Человеческий капитал Республики Казахстан: проблемы эффективного использования

 

На современном этапе постсоциалистического общества, характеризующимся резким изменением социальных условий в ходе политических и экономических преобразований, решающее значение приобретают учет, корректировка и использование всей сложной совокупности факторов, формирующих человеческий капитал страны. Это необходимо для того, чтобы выявлять причины развития тех или иных социальных процессов, оценивать возможные социальные последствия решений, принимаемых на государственном уровне, оказывать активное воздействие на тенденции развития этих процессов.

 

Состояние человеческого капитала в Республике Казахстан, его объем и качество, уровень инвестиций в него не могут ни в коей мере удовлетворить ни экономику, ни общество.

Понятие человеческого капитала имеет определенные качественные и количественные характеристики. Предлагаем раскрыть человеческий капитал с трех позиций:

·        уровень образования;

·        здоровье человеческого капитала республики;

·        индикаторы потребления.

В целом в 1990-е годы Казахстан достиг определенных успехов в области образования. Так, по сравнению с 1989 г. количество людей, не имеющих образования, в 1999 г. уменьшилось с 5,2% до 1,2%.

Дошкольное образование - первый этап образования - за годы реформ ощутило на себе наиболее сильное их влияние. Количество детских садов за десять лет сократилось в 8 раз, что составило столько же дошкольных учреждений, сколько их было в 1940 г. В 1990 г. детские дошкольные учреждения в Казахстане посещали более 1млн. детей, что составляло 51% от численности детей от 3 до 6 - 7 лет. На сегодняшний день численность воспитанников детских дошкольных учреждений уменьшилась на 88,5% и составила в 1999 г. всего 124,4 тыс. детей. Процесс разрушения сети дошкольных учреждений особенно коснулся сельской местности. В 1999 г. действовало всего 243 дошкольных учреждения против без малого 5000 в 1990 г., а количество детей, посещавших эти учреждения, сократилось на 97%. В настоящее время охват детей дошкольными учреждениями составляет около 10%, что соответствует уровню 1961 г., тогда как 63% японских дошкольников ходят в ясли, в США - 32%, а 80% всех четырехлетних, 90% пятилетних ходят в детские сады [1]. Вследствие того, что дети не получают дошкольную подготовку, основная масса детей сталкивается с трудностями в освоении школьной программы, а это влияет на качество образования начальной ступени.

В результате так называемой оптимизации сети учреждений в области образования число дневных государственных общеобразовательных школ за 1990 - 1999 гг. сократилось на 4,7%, причем в сельской местности - на 6,3%. Из-за этого классы переполнены, а в некоторых школах в одной аудитории сидят ученики разных классов. Численность учащихся, занимающихся во второй и третьей сменах, возросла с 31,5% в 1990/1991 учебном году до 34,0% в 1999/2000.

Закрытие малокомплектных школ и школ-интернатов, преимущественно в сельских населенных пунктах, привело к тому, что многие дети не в состоянии посещать школы из-за их удаленности от места жительства. Кроме того, в последние годы в связи с ухудшением материального положения большинства семей, часть детей вынуждена бросить школу и искать возможности получения заработка. В 1999/2000 учебном году уровень охвата детей обучением на начальной ступени образования (1 - 4 классы) составил 99,8%. Уровень охвата детей старшего возраста имеет тенденцию к снижению и составляет к 5 - 9 классам - 92,6%, а к 10 - 11 классам всего - 79,1%. Каждый десятый подросток после окончания 9 классов нигде не учится. Таким образом, 14% населения, обязанных по возрасту получить основное общее образование, остались вне учебы [2].

В последние годы в республике получили распространение новые формы среднего образования: школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, частные школы. На начало 1999/2000 учебного года в республике функционировало 199 частных школ, и хотя их количество по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 9,5%, численность учащихся в них уменьшилась на 11,1%. Это связано с общим снижением уровня жизни и неспособностью большинства населения оплатить высокую стоимость обучения в таких школах. Также необходимо отметить, что новые формы образования получили распространение, как правило, только в городах. Учащиеся сельской местности (48% от общего контингента учащихся средних школ) оказались значительно обделенными в доступе к обновленным формам обучения. Всего 27% сельских учеников занимаются в школах с углубленным изучением различных предметов, гимназиях, лицеях и частных школах.

Школьное обучение неразрывно связано с внешкольным воспитанием. До начала переходного периода Казахстан имел впечатляющую систему внешкольного воспитания и внеклассной работы, которой уделялось большое внимание. В 1990 г. количество дворцов, домов пионеров и школьников составляло 326, станций юных техников и натуралистов - 214, а летних пионерских лагерей - 5873. К сожалению, в последнее время эта система претерпела значительные изменения. С введением рыночных механизмов функционирования музыкальных, художественных, спортивных школ и студий, плавательных бассейнов, стадионов, детских театров и других подобных объектов доступ в них для огромного числа школьников стал невозможен. Это порождает серьезные проблемы с организацией досуга детей. В связи с ликвидацией подавляющего большинства летних лагерей разрушена наработанная десятилетиями мощная материально-техническая и методическая база воспитания и оздоровления детей и подростков - в 1999 г. 94,8% детей провели каникулы дома, были предоставлены самим себе, что вызывает у родителей тревогу за их безопасность и здоровье, а также является питательной средой для увеличения детской и подростковой преступности.

Решающую роль в сфере образования играют преподавательский состав и его качество. Если в 1990/1991 учебном году 248,2 тыс. учителей обучали 3145,6 тыс. учеников, то в 1999/2000 учебном году 258,1 тыс. учителей учили 3101,4 тыс. учеников. Надо отметить, что численность учителей по сравнению с 1993/1994 учебным годом сократилась на 8,05%. Из общего числа учителей более трети не имеет высшего образования [3].

Огромное влияние на преподавание оказывает оплата труда. В Японии, где система образования признается высокоразвитой, учителя и преподаватели входят в число 25% наиболее высокооплачиваемых работников в стране. Средняя заработная плата учителя в 2 - 2,5 раза превышает среднюю заработную плату по стране, в США - в 1,7 раза [4]. Средняя же заработная плата учителей, занятых в системе среднего образования в Казахстане на 01.01.2000 г. равнялась 7416 тенге, что составляет 58,7% среднереспубликанского уровня, а относительно работников добывающей промышленности - 27,5%, людей, занятых финансовой деятельностью - 22,3%. Такой низкий уровень заработной платы, да еще и при ее несвоевременной выплате, не в состоянии выполнить ни одну из своих функций: ни стимулирующую, ни воспроизводственную. «Экономика дешевого работника» ведет к тотальной деградации не только работника, качества знаний учащихся, но и самой экономики. В 1990 г. ситуация выглядела лучше, так как заработная плата занятых в народном образовании составляла 68,6% от среднереспубликанской, 61,5% - работников промышленности, 51,4% - работников финансовой сферы.

Следующим этапом образования является профессиональное образование. В 1999 г. в республике насчитывалось 285 профессионально-технических школ, в которых обучалось 89,9 тыс. человек. За период с 1994 г. было закрыто 130 профтехшкол, количество учащихся сократилось на 43,7%, т.е. на 69,7 тыс. человек. Выпуск квалифицированных рабочих уменьшился на 57,4%, - более чем в два раза. В то же время выпускники школ испытывают острую нужду в профессиях, ранее получаемых в ПТУ, что подтверждает отчет Министерства образования и науки Республики Казахстан «Образование для всех - 2000». Каждый третий выпускник средней школы остался вне работы и учебы, а 19% выпускников устроены на работу низкой квалификации.

Подготовку кадров среднего звена в 2000/2001 учебном году осуществляли 293 средних специальных учебных заведения (колледжа), численность учащихся в них составила 168,2 тыс. человек, что на 79,5 тыс. человек меньше, чем в 1990 г. Если взять число учащихся средних специальных учебных заведений на 10 тыс. населения, то оно уменьшилось со 140 человек в 1991 г. до 73,3 в 1999 г. (почти в два раза). Увеличение числа колледжей происходило только за счет негосударственных учебных заведений, количество которых в 1999/2000 учебном году составило 99 с численностью учащихся 33 тыс. человек. Вместе с тем численность учащихся в них составляет всего 27,8% от общей численности обучающихся в колледжах, так как плата за обучение доступна лишь небольшой группе учащихся. В колледжи в 2000 г. было принято на обучение 77,8 тыс. человек, что на 6,7% меньше, чем в 1990 г., специалистов выпущено 43,7 тыс. человек, что на 37,4% меньше, чем в том же 1990 г. В 1999/2000 учебном году на долю экономических, медицинских и гуманитарных специальностей, специальностей образования, искусства и культуры приходилось 72% общей численности учащихся, оставшиеся 28% составляли учащиеся естественно-научных и инженерно-технических специальностей, тогда как в 1990/1991 учебном году это соотношение было 55,7% к 44,3%.

На начало 2000/2001 учебного года действовало 58 государственных и 112 негосударственных высших учебных заведений, численность студентов в них составила соответственно 313,8 и 126,9 тыс. человек. Наметившаяся в последние годы тенденция расширения сети высших учебных заведений и количества обучающихся студентов происходит за счет создания негосударственных учебных заведений, которые составляют 66% от общего числа вузов республики. Количество студентов частных учебных заведений в общей численности студентов равна всего 28,8%, т.е. подавляющее большинство молодежи не доверяет частным заведениям и их не устраивает непомерно высокая плата за обучение.

Из-за отсутствия методики расчета потребностей отраслей экономики в специалистах с высшим и средним специальным образованием возникли серьезные диспропорции в объемах подготовки кадров по многим специальностям. За последние годы наметились устойчивые тенденции снижения численности студентов, обучающихся по инженерно-техническим и сельскохозяйственным специальностям, и увеличения численности по гуманитарным, экономическим, медицинским, специальностям в области образования, искусства и культуры. В целом на эти специальности в 2000/2001 учебном году приходилось 75% общей численности, а в 1990/1991 учебном году  - 55%. Необходимо обратить внимание на ажиотаж вокруг профессий юриста и экономиста. Окончивших высшие учебные заведения по этим специальностям многие остаются невостребованными на рынке труда, в то время как перспективные в будущем профессии остаются без внимания вузов. Погоня за сиюминутными интересами повлечет за собой огромные потери в будущем.

 

Таблица 1

 

Численность учащихся по видам обучения

(на начало учебного года; тыс. человек)

 

 

1970/1971

1980/1981

1990/1991

1999/2000

Всего обучалось

4697

6264

5763

3723

в том числе:

в общеобразовательных школах

3226

3272

3225

3142,1

в профессионально-технических учебных заведениях

162

244

226

73

в средних специальных учебных заведениях

218

265

248

143

в высших учебных заведениях

199

260

287

365

 

По данным табл. 1 наглядно прослеживается провал в области начального и среднего профессионального образования. Количество молодежи, получавшей специальности в средних учебных заведениях, за десять лет сократилось вдвое.

Таким образом, анализ сферы образования показывает, что число выпускников средних учебных заведений в процентах от населения в выпускном возрасте в 1999 г. составило 19,1%, выпускников высших учебных заведений - 22,6%. Ежегодно от 70 до 90 тыс. выпускников общеобразовательных школ не имеют возможности продолжить профессиональное обучение, более половины из них становятся безработными. На рынок труда ежегодно попадает до 20% молодежи, не имеющей квалификации, причем только 18% из них могут рассчитывать на получение малоквалифицированной работы [5].

Одним из показателей уровня развития человеческого капитала является, бесспорно, уровень развития науки. В течение послевоенного периода происходил опережающий рост численности научных кадров по сравнению с общей занятостью. С 1960 по 1990 гг. в большинстве развитых стран мира доля научных кадров в общей численности занятых увеличилась в 2 - 2,5 раза [6]. В Казахстане же наблюдается совершенно противоположная картина: численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, за пять лет (1995 - 1999 гг.) сократилась на 10,3%. Особенно ощутимы потери в секторе высшего образования, где количество научных кадров за это же время уменьшилось в 2 раза, количество ученых и техников на 1000 человек по республике сократилось с 1,18 в 1994 г. до 0,73 в 1999 г.

Падают доходы лиц с высшим образованием, понижаются стимулы получения глубоких, разносторонних знаний. Так, заработная плата в науке и научном обслуживании, которая еще в 1990 г. превышала среднемесячную заработную плату по всей экономике на 17%, в настоящее время составляет лишь 50% от средней по республике. Это привело к очевидным последствиям: наблюдается снижение уровня изобретательской активности, отсутствие среди ученых среднего и молодого поколений лауреатов престижных в мире премий и т.д.

Можно сделать вывод, что процветание нации определяется тремя решающими факторами - появлением научных открытий, квалификацией персонала и профессиональными знаниями. Из-за провала в образовании, связанного с периодом рыночных реформ, основная масса квалифицированных специалистов - это люди в возрасте 40 лет, за которыми следуют 22 - 25-летние выпускники, тогда как группа зрелых и состоявшихся специалистов 30-ти лет практически отсутствует [7].

На сегодняшний день общая культура человека начинает играть все более значимую динамичную роль в структуре человеческого капитала. Возрастание и преобладание творческих начал в процессе труда объективно требуют от человека овладения общей культурой, общечеловеческими ценностями. Общая культура человека является исходной основой для формирования у него культуры производства, потребления и быта. Не случайно студенты технических специальностей американских университетов изучают по выбору курсы психологии, морали, эстетики, истории искусств, литературы и др. Это позволяет сформировать образное мышление, необходимое для творческой деятельности, а также организованность, дисциплинированность, без которых современное производство невозможно. Из-за снижения уровня жизни, высокой стоимости газет и журналов по сравнению с доходами большинства населения постоянно уменьшается численность работников, выписывающих их. Количество библиотек за период 1990 - 1999 гг. уменьшилось с 9701 до 2533, т.е. в 3,8 раза, также резко снизилось и количество зарегистрированных в них читателей - с 6946,3 тыс. человек до 2630,8 тыс., т.е. на 62%. Снизилось число печатных единиц (на 15% за последние десять лет), сократился и годовой тираж в абсолютных числах. Катастрофическое положение можно наглядно увидеть, сравнив разовый тираж газет на 1000 человек населения, который упал с 403 в 1991 г. до 34 в 1999 г. и составил лишь 8,4% к уровню 1991 г. Резко сократилось книгоиздание, общее число наименований в 1997 г. (последние опубликованные данные) по сравнению с 1991 г. снизилось на 33,8%, особенно ощутимо снижение программно-методической (на 61,4%), научно-технической (на 65% на 1998 г.) и детской литературы (на 85,7%).

За десять лет снизилась посещаемость театров и музеев - с 3903 тыс. человек до 1577,4 (в 2,5 раза), и с 2661,4 тыс. человек до 1866 (в 1,4 раза соответственно). Посещение киносеансов в год на одного человека 0,85 в 1994 г. снизилось до 0,04 в 1998 г., что составило 4,7% к уровню 1994 г. Все это также отрицательно сказывается на уровне человеческого капитала.

Продолжительность жизни - одна из важнейших оценок уровня здоровья нации, а следовательно, и человеческого капитала. Так, продолжительность жизни в Казахстане в конце 1980-х годов составляла 68,2 лет, в конце 1990-х годов данный показатель снизился до 65,5 лет - за десять лет снижение почти на три года. Это на одиннадцать лет меньше, чем в развитых странах мира (в США - 76,8 лет), а по отношению к Японии, где наиболее велика средняя продолжительность жизни, - на 14,5 лет.

В этой связи большую озабоченность вызывает резкое увеличение заболеваемости населения республики, особенно заметен рост злокачественных новообразований, болезней крови, кроветворных органов, системы кровообращения. Резко выросла заболеваемость вирусным гепатитом, отмечается рост болезней «социального неблагополучия»: педикулеза, сифилиса, и «болезни бедноты» - туберкулеза.

Динамику изменения состояния здоровья населения в период рыночных реформ 1990-х годов можно проследить по данным заболевания населения по основным группам здоровья (табл. 2). Ясно, что число заболеваний, зарегистрированных впервые, характеризует динамику перехода носителя человеческого капитала из первой группы здоровья во вторую (практически здоровые люди - лица с хорошим уровнем человеческого капитала) и третью группы (люди с хроническими заболеваниями - лица с ограниченным удовлетворительным уровнем биологического человеческого капитала).

 

Таблица 2

 

Заболевание населения

(число заболеваний, зарегистрированных с диагнозом, установленным впервые)

 

 

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Всего тыс. человек

8221,5

9466,5

9766,8

9806,3

8462,8

8592,2

7707,6

7013,5

7386,4

7160,9

На 1000 населения

504,4

578,7

593,7

597,0

518,1

538,5

494,8

457,4

490,0

479,7

 

С 1990 г. по 1995 г. число заболеваний, зарегистрированных впервые, неуклонно растет в абсолютном и относительном выражении. Если в 1990 г. зарегистрировано впервые 504,4 заболеваний на 1000 человек населения, то в 1993 г. - уже 597,0 подобных заболеваний. Это свидетельствует о постепенном увеличении группы людей с хроническими заболеваниями (лиц с ограниченным удовлетворительным человеческим капиталом) по отношению к здоровым людям (лицам, являющимся собственниками неограниченного человеческого капитала). В этой связи важно рассмотреть переход населения из третьей группы здоровья в четвертую группу (люди с хроническими болезнями в тяжелой запущенной форме или имеющие существенные функциональные отклонения - лица с неудовлетворительным состоянием человеческого капитала). Динамика перехода населения из третьей в четвертую группу здоровья характеризует численность лиц, признанных инвалидами за год (табл. 3).

 

Таблица 3

 

Численность лиц, впервые признанных инвалидами

 

 

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Всего, тыс. человек

55,2

53,0

53,5

55,5

55,1

49,7

На 1000 населения

3,4

3,4

3,4

3,5

3,5

3,3

Инвалиды в трудоспособном возрасте - всего, тыс. человек

66,6

64,9

40,4

42,5

44,7

41,6

В процентах от общей численности

66,6

64,9

75,5

76,6

81,1

83,7

 

Как свидетельствуют статистические данные, с 1990 по 1999 гг. численность инвалидов держится стабильно на уровне 3,3 - 3,5 на 1000 человек ежегодно, что говорит о сложившейся в республике за годы реформ устойчивой тенденции постоянного увеличения состава населения с неудовлетворительным уровнем здоровья. Вызывает тревогу увеличение числа инвалидов в трудоспособном возрасте; так, из общей численности инвалидов 83,7% составляют инвалиды в трудоспособном возрасте, хотя еще в 1994 г. их число составляло 66,6%. Численность детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, получающих социальные пенсии, увеличивается из года в год: в 1996 г. - 33,7 тыс. человек, в 1999 г. уже 44,5 тысяч, т.е. рост в 1,3 раза, в пересчете на 1000 детей соответствующего возраста увеличение с 6,3 до 8,2.

Высокий уровень заболеваемости, падение рождаемости (с 22,2 на 1000 населения в 1990 г. до 14,2 в 1999 г.) в сочетании с высокой смертностью (соответственно 7,9 и 9,8) привели к неуклонному снижению естественного прироста населения с 14,3 в 1990 г. до 4,4 в 1999 г. Естественный прирост городского населения упал с 11,0 до 1,9, а в сельской местности - с 18,8 до 7,7. Таким образом, общий прирост населения за последние десять лет сократился более чем в 3 раза, городского населения - почти в 6 раз.

Заболеваемость детей в возрасте до 14 лет на 100000 детей возросла с 3649,4 человек в 1990 г. до 68254,5 в 1999 г., т.е. почти в 19 раз.

По сравнению с развитыми странами, имеющими тенденцию к снижению потерянных человеко-дней по причине болезни, травм и ухода за больными, потери в республике увеличиваются, в особенности по уходу за больными детьми. Потери рабочего времени на производстве в 1999 г. составили 132907 рабочих человеко-дней.

Все эти факторы связаны с резким снижением (табл. 4) за годы реформирования экономики с 1990 по 1999 гг. количества больниц (в 2 раза), больничных коек (на 52,5%), больничных коек для детей (в 2,5 раза), больничных коек для беременных и рожениц (в 2 раза), численности врачей (почти в 1,5 раза), количества среднего медицинского персонала (на 46,7%).

 

Таблица 4

 

Динамика показателей здравоохранения

 

 

Единица измерения

1990

1999

Число больничных учреждений (всего)

единиц

1788

917

Число больничных коек (всего)

тыс.

227,8

108,2

Число больничных коек для беременных и рожениц

тыс.

19,2

9,2

Число больничных коек для детей

тыс.

47,01

18,9

Число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий

единиц

1916

1738

Число фельдшерско-акушерских пунктов

тыс.

5,4

4,6

Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений

тыс. посещений в смену

305,9

257,8

Численность врачей всех специальностей

тыс. человек

68,9

50,6

Численность врачей-педиатров

тыс. человек

8,7

6,0

Численность среднего медицинского персонала

тыс. человек

207,3

110,4

 

Для многих развитых стран характерен рост численности персонала, занятого в здравоохранении, который происходит в основном за счет среднего медицинского и вспомогательного персонала. По статистическим данным, в Казахстане в 1997 г. число должностей среднего медицинского персонала на одну врачебную должность составило 2,6 единицы при нормативной потребности 3,41 работника среднего медицинского персонала на одну должность врача [8].

Количество больных на одного врача выросло с 261 в 1994 г. до 295 в 1999 г. На начало 1999 г. в 1200 аулах и селах не было ни медицинских работников, ни фельдшерских пунктов, к 2000 г. эту цифру удалось снизить до 271. Конечно же, международный опыт функционирования медико-индустриального комплекса, переживающего «революцию», говорит о том, что удовлетворить потребность населения в высококачественной госпитальной помощи можно и меньшим числом коек, но для этого они должны быть соответствующим образом оснащены. Оснащенность лечебных учреждений современной техникой и оборудованием оставляет желать лучшего. Морально устаревшее и изношенное оборудование составляет порядка 37% всего парка, используемого в стране. Треть оборудования нуждается в капитальном ремонте.

Не менее важное значение, чем оборудование, имеет квалификация врача, которая тесно связано с оплатой его труда. Заработная плата врачей на 1 квартал 2000 г. составила 6538 тенге, что равно 51,8% от среднереспубликанского уровня, тогда как в 1990 г. она равнялась 67% от среднего по республике уровня заработной платы.

За последние годы существенно вырос частный сектор здравоохранения. В 1999 г. сеть лечебно-профилактических учреждений включала 97 негосударственных больниц, 596 частных амбулаторно-поликлинических учреждений. Лицензию на частную медицинскую деятельность получили более 2000 субъектов. Доля негосударственного сектора среди учреждений здравоохранения составила 21%.

Одной из важнейших характеристик человеческого капитала является уровень доходов. На протяжении трех лет (1997 - 1999 гг.) сохранялась относительно устойчивая тенденция размеров доходов, получаемых малообеспеченными слоями населения: согласно результатам обследований домашних хозяйств, 61 - 62% населения Казахстана имели среднедушевой денежный доход ниже 3000 тенге в месяц. Четверть населения в эти годы имела среднедушевой доход 3001 - 6000 тенге в месяц или менее 70 долл. по курсу 1997 - 1998 гг. Наиболее заметна разница в доходах у городского и сельского населения. Если в 1999 г. в городах удельный вес малообеспеченного населения (со среднедушевым располагаемым доходом менее 3000 тенге в месяц) составил 49,1%, то в сельской местности - 83,3%.

Отношение среднедушевых доходов населения к величине прожиточного минимума дает показатель покупательной способности денежных доходов. Эта способность основной части населения по сравнению с дореформенным периодом значительно уменьшилась. По состоянию на март 2000 г. уровень покупательной способности составил 0,9 величины прожиточного минимума (для сравнения: в России данный показатель равен 1,41). В 1996 г. 34,6% населения имели располагаемые доходы ниже прожиточного минимума, а в 1998 г. - уже 43,4%, к 1999 г. наблюдается снижение до 34,5. Хотя и разрыв бедности (13,7), и острота бедности (5,5) имеют тенденцию к увеличению, в сельской местности эти показатели еще значительнее, соответственно 18,4 и 9,1.

Как видно из структуры денежных доходов населения, основу для воспроизводства работника и его семьи составляет заработная плата. Хотя номинальная заработная плата и имела тенденцию к увеличению, но темпы ее прироста не поспевали за темпами роста цен. По данным Минтрудсоцзащиты Республики Казахстан, среднемесячная реальная заработная плата работников с 1991 г. сократилась на 50%. Минимальная заработная плата в течение последних нескольких лет остается очень низкой по отношению к размеру прожиточного минимума (табл. 5).

 

Таблица 5

 

Минимальный размер заработной платы, пенсии и стипендии

(в процентах к величине прожиточного минимума)

 

 

с 1октября

1997

с 1октября

1998

с 1октября

1999

Минимальный размер заработной платы

67,1

68,5

77,0

Минимальный размер пенсии по возрасту

17,8

68,5

86,2

Минимальный размер стипендии:

в высших учебных заведениях

в колледжах

 

38,7

31,0

 

39,9

31,9

 

44,7

35,7

 

Кроме того, что заработная плата остается низкой, так еще длительное время имела место крупномасштабная задолженность по выплатам заработной платы, пенсий и других социальных пособий. Сохранение на протяжении многих лет высокого удельного веса просроченной задолженности по выплате заработной платы сыграло негативную роль в снижении уровня жизни.

В настоящее время остро стоит вопрос о неравномерности распределения доходов. Пределы оптимальной дифференциации доходов, проверенные мировой практикой, составляют 4 - 6 раз. В Казахстане разрыв в уровне денежных доходов наиболее состоятельных (10%) и самых бедных слоев населения в 1999 г. составил 11 раз (в дореформенные годы эта цифра равнялась 4). Если в городе этот коэффициент составлял 10,4 раза, то в сельской местности - 18,4 раза. На долю самых богатых (10%) населения приходилось 26%, а менее обеспеченных - всего 2,3% дохода. Индекс Джинни, или коэффициент концентрации доходов, который показывает степень неравномерности распределения доходов в обществе, в 1999 г. составил 0,344, а в 1990 г. он равнялся 0,246. Для сравнения: в 1998 г. индекс Джинни в России составлял 0,379, в Кыргызстане - 0,353, в Узбекистане - 0,333, в Туркменистане - 0,358. Таким образом, наглядно демонстрируется крайне поляризованное общество с подавляющим числом бедных, узким кругом богатых и незначительным средним классом.

В развитых странах на покупку товаров и оплату услуг уходит не более 50% семейных доходов, а в Республике Казахстан в 1999 г. на потребительские расходы тратилось 87% (по сравнению с 1990 г. - более чем на 10%). В потребительские расходы входят расходы на питание (в 1999 г. расходовали 52%, в 1990 г. - 30,3%), непродовольственные товары (соответственно расходовали - 23% и 35%), оплату различных услуг (25% и 9,4%). По доле бюджета семьи, использованной на питание, можно судить об уровне благосостояния. Согласно международной статистике семья считается бедной, если она тратит более 50% своего дохода на питание. Удельный вес продовольственных товаров в структуре потребительских расходов селян составляет 55%. В настоящее время в рационе питания жителей республики снижается потребление наиболее ценных белковосодержащих продуктов, а менее ценных углеводистых - растет. Например, потребление населением мяса и мясопродуктов в 1999 г. сократилось по сравнению с 1990 г. на 40%, молока и молочных продуктов - на 32%, яиц, рыбы и рыбных продуктов - почти в 3 раза, сахара - в 2 раза, растительного масла - в 1,5 раза, фруктов и ягод - в 2,5 раза, картофеля - на 30%, хлебных продуктов - на 8%. Только потребление овощей и бахчевых культур выросло на 4%.

Низкая покупательная активность отмечена в приобретении непродовольственных товаров - только 23% из общей суммы расходов. Снижено приобретение одежды, тканей, обуви с 49% в 1997 г. до 43% в 1999 г., товаров для отдыха, образования и культуры - с 9% до 7%; в связи с подорожанием выросли расходы на топливо, бензин, лекарства и медикаменты.

Следует отметить, что в структуре потребления происходит смещение расходов с покупки товаров на оплату услуг. Более чем половина из всей суммы оплаты услуг уходит на коммунальные услуги, содержание жилья и ремонт (55%). Половина населения, имеющая в среднем до 3000 тенге дохода в месяц, вынуждена выбирать между покупкой продуктов питания и товаров первой необходимости и оплатой коммунальных услуг, средний показатель расходов на которые колеблется в пределах 2 - 4 тыс. тенге. Четверть расходов по услугам приходится на транспорт и связь, 11% - на услуги образования, 4% - здравоохранения, 3% - на индивидуальные услуги. Практически отсутствуют затраты на культурные мероприятия и организацию досуга, что ведет к духовному обнищанию населения. Абсолютно ничего не остается на накопление сбережений по вкладам и ценным бумагам - в таких условиях государство не может снять с себя решение большей части проблем жизнеобеспечения населения.

Очень важным фактором, влияющим на человеческий капитал, является безработица. Она уменьшает и ослабляет базу производительных сил данной страны, требует перераспределения прибавочного продукта для материальной поддержки людей, лишенных работы, что оборачивается сокращением капитальных вложений в обновление производства. Человек теряет свои трудовые профессиональные качества, испытывает внутренний психологический надлом, утрачивая способности участника не только коллективно-производственных и социальных, а также, зачастую, здоровых внутрисемейных отношений.

По состоянию на конец декабря 2000 г. численность безработных, которые были официально зарегистрированы в органах занятости, составила 231,4 тыс. человек. Уровень официально зарегистрированной безработицы при этом составил 3,7% трудоспособного населения страны. В сельской местности безработные по отношению к общей численности составили в 1999 г. 37,4%. В то же время известно, что в регионах республики только каждый третий - четвертый безработный обращается в официальные органы. Согласно балансу трудовых ресурсов, численность общей (фактической) безработицы, определяемой расчетным путем, за 1999 г. составила 955 тыс. человек, или 13,5% к экономически активному населению [9].

Современный рынок труда характеризуется высоким уровнем скрытой безработицы. За годы реформ количество полностью или частично остановившихся предприятий остается высоким. В настоящее время численность работников простаивающих предприятий превышает 500 тыс. человек. Скрытая безработица по состоянию на конец апреля 2000 г. составляла 1,9% (1999 г. - 2,5%).

Рассматривая проблему безработицы в Казахстане, необходимо отдельно отметить, что в настоящее время наиболее уязвимыми на рынке труда оказывается женский и молодежный человеческий капитал. На конец 1999 г. в общей структуре официально зарегистрированных безработных женщины составляли 59,4%, а молодежь (в возрасте 19 - 29 лет) - 28,9%. Уровень официальной безработицы среди женщин в два раза выше, чем среди мужчин (на 1999 г. соответственно 5,5% и 2,8%), а среди молодежи на 0,8% выше, чем общий официальный уровень.

Наглядно прослеживаются недоучет и недоиспользование в Казахстане человеческого капитала, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой человеческий капитал признан в качестве определяющего фактора экономического роста. Практическое применение теории человеческого капитала на казахстанской социально-экономической почве, несомненно, способствовало бы коренному повороту сознания в руководстве страны и воспрепятствовало бы попыткам решать те или иные проблемы с социально неприемлемыми издержками.

 

Алия Мухамеджанова,

кандидат экономических наук, доцент,

Кызылординский Государственный университет

 

Литература

1. Грейсон Дж.К.мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. Пер. с англ.  М.: Экономика, 1991. 319 с.

2. Амирханова М.М. О системе образования в Республике Казахстан.  Экономика и статистика, №2, 2000, с. 36 - 39.

3. Статистический пресс-бюллетень. Под ред. Смаилова А. Алматы: Агентство Республики Казахстан по статистике, №1, 2000. 175 с.

4. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Коннов В.А., Курганский С.А. Производительные силы человека: структура и формы проявления. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1993. 163 с.

5. Государство и рынок: американская модель. Под ред. М.А.Портного и В.Б.Супяна. М.: Изд-во «Анкил», 1999. 436 с.

6. Национальный отчет о человеческом развитии в Казахстане за 2000 год. «Борьба с бедностью за лучшее будущее». Алматы: Атамура, 2001. 86 с.

7 Марцинкевич В.И., Соболева Н.В. Экономика человека. М.: Аспект-Пресс, 1995. 286 с.

8. Найти средства гораздо легче, чем правильно их реализовать. Интервью председателя Совета Директоров технологической компании «Элвис +» А.Галицкого. Рынок ценных бумаг, №15, 1999, с. 54 - 55.

9. Доскеева Г.Ж. Формирование и использование ресурсов здравоохранения в условиях перехода к рыночным отношениям (по материалам Республики Казахстан). Автореферат диссертации. Алматы, 1999. 30 с.

10 Лебедева Л.Ф. Экономическая безопасность человека. США - Канада: Экономика, политика, культура, №9, 1999, с. 66 - 78.