рынок в порядке первичного открытого предложения, достигла 33 млрд. долл.

Скорее всего, ведущие инвестиционные банки США будут играть главенствующую роль в осуществлении крупнейших сделок на рынке латиноамериканских стран. В прошлом году Morgan Stanley Dean Witter, Goldman Sachs и J.P. Morgan выступили консультантами в пяти из десяти самых крупных сделок года, включая самую крупную - приобретение компанией Telefonica SA фирмы Telecommunicacoes de Sao Paulo (сумма сделки составила 10,4 млрд. долл.). «По всей вероятности, самые большие сделки будут по-прежнему вестись крупными фирмами, чьи штаб-квартиры находятся не в Нью-Йорке, - утверждает Банс. - Такие банки, как Goldman Sachs, Chase Manhattan и Merrill Lynch, будут вести любые сделки на суммы свыше 500 млн. долл.».

У ведущих американских фирм имеются возможности и связи  для того, чтобы сохранить за собой крупных клиентов, в особенности из числа многонациональных компаний, которые намереваются в ближайшем будущем присоединять к себе новые фирмы. При первичном открытом предложении акций и выпуске долговых обязательств крупные компании стремятся пригласить в качестве андеррайтеров банки, которые предоставляют услуги в различных странах и на нескольких рынках капитала, а это под силу только мощным инвестиционным банкам.

В то же время крупные инвестиционные банки, как правило, не проявляют интереса к обслуживанию менее крупных компаний в небольших странах. «Международные банки, в сущности, не уделяют особого внимания рынкам капиталов отдельных стран, - говорит Банс. - Их главный интерес сосредоточен в сфере международных выпусков ценных бумаг и американских депозитарных расписок».

Согласно рейтингу агентства Thomson, в прошлом году бразильские инвестиционные банки Banco Santander Central Hispano (Banespa) и Banco Brascan SA занимали соответственно седьмое и девятое место в списке ведущих латиноамериканских консультантов по вопросам слияний и поглощений. Банс отмечает, что такие небольшие банки будут оказывать услуги по гарантированию размещения выпуска облигаций и акций средним по величине региональным компаниям. По наблюдениям Банса, количество сделок по слиянию, масштабы которых слишком незначительны для ведущих инвестиционных банков, в последнее время стало увеличиваться. «Мы очень успешно работаем на рынке средних по величине сделок», - отметил представитель компании КПМГ, которая выступает в качестве консультанта по вопросам слияния компаний в данном регионе.

Приток иностранных инвестиций привел к активизации операций по слиянию и поглощению компаний. По результатам исследования, проведенного Goldman Sachs, страны Латинской Америки преодолели спад 1999 г., и в прошлом году объем прямых иностранных инвестиций в этом регионе составил 59 млрд. долл., что на 22 млрд. долл. превысило показатель 1999 г. На долю Бразилии и Мексики приходится почти три четверти от общего объема иностранных инвестиций, осуществленных в 2000 г. (объем инвестиций в Бразилии - 28 млрд. долл., в Мексике - 15 млрд. долл.).

Вместе с тем, работая со странами Латинской Америки, банкам необходимо проявлять терпение. По мнению Ангуса Бакстера, руководителя отдела операций с ценными бумагами на развивающихся рынках лондонского отделения банка ABN Amro, на каждую успешно проведенную сделку в Мексике или Бразилии приходится несколько неудачных операций на развивающихся рынках.



* По материалам, подготовленным Международной Группой КПМГ - ведущей международной консультационной компании. Для получения более подробной информации просьба обращаться в отдел маркетинга КПМГ к Александру Оленеву, тел.: (095) 937-4477