Иностранные инвестиции в Свердловской области

 

Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики - привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом. Иностранные инвестиции, привлекаемые наряду с отечественными источниками иностранных ресурсов, обеспечивают развитие международных экономических связей.

В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного климата страны и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на оценки многочисленных консалтинговых фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных заседаниях, проводимых вне Российской Федерации и без участия российских экспертов, представляются мало достоверными, а возможно, и предвзятыми. В статье предлагается некоторый совокупный обзор инвестиционного рынка Свердловской области, построенный по различным источникам.

 

Проведенное независимое исследование иностранных инвестиций по Уральскому региону состоит из двух частей, в которых рассматриваются соответственно потенциальный объем инвестиций для предприятий, в частности Свердловской области, основные проблемы инвестиций в сегодняшнюю региональную экономику и иностранные инвестиции в некоторые сектора экономики. Приводится фактический материал по данным Госкомстата РФ, а также сделана попытка анализа на основе этого материала методов работы иностранных инвесторов в России и проведен анализ потенциального спроса на инвестиции по результатам маркетингового исследования иностранных инвестиций[1].

 

Иностранные инвестиции в России

 

По оценке экспертов, потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате.

Свердловская область среди 20 регионов РФ с наибольшим объемом прямых иностранных инвестиций (табл. 1) занимает 15-ю позицию с суммарным объемом инвестиций 187,3 млн. долл., притом что в рейтинге инвестиционного потенциала Свердловская область устойчиво занимает 4-ю позицию после Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области.

Разрыв между инвестиционным потенциалом и реальными инвестициями легко объяснить с учетом того, что в рейтинге инвестиционных рисков Свердловская область занимает 35-ю позицию, что характеризует имеющиеся риски как высокие.

 

Таблица 1

20 регионов РФ с наибольшим объемом прямых иностранных инвестиций

 

Регион

Объем в 1993 - 1998 гг.

(млн. долл.)

Доля в России за 1993 - 1998 гг. (%)

Москва

6970,9

43,89

Московская область

1345,0

8,47

Санкт-Петербург

737,2

4,64

Архангельская область

698,5

4,4

Красноярский край

448,0

2,82

Самарская область

365,3

2,3

Новосибирская область

305,2

1,92

Сахалинская область

288,8

1,82

Краснодарский край

260,0

1,64

Магаданская область

229,8

1,45

Республика Татарстан

228,0

1,44

Республика Коми

219,0

1,38

Тюменская область

191,7

1,21

Ханты-Мансийский автономный округ

188,2

1,18

Свердловская область

187,3

1,18

Хабаровский край

176,1

1,11

Ленинградская область

170,5

1,07

Приморский край

160,3

1,01

Иркутская область

153,6

0,97

Нижегородская область

153,4

0,97

Источник: expert.ru

 

Столь низкие объемы и структуру иностранных инвестиций можно объяснить неудовлетворительным инвестиционным климатом России, а также настороженным отношением к иностранному капиталу со стороны государства и руководителей некоторых предприятий.

Страновая структура иностранных инвестиций требует большей дифференциации стран - основных инвесторов, что будет способствовать ослаблению экономической зависимости в получении дополнительных источников накоплений как от одной, отдельно взятой страны, так и от небольшого количества стран. Отраслевая структура предопределяет необходимость увеличения вложений иностранных инвестиций в отрасли материального производства. Региональная структура иностранных инвестиций деформирована и характеризуется очень незначительными вложениями иностранных инвестиций в основную часть регионов РФ.

 

Объем иностранных инвестиций в Свердловской области

 

По состоянию на 1 октября 2000 г. объем иностранных инвестиций, накопленных в экономике области, составил 225,8 млн. долл. В течение 2000 г. поступило 146,6 млн. долл., что на 19,2 млн. долл. (на 12%) ниже по сравнению с прошлым годом; 57,1 млн. (38,9%) приходится на прямые инвестиции. К сожалению, как и в целом по России, можно констатировать падение уровня прямых инвестиций.

Основными инвесторами являлись США (35,1 млн. долл. - 23,9%), Великобритания (28,7 млн. долл. - 19,6%), Кипр (24,3 млн. долл. - 16,6%) и Бельгия (16,3 млн. долл. - 11,1%). Иностранные инвестиции направлялись в основном в алюминиевую, медную и пищевую промышленность, а также в торговлю и общественное питание.

Наиболее популярная форма привлечения инвестиций в экономику области - создание организаций с иностранными инвестициями. Зарегистрировано около 900 таких организаций. В течение 2000 г. было создано 62 организации с иностранными инвестициями, в которых участвуют инвесторы из 26 стран, в том числе 20 - из стран дальнего зарубежья, 6 - из стран ближнего зарубежья. Наиболее активны инвесторы из Китая, США, Германии, Великобритании, Польши, Казахстана, Украины и Узбекистана. Общая сумма вкладов в уставные фонды превысила 1900 млн. руб., причем доля иностранных учредителей составила 82,4%. Среди учредителей - такие крупные фирмы, как «Coca-Cola», «Pepsi-Cola», «ABB», «Caterpillar» и др.

 

Таблица 2

Сведения о планируемом объеме иностранных инвестиций в экономику Свердловской области

 

Показатели

Единица измерения

1999 г.

отчет

2000 г.

отчет

2001 г. - прогноз

I вариант

II вариант

Иностранные инвестиции

млн. долл.

165,8

146,6

180,0

160,0

в том числе:

прямые инвестиции

 

млн. долл.

 

78,9

 

57,1

 

65,0

 

55,0

По данным Госкомстата.

 

Приток иностранных инвестиций увеличивался достаточно стабильно в течение всего рассматриваемого периода. При этом прямые инвестиции росли до 1998 г. и начали снижаться в 1999 г. Прочие инвестиции (в основном это торговые кредиты, банковские вклады) составляли незначительную долю всех иностранных инвестиций до 1998 г., но при этом возрастали. Однако с 1999 г. наблюдается резкий рост прочих инвестиций (в 1999 г. их доля в общих инвестициях в долларах составила 52,4%, в 2000 году - 61,0%). Анализ динамики иностранных инвестиций показывает, что около 50% всех иностранных инвестиций приходится на прямые.

Промышленные и другие предприятия (фирмы) постоянно сталкиваются с необходимостью инвестиций, т.е. с вложением средств (внутренних и внешних) в различные программы и отдельные мероприятия (проекты) с целью организации новых, поддержания и развития действующих производств (производственных мощностей), технической подготовки производства, получения прибыли и других конечных результатов, например природоохранных и социальных.

Для того чтобы проиллюстрировать картину по источникам инвестиций, следует обратить внимание на тенденцию привлечения инвестиций по отраслям экономики.

 

Таблица 3

Объем привлеченного иностранного капитала по отраслям экономики

 

Хозяйственные комплексы

Общий объем привлеченного иностранного капитала, тыс. долл.

1998 г.

1999 г.

на 01.09. 2000 г.

2001 г. (оценка)

Металлургический

500

80300

49700

106210

Топливно-энергетический

 

 

 

 

Машиностроение и металлообработка

1500

1800

 

 

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

 

 

100

214

Пищевая промышленность

71600

78000

16100

34406

Строительные материалы

 

 

1300

2378

Итого промышленность

73600

160100

67200

143208

Торговля, общепит

44700

5700

1400

2992

Прочие

700

 

500

400

Итого

119000

165800

69100

146600

 

Инвестирование в промышленность является приоритетным для инвесторов, использующих в качестве инструмента иностранную валюту, а инвестиции в торговлю и общественное питание привлекательны для инвесторов в российских рублях. Такая тенденция наблюдалась до 1999 г., когда приоритетной сферой для любых инвестиций стала промышленность.

Иностранные инвестиции в российской валюте в 1997 г. направлялись в основном в торговлю и общественное питание (77%), в финансы и кредит (18%). В промышленность было направлено только 4% от всех инвестиций в рублях. Основными направлениями инвестирования в иностранной валюте в 1996 г. были промышленность (73%), связь (13%) и сфера услуг (10%). Из всех средств, инвестированных в промышленность, чуть более половины было направлено в машиностроение и металлообработку, остальная же часть - в пищевую промышленность.

Инвестиции в промышленность в суммарном выражении (рублевые и валютные) возрастали в течение 1996 - 1999 гг. Особенный рост наблюдался в 1999 г., когда и большинство рублевых инвестиций было направлено в промышленность. Инвестиции в торговлю и общественное питание увеличивались до 1998 г., а в 1999 г. были сокращены.

Страновые иностранные инвестиции. Основным источником инвестирования является капитал иностранных коммерческих организаций. Иностранные инвестиции, при прочих равных условиях, можно отнести к внешним инвестициям для российских предприятий. Инвесторами из дальнего зарубежья принято участие в капитале 83% иностранных и совместных предприятий на территории Свердловской области, инвесторами из ближнего зарубежья - 17% (по данным за 2000 г.).

В 2000 г. наибольшее участие в капитале иностранных и совместных предприятий Свердловской области приняли Великобритания (34%), Кипр (24%), США (22%), и Мальта (19%). По состоянию на 2000 г. на долю США приходилось 38% всех поступлений иностранных инвестиций, Великобритании - 13,7 %, Кипра - 8,2%.

Отраслевая принадлежность иностранных инвестиций. Свердловская область входит в первую шестерку регионов по силе действующих совместных и иностранных предприятий. Предприятия, зарегистрированные на конец 1996 г., распределились по отраслям следующим образом: 52,6% всех предприятий работали в сфере торговли и общественного питания; 24,5% - в сфере промышленного производства; 6,3% - в сфере строительства. Незначительное число предприятий с иностранными инвестициями было занято в таких отраслях, как транспорт и связь, наука и научное обслуживание, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка и др.

 

Диаграмма 1

Вновь созданные предприятия сократили долю торговли и общественного питания и увеличили долю промышленности в составе всех предприятий с участием иностранного капитала.

Объемы производства предприятий с иностранным капиталом в динамике выглядят следующим образом: существенно увеличился объем производства в промышленности на период 2000 г., объемы предприятий транспортной отрасли набирают темпы 1997 г. (на январь - июнь 2000 г. составляли 797,2 млн. руб.), объемы торговли и общественного питания восстанавливают уровень 1997 г. (на январь - июнь 2000 г. составляли 28,3 млн. руб.).

Привлечение государственных иностранных средств. Под государственными финансовыми институтами будем понимать не только учреждения, контролируемые правительством той или иной страны, но и международные институты, такие как ЕБРР. Средства международных финансовых институтов также будем называть государственными. По материалам Представительства ЕБРР в г. Екатеринбурге, ЕБРР реализует с 1995 г. в Свердловской области программу поддержки и развития малого предпринимательства. За 1998 - 1999 гг. из средств ЕБРР субъектам малого предпринимательства выдано свыше 7000 кредитов.

Российские финансовые институты привлекают средства иностранных государственных банков, в основном под программы помощи и развития и при обслуживании инвестиционных проектов.

Свердловская область является одним из субъектов РФ с высоким потенциалом и наиболее благоприятными условиями инвестирования. В результате с участием органов исполнительной власти, муниципальных образований, предпринимательских структур в сфере малого предпринимательства осуществляется более 20 международных программ (по материалам МЭТ, Екатеринбург 2000 г.). На 2000 г. в Свердловской области реализуется 117 инвестиционных проектов и программ предприятий и организаций.

Ключевые государственные проекты в Свердловской области. По данным Британского фонда Ноу-Хау, в Свердловской области Британским Советом и Фондом Ноу-Хау с участием с российской стороны предпринимательских структур, органов государственной власти и муниципальных образований разработаны и реализованы в 1996 - 1997 гг. 5 проектов, в 1998 - 1999 гг. - 9 проектов развития малого и среднего бизнеса.

Реализуется программа ТАСИС «Повышение эффективности менеджмента». Получено подтверждение о финансировании Программы в 1999 г. Квота на участие в Программе - 300 человек. Решается вопрос по организации проведения тестирования кандидатов Свердловской области на участие в Программе в г. Екатеринбурге.

В первом полугодии 1999 г. в области осуществлялась реализация Программы сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы (PSO), начатая по инициативе правительства Нидерландов для оказания поддержки странам Центральной и Восточной Европы в вопросах перехода к рыночной экономике, экономического оздоровления, развития малого и среднего бизнеса.

Программа PSO охватывает три направления деятельности:

1. Энергетика и окружающая среда.

2. Промышленность, технология, конверсия.

3. Транспорт и инфраструктура.

Свердловская область является одним из трех регионов России, в которых правительство Голландии реализует эту программу. Всего на территории Свердловской области будет реализовываться 9 проектов по программе PSO на общую сумму инвестиций в размере 5 млн. гульденов (2,5 млн. долл.).

 

Участие правительства Свердловской области в инвестиционном процессе

 

Иностранные инвесторы, в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются национальным статусом. Они пользуются при реализации инвестиционных проектов всеми имеющимися в распоряжении правительства Свердловской области льготами и привилегиями. В переходный период к рыночной экономике Правительство Свердловской области направляет основные инвестиционные ресурсы, централизуемые в областном бюджете, на удовлетворение потребностей социальной сферы, жилищного и муниципального строительства, здравоохранения, культуры, науки.

Областная Дума и правительство Свердловской области в пределах своих полномочий осуществляют стимулирование инвестиционной деятельности предприятий и организаций по приоритетным для области направлениям в следующих формах:

1. Предоставление налогового инвестиционного кредита.

Разработаны нормативные документы по порядку предоставления льготных ссуд и налогового кредита для наиболее высокоэффективных проектов. Активно осуществлялось предоставление налогового кредита для реализации программ конверсии оборонного комплекса.

2. Предоставление налоговых льгот.

Практика предоставления налоговых льгот предприятиям, реализующим инвестиционные проекты, существует с 1998 г. Законом «Об областном бюджете на 2001 год» установлено уменьшение налогооблагаемой стоимости имущества на стоимость имущества, приобретаемого в рамках реализации утвержденных правительством Свердловской области инвестиционных проектов.

3. Предоставление гарантий.

Разработан порядок предоставления гарантий правительства Свердловской области по обеспечению исполнения обязательств юридическими лицами в качестве одной из форм предоставления им государственной поддержки (утвержден постановлением от 18.04.97 № 303-п).

Правительством области принята Концепция привлечения инвестиций на территорию Свердловской области в 1999 - 2000 гг. (постановление от 24.05.99 № 617-ПП). План мероприятий по реализации Концепции предполагает:

·     подготовку областных законопроектов «О свободных экономических зонах», «О концессионной деятельности»; положения «О порядке проведения технико-экономической экспертизы инвестиционных проектов, требующих гарантии со стороны правительства Свердловской области»;

·     проведение комплекса мероприятий по созданию системы информационного обеспечения участников инвестиционной деятельности, включая создание баз данных потенциальных иностранных инвесторов, участие в российских и международных выставках инвестиционных проектов;

·     содействие открытию свободных экономических зон на территории области;

·     развитие финансового лизинга на территории области.

Принятие в скором времени закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Свердловской области», в котором предусмотрены более существенные льготы и гарантии для инвесторов как отечественных, так и иностранных, позволит создать более благоприятные условия для инвестиций на территории области.

Одним из значительных мероприятий по преодолению информационного вакуума стало создание на сервере правительства области «Экспортной карты Свердловской области» (www.midural.ru). Данный проект не имеет аналогов в России и странах СНГ. Его цель - ознакомление отечественных и зарубежных партнеров с экспортными возможностями предприятий Свердловской области, а также с наиболее перспективными инвестиционными проектами. В базе данных «Экспортной карты» содержится исчерпывающая информация о политическом и социально-экономическом развитии Свердловской области, ее территориально-географической структуре и природных ресурсах, органах управления, предприятиях и организациях экспортного комплекса, выпускаемой продукции и др.

В Свердловской области создан Консультативный совет по иностранным инвестициям (указ губернатора Свердловской области № 510-УГ от 31.08.2000 г.), задачами которого являются обсуждение вопросов и проблем, выработка стратегии привлечения иностранных инвестиций, подготовка предложений по улучшению инвестиционного климата в Свердловской области, обеспечение гарантий и защиты иностранных инвестиций, организация взаимодействия с зарубежными инвестиционными институтами.

 

Оценка потребностей в иностранных инвестициях Уральского региона

 

Как известно, в состав Уральского федерального округа входят следующие области: Свердловская, Курганская, Тюменская, Челябинская, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Свердловская область занимает одно из ведущих мест не только в округе, но и в целом по стране.

Для оценки реальных потребностей в инвестиционных ресурсах используются данные прямого анкетирования предприятий Свердловской области, Удмуртии, Челябинской, Тюменской, Курганской областей и г. Екатеринбурга. Всего было разослано 1500 анкет, получены ответы с 220 предприятий, что сформировало достаточную базу для определения потребностей в инвестиционных ресурсах (порядок величины) и оценки проблем и тенденций, связанных с их привлечением. Ниже приводятся данные по оценке инвестиционных потребностей экономики Уральского региона.

Портрет опрошенных предприятий состоит из характеристик табл.4 - 7.

 

Таблица 4

Сфера деятельности

 

Таблица 5

Количество сотрудников в компании

Значения

%

 

Значения

%

1

Торговля

12,5

 

1

менее 10

2,1

2

Производство

68,3

 

2

10-24

7,2

3

Услуги

13,3

 

3

25-49

7,2

4

Финансы

1,7

 

4

50-249

21,6

5

Образование

0,0

 

5

250-499

12,4

6

Научно-производственная

0,8

 

6

500-999

18,6

7

Строительство

1,7

 

7

более 1000

30,9

8

Страхование

0,8

 

 

Сумма

100,0

9

Другое

0,8

 

 

 

 

 

Сумма

100,0

 

 

 

 

 

Таблица 6

Оборот предприятий

 

Таблица 7

Форма организации

Значения

%

 

Значения

%

1

менее 200 тыс. долл.

8,5

 

1

ОАО

50,5

2

200-500 тыс. долл.

11,7

 

2

ЗАО

16,8

3

501-1000 тыс. долл.

8,5

 

3

ООО

21,8

4

1001-4000 тыс. долл.

21,3

 

4

ТОО

0,0

5

4001-9000 тыс. долл.

12,8

 

5

ЧП

2,0

6

9001-29000 тыс. долл.

9,6

 

6

Холдинговая группа предприятий

1,0

7

29001-50000 тыс. долл.

5,3

 

7

Государственное предприятие

6,9

8

50001-149000 тыс. долл.

3,2

 

8

Фермерское хозяйство

1,0

9

более 150000 тыс. долл.

19,1

 

 

Сумма

100,0

 

Сумма

100,0

 

 

 

 

 

В опросе принимали участие в большей части средние и крупные предприятия различных форм собственности.

Потенциальный спрос на инвестиции со стороны промышленных предприятий Уральского региона. Для оценки этого показателя использовались данные опроса промышленных предприятий и Гор. статистики.

 

Таблица 8

Объем инвестиций, необходимый на ближайшие 3 года*

 

Значения

% ответ.

1

менее 150 тыс. долл.

0

2

151-350 тыс. долл.

30,8

3

351-550 тыс. долл.

7,7

4

551-1000 тыс. долл.

23,1

5

более 1000 тыс. долл.

23,1

6

более 1000 млн. долл.

0

7

70 млн. долл.

0

8

более 20 млн. долл.

7,7

9

100 млн. долл.

0

10

25-30 млн. долл.

0

11

15-20 млн. долл.

7,7

12

2,5 млн. долл.

0

13

10 млн. долл.

0

14

4 млн. долл.

0

15

до 3 млн. долл.

0

*Данные предоставлены по результатам опроса предприятий в сентябре 2000 г. (выборка 70 предприятий промышленности).

 

Таблица 9

Объем инвестиций, необходимый сегодня*

 

Значения

% ответ.

1

менее 150 тыс. долл.

17,0

2

151-350 тыс. долл.

12,8

3

351-550 тыс. долл.

12,8

4

551-1000 тыс. долл.

18,1

5

более 1000 тыс. долл.

39,3

 

Сумма

100,0

*Данные предоставлены по результатам опроса предприятий в сентябре 2000 г. (220 предприятий Уральского региона).

 

Кроме потребностей в инвестициях анкетирование также позволило выявить предполагаемые предприятиями источники инвестиций, их формы и направления использования, а также ряд других тенденций. Многие предприятия планируют привлекать инвестиции в ближайшие 3 года (9% - только за счет собственных средств, 4% - только за счет заемных средств, 87% - за счет собственных и заемных средств).

По мнению директоров предприятий, на сегодняшний день наиболее реальными источниками финансирования являются кредиты отечественных финансовых институтов, лизинг оборудования и заемные средства иностранных инвесторов.

 

Диаграмма 2

 

Необходимый объем инвестиций для промышленных предприятий направляется прежде всего на модернизацию/покупку оборудования, строительство зданий и сооружений.

 

Диаграмма 3

Устаревшее оборудование промышленных предприятий требует значительного привлечения внешних инвестиций. Однако многие существующие иностранные проекты не находят своего реального применения в связи с бюрократическими проблемами и препятствиями в оформлении «грантовых линий» (субсидий) иностранных государств. Можно сделать вывод, что необходимы дополнительные государственные и негосударственные структуры, способствующие продвижению и воплощению реальных инвестиционных проектов, направленных на финансирование оборудования, строительство, модернизацию оборудования.

Для промышленных предприятий имеет значение, с каким потенциальным иностранным инвестором или партнером можно сотрудничать (38,52% ответивших). При привлечении прямых иностранных инвестиций предприятия (54% ответивших) заинтересованы в различных формах сотрудничества, с другой стороны, выявляется некоторая тенденция в стремлении компаний заключать долгосрочные отношения с иностранными инвесторами.

В отношении инвестиционного законодательства, по мнению топменеджеров, изменений в законодательстве практически нет, и только 15% считают, что изменения происходят в лучшую сторону. Для определения основных препятствий, которые сдерживают привлечение инвестиций, был проведен опрос среди топменеджеров, которые определили первостепенность того или иного препятствия в привлечении инвестиций. Основными препятствиями являются препятствия первого уровня (3,72 - 3,2 баллов) - отсутствие гарантий, неотрегулированное налогообложение, неопределенность законодательства и информационная закрытость компаний.

 

Диаграмма 4

 

Действующая в России налоговая система изымает чрезвычайно высокую долю учтенного дохода у производителей, тем самым препятствуя развитию производства и промышленности. С другой стороны, присутствует информационная закрытость компаний или доступная финансовая информация по предприятиям во многом искажена.

Важным фактором привлечения инвестиций в экономику Свердловской области и Уральского региона являются стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирование условий для предотвращения утечки капитала. Важным источником инвестиций могут служить собственные средства предприятий и, в первую очередь, амортизационные отчисления. Однако этот ресурс используется неэффективно. Для продвижения этого механизма нужны определенные нормативные акты, которые могли бы способствовать данным отчислениям.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на вложения, необходимо серьезное улучшение инвестиционного климата. Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

 

Лариса ТИХОНОВА



[1] Для анализа иностранных инвестиций в Свердловской области используются данные за 1996 - 1999 гг. из аналитических записок Свердловского комитета государственной статистики. Данные скорректированы с учетом инфляции на начало 2000 г.

Индексы инфляции:

Год

Индекс инфляции доллара США

Индекс инфляции российского рубля

1996

1997

1998

1999

2,9 %

2,4 %

2,8 %

2,6 %

30,3 %

5,2 %

15,9 %

39,7 %