Зависимость эффективности нефтяного проекта от выбора схемы финансирования

 

Рассмотрено влияние выбора различных схем финансирования на конечные показатели эффективности инвестиций на примере нефтяного проекта. Проанализированы различные схемы финансирования предприятия как за счет собственных средств компании, так и за счет заемных средств с учетом и без учета реинвестирования.

 

Важной стадией работ над инвестиционным проектом является построение оптимальной схемы финансирования, которая разрабатывается с целью обеспечения финансовой реализуемости инвестиционного проекта и создания такой структуры денежных потоков, при которой достигается неотрицательное значение обобщенного накопленного сальдо потока денежных средств на каждом шаге расчета. Схема финансирования отражает потоки реальных денег и характеризует окончательную ситуацию с состоянием средств для проекта. При этом денежные потоки, поступающие от каждого участника в проект, являются притоками, а денежные потоки, поступающие к каждому участнику из проекта - оттоками. Распределение притоков и оттоков денежных средств должно быть синхронизировано во времени. Если распределение финансовых потоков не сделано должным образом, проект может переживать периоды накопления финансовых излишков или испытывать неожиданную нехватку средств. Дефицит денежных средств вынуждает привлекать на короткое время дополнительные кредитные средства, обычно под более высокие проценты. Поэтому при разработке схемы финансирования анализируется достаточность денежных средств для выполнения условия финансовой реализуемости проекта и определяется потребность в привлеченных средствах. Источниками финансирования могут быть собственные средства, образованные в ходе осуществления проекта (чистая прибыль и амортизационные отчисления) и средства, внешние по отношению к проекту (кредиты, займы и т.д.).

Средства, образованные в ходе осуществления проекта, и реинвестированные в проект предназначены для компенсации отрицательных значений сальдо суммарного денежного потока на отдельных будущих шагах расчета, как правило, в начальный период реализации проекта. Средства, внешние по отношению к проекту, подлежат возврату на заранее определенных условиях. Главным основанием для финансирования проекта служит будущий объем инвестиций, фактическая стоимость которого кредитуется.

Оценка эффективности проекта в целом осуществляется с целью определения его потенциальной привлекательности для возможных участников и включает в себя определение коммерческой эффективности проекта и разработку схемы финансирования. Показатели коммерческой эффективности характеризуют финансовые последствия реализации проекта для участника, производящего все необходимые для его реализации затраты. При разработке схемы финансирования для возврата эксплуатационных и капитальных затрат используются финансовые ресурсы, полученные в результате реализации проекта: чистая прибыль (после уплаты налога на прибыль) и амортизационные отчисления.

В условиях дефицита финансовых средств целесообразен поиск недостающих средств на финансовом рынке с целью получения кредита на наиболее выгодных условиях. В этом случае разрабатывается модель финансирования, включающая финансирование проекта как за счет собственных средств, так и за счет заемного капитала и позволяющая максимально учесть интересы всех участников. Эффективность участия в проекте определяется с целью установления финансовой реализуемости инвестиционного проекта и разработки убедительной для инвестора финансовой схемы и системы гарантий его интересов. Условием получения кредитов для финансирования проекта являются независимое подтверждение запасов и прогнозируемой добычи нефти, получения доходов от реализации добытой нефти в объеме, необходимом и достаточном для погашения кредитных обязательств в форме возврата основного долга и процентов за кредит в установленный срок и в полном объеме. В нефтедобывающей промышленности новые проекты весьма капиталоемкие и на различных стадиях компании прибегают к использованию заемных средств.

Рассмотрим влияние выбора различных схем финансирования на конечные показатели эффективности инвестиций на примере нефтяного проекта. Для этого проанализируем три варианта схем.

·        Вариант 1. Финансирование проекта за счет собственных средств.

·        Вариант 2. Заемное финансирование с учетом реинвестирования.

·        Вариант 3. Финансирование проекта только за счет привлечения заемного капитала.

В рамках указанных схем рассмотрены подварианты: базовый вариант и вариант, учитывающий стимулирующее налогообложение. В расчет приняты следующие исходные технико-экономические показатели. За расчетный 25-летний период добыча нефти составит 31589,4 тыс. т. Объем капитальных вложений, необходимый для достижения запланированного уровня добычи нефти, оценивается на уровне 5929,1 млн. руб. Как показали расчеты, при 30%-й доле реализации нефти на экспорт проект характеризуется высокими суммарными показателями эффективности.

При финансировании проекта за счет собственных средств максимальная величина потребности в финансировании (или капитал риска) составляет 1328,2 млн. руб. Таков минимальный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости (табл. 1).

Вариант финансирования с учетом реинвестирования предполагает, что все финансовые ресурсы (прибыль после уплаты налога на прибыль и амортизационные отчисления) реинвестируются в проект. Кроме того, предусмотрено использование заемных средств в объеме отрицательного потока наличности и средств, необходимых для выплаты процентов за кредит. На практике схема возврата долга задается кредитором. В данном случае исходили из максимально быстрого возврата долга. Ставка платы за кредит принята на уровне 25% годовых. Результаты расчета показали, что предельный объем заемных средств составит 2501,9 млн. руб., полное погашение долга возможно к концу 8 шага. Для кредиторов эффективность участия в проекте определяется процентом за кредит в размере 2792,4 млн. руб. В условиях острого дефицита финансовых средств возможен вариант реализации проекта за счет 100% привлечения заемного капитала. При этом заем берется в начале первого шага под 25% годовых с начислением и выплатой процентов один раз в год в конце соответствующего шага. Объем инвестиций составит 5929,1 млн. руб., а величина процентов за кредит - 4206,3 млн. руб. При принятой схеме финансирования полное погашение долга возможно к концу 9 шага.


 

Таблица 1

 

Показатели эффективности нефтяного проекта

(базовый вариант)

 

Показатели

Ед. изм.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

Текущий чистый дисконтированный доход (NPV)

млн. руб.

5881,6

4220,9

3302,0

2

Внутренняя норма доходности (IRR)

%

40,3

26,6

22,3

3

Индекс доходности инвестиционных затрат

доли ед.

1,37

1,28

1,23

4

Потребность в финансировании

млн. руб.

1328,2

-

-

5

Срок окупаемости

 

 

 

 

 

                 простой

лет

5,5

7,6

8,5

 

                 с дисконтом

лет

6,2

8,5

9,6

6

Объем займа (в текущих ценах)

млн. руб.

-

2501,9

5929,1

7

Срок взятия займа

 

 

 

 

 

                 начало долга

год

-

1

1

 

                 выплата долга

год

-

8

9

8

Процент за кредит

млн. руб.

-

2792,4

4206,3

 

Как показал анализ вариантов схем финансирования, внутренняя норма доходности нефтяных проектов снижается по мере увеличения объема привлекаемых инвестиционных ресурсов. Так, при финансировании проекта за счет собственных средств IRR составит 40,3%. При финансировании проекта с учетом реинвестирования в объеме 42% от общего объема инвестиций внутренняя норма доходности составит 26,6%. При полном использовании заемных средств IRR снижается до 22,3%. Таким образом, чем ниже внутренняя норма доходности, тем выше риск реализации нефтяного проекта при его финансировании за счет заемных средств. Ценовой фактор оказывает существенное влияние на конечные показатели эффективности проекта. При падении цены на нефть повышается риск невыполнения обязательств по возврату долга. Так, при падении экспортной цены на нефть на 25% (для варианта 3) IRR снижается до 14,8%, погашение долга становится возможным только к концу 11 шага.

С целью стимулирования ускоренного ввода в разработку нефтяных месторождений государство может разделить риск реализации проекта с недропользователем. Поэтому в качестве подварианта при разработке схем финансирования нефтяного проекта возможно рассмотреть влияние стимулирующего налогообложения, направленного на образование инвестиционных средств за счет неперечисления в бюджет определенной части налогов. Введение стимулирующего налогообложения может представлять собой региональную законодательную инициативу. Недропользователь имеет право использовать инвестиционные средства на финансирование работ, связанных с реализацией нефтяного проекта. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе принят закон «О стимулировании ускоренного ввода в разработку нефтегазовых месторождений в пределах лицензионных участков недр на территории ХМАО», в соответствии с которым сумма остающихся в распоряжении недропользователя средств определяется как доля начисленного налога в окружной бюджет и территориальный дорожный фонд в следующих размерах: 100% НДС; 50% налога на пользователей автомобильных дорог; 100% налога на прибыль; 100% налога на имущество; 100% платежей за право пользования недрами. Стимулирующий налоговый режим действует на период 60-месячного срока эксплуатации месторождения (добычи «новой нефти») с момента его ввода в разработку. В табл. 2 представлены показатели эффективности нефтяного проекта при введении стимулирующего налогообложения.

 

Таблица 2

 

Показатели эффективности нефтяного проекта

(стимулирующее налогообложение)

 

Показатели

Ед. изм.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

Текущий чистый дисконтированный доход (NPV)

млн. руб.

6151,0

4692,9

3944,4

2

Внутренняя норма доходности (IRR)

%

43,4

29,5

25,5

3

Индекс доходности инвестиционных затрат

доли ед.

1,38

1,31

1,26

4

Потребность в финансировании

млн. руб.

1221,1

-

-

5

Срок окупаемости

 

 

 

 

 

                 простой

лет

5,1

7,1

7,9

 

                 с дисконтом

лет

5,7

7,9

8,6

6

Объем займа (в текущих ценах)

млн. руб.

-

2335,6

5929,1

7

Срок взятия займа

 

 

 

 

 

                 начало долга

год

-

1

1

 

                 выплата долга

год

-

8

9

8

Процент за кредит

млн. руб.

-

2287,2

3476,9

 

Как показывают расчеты, введение стимулирующего налогообложения приводит к росту обобщающих показателей эффективности нефтяного проекта, снижению общей суммы заемных средств и величины процентов за кредит. При финансировании проекта за счет собственных средств с применением льгот внутренняя норма доходности повышается с 40,3% до 43,4%. В случае финансирования проекта только за счет кредитных средств IRR повышается с 22,3% до 25,5%. Применение стимулирующего налогообложения повышает эффективность проекта и снижает риск возникновения условий, которые могут привести к негативным последствиям при реализации проекта.

Разработка реальной схемы финансирования очень важна на начальном этапе реализации проекта, поскольку выручка от реализации добытой нефти невелика, а бремя обслуживания долга часто наивысшее. Решение задач финансового планирования на заключительной стадии разработки инвестиционного проекта должно обеспечивать достаточные притоки реальных денег или поступления от реализации добытой нефти, чтобы покрыть все издержки производства и все финансовые обязательства, такие, как погашение долга и выплата налогов.

 

Марина НИЗОВЦЕВА,

зав. лабораторией экономического анализа

инвестиционной и финансовой деятельности

Тамара ВАЛУЙСКОВА,

кандидат экономических наук,

зам. директора по экономике,

Башнипинефть