Инвестиционный климат в нефтегазовом секторе Эстонии*

 

Эстонское законодательство не делает различия между эстонским и иностранным предпринимателем, юридическим лицом и коммерсантом-индивидуалом. Права, свободы и обязанности всех без различия лиц равны как для эстонских граждан, так и для граждан иностранных государств и лиц без гражданства. Автор анализирует инвестиционное законодательство Эстонии, приводит полный перечень законов и нормативных актов, имеющих отношение к осуществлению инвестиций в энергетический сектор.

 

Основным природным энергетическим ресурсом в Эстонии являются сланцы, которые обычно используются в качестве топлива на электростанциях и в меньшей степени - в химической промышленности. Эстония обладает также обильными залежами торфа, используемого как в качестве удобрения в сельском хозяйстве, так и в качестве топлива. Какого-либо внутреннего производства природного газа, сырой нефти или угля в стране нет. Эти виды топлива Эстония вынуждена импортировать.

Самыми крупными энергетическими предприятиями в стране являются акционерная компания «Ээсти энергия» (главная сеть электроснабжения), акционерная компания «Ээсти полевкиви» (сланцевая компания) и акционерная компания «Ээсти газ» (газораспределительная сеть). В дополнение к этому существует приблизительно 400 частных компаний, занимающихся торговлей топливом, и приблизительно 240 поставщиков торфа, которые принадлежат муниципальным органам власти.

Российские инвестиционные интересы в Эстонии связаны в основном с природным газом и участием в капитале единственной в стране компании, занимающейся операциями с природным газом, - предприятии «Ээсти газ».

Из государственного предприятия эта компания развилась в акционерную частную компанию. 28 апреля 1992 г. правительство Эстонии решило реорганизовать государственное предприятие «Ээсти газ» в компанию с ограниченной ответственностью «Ээсти газ» с участием иностранного капитала. Акционерная компания «Ээсти газ» была создана 5 января 1993 г. Министерством экономики Эстонии и Лентрансгаза «Газпромома» России. Компания была зарегистрирована в Таллинне 20 января того же года. В 1995 г. компания «Рургаз» получила право подписаться на 5700 именных акций «Ээсти газ» и в 1998 г. компания «Несте Ои» подписалась на 10 именных акций «Ээсти газ».

 

Таблица

 

Структура собственности в компании «Ээсти газ» к концу 1998 г.

 

Акционер

Доля акций

«Газпром»

41%

«Рургаз»

21%

«Несте»

10%

Государство

12%

Инвестиционные фонды, частные инвесторы

16%

Итого

100%

 

Таким образом «Ээсти газ» стала компанией, которой владеют крупные европейские газовые компании (российское ОАО «Газпром» и немецкая «Рургаз АГ»), эстонское правительство, инвестиционные фонды и частные инвесторы. В 1999 г. государство продало свою долю в «Ээсти газ» мелким акционерам и юридическим лицам. Сегодня Республика Эстония не владеет какими-либо акциями «Ээсти газ».

В Эстонии нет нефтеперерабатывающих заводов или нефтепроводов (продуктопроводов). Нет и подсоединения электрических сетей или газопроводов к соответствующим системам стран Евросоюза или других развитых европейских стран. Поэтому в Эстонии довольно значительный по масштабам транзит нефтепродуктов осуществляется железнодорожным и морским транспортом. В гаванях Таллинна функционируют несколько крупных нефтяных терминалов. Только через нефтепорт Мууга уходит за границу 5 млн. т нефти из России в год.

Активную деятельность разворачивает в Эстонии компания «Лукойл», создавшая под Таллинном свой терминал, который позволяет обрабатывать до 2 млн. т нефтепродуктов в год. Кроме того, компания намерена расширить в Эстонии распределительную сеть, которая к середине 2000 г. уже состояла из 25 АЗС.

Эстонская электрическая сеть через Санктпетербургскую (Ленэнерго) и Псковскую электрические сети связана с российской энергетической системой с диспетчерским пунктом в Москве. Сети Эстонии, Латвии и Литвы также являются частью объединенной Балтийской энергетической системы с диспетчерским пунктом в Риге. В Соглашении о сотрудничестве в секторе электроэнергии между тремя балтийскими министерствами экономики, а также в Балтийской энергетической стратегии, одобренной Балтийским советом Комитета министров по делам энергетики, излагаются принципы и условия создания Общего балтийского рынка электроэнергии к 2002 г.

Анализ инвестиционного законодательства начинают обычно с положений конституции страны, определяющих место международных соглашений в системе национальных нормативных и правовых актов.

Конституция Эстонии провозглашает приоритет международных соглашений, ратифицированных парламентом. Международные договоры и соглашения после их ратификации и опубликования в «Официальной газете» становятся частью внутреннего законодательства Эстонии. В случае их несоответствия внутреннему законодательству статья 123 Конституции оговаривает, что ратифицированные международные соглашения заменяют действующее или новое внутренне законодательство.

Эстония к концу 2000 г. подписала 21 двустороннее инвестиционное соглашение о защите и поощрении инвестиций (Австрия, Бельгия и Люксембург, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Израиль, Испания, Китай, Нидерланды, Норвегия, Польша, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция) и 22 соглашения об избежании двойного налогообложения (Беларусь, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Казахстан, Канада, Китай, Латвия, Литва, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, США, Украина, Финляндия, Чехия и Швеция).

Кроме того, Эстония подписала и ратифицировала ряд международных конвенций и договоров, в частности Договор к Энергетической хартии.

Характеризуя инвестиционный режим для иностранных инвесторов, следует отметить, что эстонское законодательство не делает различия между эстонскими и иностранными предпринимателями, юридическим лицом или коммерсантом-индивидуалом. Вся предпринимательская деятельность должна учреждаться в соответствии с эстонским законодательством и регистрироваться в Коммерческом регистре. Более того, в Конституции оговаривается, что в Эстонии права, свободы и обязанности всех без различия лиц равны для эстонских граждан и для граждан иностранных государств и лиц без гражданства.

Создание компании или, как принято говорить, осуществление инвестиций регулируется положениями о Коммерческом регистре Коммерческого кодекса (от 1995 г.).

Кодекс отмечает, что существуют пять форм предпринимательских структур: единоличная собственность, полное товарищество, закрытая компания с ограниченной ответственностью, открытая акционерная компания с ограниченной ответственностью и филиал. Иностранные инвесторы могут создавать любую из этих форм предпринимательских структур и быть их полными собственниками.

Для внесения компании в Коммерческий регистр ее основатели должны составить проект учредительного соглашения, которое прекращает свое действие после того, как эта компания будет зарегистрирована в Коммерческом регистре, и устав акционерной компании. Учредительное соглашение должно быть подписано всеми членами-основателями компании и засвидетельствовано нотариусом в Эстонии или в эстонском дипломатическом представительстве в какой-либо зарубежной стране. Если основатель компании только один, то учредительное соглашение заменяется учредительным решением, подписанным основателем и затем засвидетельствованным нотариусом.

После создания компании ее основатели открывают банковский счет на имя вновь созданной компании, на который переводятся денежные взносы. До регистрации компании должен быть выплачен требуемый минимум паевого капитала. Взнос может быть сделан в денежной или неденежной форме, но не в форме услуги или работы, выполненной для компании, или какой-либо деятельности ее основателей при ее учреждении.

Если учредителем является иностранная компания, требуется официальное свидетельство, доказывающее существование этой компании в стране ее регистрации. Это свидетельство, а также решение об учреждении компании должны быть нотариально засвидетельствованы в зарубежной стране государственным нотариусом, который легализован министерством иностранных дел этой зарубежной страны и посольством Эстонии или ее дипломатическим представителем. Если в посольстве Эстонии имеется переводчик, эти документы могут быть переведены в зарубежной стране и легализованы в посольстве Эстонии. В таком случае нет необходимости принимать в Эстонии дальнейшие правовые меры. Однако если в зарубежной стране нет приемлемого переводчика, документы должны быть легализованы в посольстве Эстонии и направлены в Эстонию для перевода и нотариального заверения.

Все документы должны быть представлены в Коммерческий регистр на эстонском языке или с приложением нотариально засвидетельствованного перевода. Учредительный документ должен быть подписан всеми учредителями или их нотариально засвидетельствованными поверенными. Как правило, процесс регистрации занимает от двух до трех недель. При регистрации компании взимаются следующие гербовые сборы (в национальной валюте):

·      единоличное владение - 500 крон;

·      полное товарищество или товарищество с ограниченной ответственностью - 500 крон;

·      филиал иностранного предприятия - 3000 крон;

·      закрытая или открытая акционерная компания с ограниченной ответственностью - 0,2% от (номинального) акционерного капитала (3000 - 20000 крон для закрытой акционерной компании с ограниченной ответственностью и 4000 - 40000 крон для открытой акционерной компании с ограниченной ответственностью).

Если иностранное коммерческое предприятие хочет постоянно предлагать товары или услуги в Эстонии под своим собственным именем, оно должно создать филиал и зарегистрировать его в Коммерческом регистре. Поскольку филиал не является юридическим лицом, иностранная компания отвечает по обязательствам этого филиала. В случаях, предусмотренных законом, коммерческое предприятие, чтобы открыть филиал в Эстонии, должно получить лицензию. Все организации, не зарегистрированные в Коммерческом регистре (например, постоянные учреждения), должны отдельно зарегистрироваться в налоговом ведомстве.

Чтобы зарегистрировать филиал, в заявлении должны быть указаны те же самые данные о филиале и материнской компании, как и в случае с акционерной компанией. В заявлении также должна быть указана страна, в соответствии с законодательством которой действует эта корпорация. Иностранная компания должна назначить директора или директоров филиала. Директор, физическое лицо, должен обладать полной дееспособностью. По меньшей мере один директор должен постоянно проживать в Эстонии.

Должна вестись отдельная регистрация сделок филиала, которая обеспечит подлинную и справедливую основу для определения доходов и расходов, относящихся к этому филиалу. В целом филиал должен придерживаться эстонского Закона о бухгалтерском учете за исключением некоторых незначительных изъятий, относящихся к филиалам и оговоренных в законе. Правила, регулирующие налогообложение доходов филиалов, оговорены в эстонском Законе о подоходном налоге и в договорах об избежании двойного налогообложения, при условии что филиал создан компанией из страны, которая является участником такого договора.

Кроме Коммерческого кодекса, в Эстонии нет других законов, регулирующих иностранное инвестирование.

Закон об иностранных инвестициях от 1991 г., имевший ограниченное применение (только к инвестициям в предприятия, которые уже существовали или создавались в Эстонии в то время), был отменен 15 июня 2000 г. без какой-либо замены.

Таким образом, иностранные инвесторы или иностранные инвестиции не пользуются никаким особым режимом по сравнению с национальными компаниями, поскольку все компании, зарегистрированные в Эстонии, получают одинаковый режим, как это записано в Коммерческом кодексе.

Иностранные инвестиции определяются и измеряются отдельно как прямые инвестиции (более 20% собственности в компании), портфельные инвестиции и займы.

Базовыми законами, регулирующими земельные отношения или отношения в сфере недвижимости в Эстонии являются: Закон о земельной реформе от 17 октября 1991 г., Закон о недвижимом имуществе от 1 декабря 1993 г., Закон о собственности от 9 июня 1993 г. и Закон об ограничениях на уступку прав собственности на недвижимое имущество иностранцам, иностранным государствам, юридическим лицам от 29 мая 1996 г.

В соответствии с существующим эстонским законодательством, недвижимость определяется как участок земли и расположенное на нем здание. Кроме того, этот термин подразумевает также права собственности на здания и находящиеся в нем квартиры. Собственность регистрируется в Регистре недвижимости (включающем Регистр зданий, Земельный регистр, Жилищный регистр и Регистр населения).

Иностранные физические и юридические лица имеют такие же права на покупку земли, как эстонские граждане или юридические лица. По Закону о земельной реформе, который определяет основы для реституции и приватизации земли, они могут покупать землю под своими зданиями и прилегающую к ним.

В соответствии с Законом об ограничениях на уступку прав собственности на недвижимое имущество иностранцам, иностранным государствам и юридическим лицам, право собственности на участок земли может быть уступлено иностранцу или иностранному юридическому лицу с разрешения старейшины уезда. Разрешение обычно выдается, если филиал иностранного предприятия зарегистрирован в Коммерческом регистре Эстонии. В зависимости от разрешения правительства, приобретение земли иностранцами на некоторых островах и территориях запрещено.

После вступления в силу нового Закона о конкуренции от 1 октября 1998 г. энергетический сектор Эстонии, включая другие компоненты национальной рыночной экономики, стал подчиняться системе регулирования, установленной Законом, которая направлена на обеспечение свободы конкуренции. Закон был разработан в соответствии с принципами статей 85, 86, 90 и 92 Договора об учреждении европейских сообществ, включающего основные правила конкуренции. Действующий Закон о конкуренции содержит следующие новые концепции: специальные или исключительные права и естественные монополии, государственная помощь и контроль над слиянием компаний.

Закон о конкуренции запрещает все действия, включая все сделки, соглашения, контракты или согласованную практику, которые преследуют цель или имеют следствием ограничивать или сдерживать свободное предпринимательство или конкуренцию.

Основные принципы налогообложения в Эстонии определены в Законе о налогообложении от 1993 г. В стране применяется несколько типов налогов или пошлин на коммерческую деятельность, осуществляемую во всех экономических секторах, включая энергетический. Налоговая система состоит из государственных налогов и местных налогов, которые установлены на основе Закона о местном налогообложении от 1994 г.

Государственными налогами являются: акцизный налог, подоходный налог, налог на добавленную стоимость, налог по программе социального страхования, земельный налог, таможенная пошлина, налог на азартные игры, налог на дарение и наследование.

Местными налогами являются: подушный налог, налог с продаж, налог на автотранспортные средства, налог на лодки, налог на животных и разведение животных, налог на рекламу, налог на закрытие движения по дорогам и улицам, налог на развлекательные заведения.

Закон о подоходном налоге от 1 января 1994 г. С 1 января 2000 г. компании, постоянно находящиеся в стране, и постоянные учреждения иностранных организаций (включая филиалы) облагаются подоходным налогом только в отношении всех распределенных средств (как фактически распределенных, так и планируемых), включая:

·      дивиденды и другие распределенные прибыли;

·      дополнительные льготы;

·      дарения, взносы и представительские расходы;

·      расходы и платежи, не относящиеся к предпринимательству.

Из всех распределенных прибылей должен выплачиваться налог на доход по ставке 26/74 суммы облагаемого платежа. Передача активов постоянного учреждения его головной организации или другим нерезидентам также рассматривается как распределенная прибыль.

Закон о налоге на добавленную стоимость, вступивший в силу 1 января 1994 г., ввел общую ставку НДС в размере 18% от налогооблагаемой суммы. Ставка НДС в размере 5% применяется к книгам, медикаментам и медицинскому оборудованию и обработке опасных отходов. Нулевая ставка НДС применяется к экспорту, подписным периодическим изданиям, билетам на театральные представления, концерты, и др. К числу не облагаемых налогом товаров и услуг относятся: образование, государственные почтовые услуги и почтовые марки, медицинские услуги и услуги, связанные со здравоохранением, банковские и страховые услуги, организация азартных игр, сдача жилья в наем, социальные услуги.

Налог на добавленную стоимость, уплаченный за товары и услуги, используемые для предпринимательской деятельности, возвращается.

Закон о налоге на социальные цели предусматривает платежи налога всеми служащими, выполняющими работу в Эстонии: он взимается со всех платежей, выплачиваемых индивидуальным лицам, включая платежи натурой. Ставка налога на социальные цели составляет 33% от налогооблагаемой суммы.

Закон о земельном налоге устанавливает ставку налога от 0,5% до 2% от налогооблагаемой базы.

Закон об акцизном налоге на топливо регулирует взимание акцизного налога на бензин, дизельное топливо, авиационный керосин, авиационный бензин, сжиженный газ, сжатый газ и др. виды нефтепродуктов.

Закон о таможенном тарифе, вступивший в силу 22 ноября 1997 г., представляет собой рамочный закон, соответствующий Таможенному кодексу ЕС и соглашениям ВТО.

Закон о таможенных пошлинах для наиболее благоприятствуемой нации, вступивший в силу 17 ноября 1999 г., устанавливает конкретные ставки таможенных пошлин. Таможенные пошлины между 0% и 59% (в соответствии с соглашениями ВТО) налагаются на ввоз определенных товаров: живых животных, сельскохозяйственных продуктов и продуктов питания. Таможенные пошлины РНБ налагаются на товары, происходящие из иностранных государств, за исключением товаров, которые, согласно международному соглашению, не подлежат обложению таможенной пошлиной. Товары, происходящие из ЕС, не подлежат обложению таможенными пошлинами по соглашению о свободной торговле. Никакие таможенные пошлины не налагаются на другие товары.

Конституция, Коммерческий кодекс и Гражданский кодекс Эстонии устанавливают основные правила компенсации потерь компаний в случаях национализации, экспроприации или войны или стихийных бедствий. Режим для иностранных инвесторов одинаков с режимом для национальных инвесторов. Потери компенсируются государственным органом, который принял решение о национализации или реквизиции активов. Если стороны не принимают условия платежа, дело может быть решено в суде.

Закон о государственных закупках с поправками от 1 апреля 2001 г. обеспечивает рациональное использование государственных ресурсов на проекты, финансируемые из государственного или местных бюджетов. Он не содержит никакой дискриминации в отношении иностранных компаний или лиц.

Приватизация предприятий в Эстонии регулируется, прежде всего, Законом о приватизации от июня 1993 г. Другие законы, составляющие регуляционные рамки приватизации - следующие: Закон об основах реформы собственности, Закон о земельной реформе, Закон об иностранных инвестициях, Закон о банкротстве, Закон о собственности, Закон о рынке ценных бумаг, Постановление Правительства «Об инвестиционных фондах» и Декрет Правительства «О процедуре открытой продажи акций государственных предприятий».

В соответствии со статьей 20 Закона о земельной реформе, иностранное юридическое лицо может приватизировать землю, необходимую для обслуживания строения, принадлежащего иностранному юридическому лицу, по разрешению старейшины уезда. В таком случае должен быть создан и зарегистрирован в Коммерческом регистре Эстонии филиал иностранной компании.

Приватизация в Эстонии идет полным ходом. В 2001 г. главным объектом приватизации стало одно из наиболее выгодных коммерческих предприятий страны – ее железная дорога. В 2001 г. ее оборот оценивается около 100 млрд. долл. Прибыль (1999 г.) составляла 113 млн. эстонских крон. Главным источником доходов на железной дороге являются российские транзитные грузы. В 1992 г. из 32 млн. т транзитных грузов, перевезенных по железной дороге, почти две трети составляли 19 млн. т российских нефтепродуктов, направленные на экспорт через эстонские морские терминалы, главным образом через Мууга.

Государство намерено продать 66% акций железной дороги за 1 - 1,5 млрд. крон. При этом предусматривается, как условие, что выигравший конкурс не только должен дать наивысшую цену, но и обеспечить гарантии осуществления модернизации магистрали и ее инфраструктуры.

К настоящему времени в борьбу за железную дорогу включились две группы компаний. Одна из них, именуемая «Балтик рейл сервис», объединит английскую «Джарвис интернэшнл» и американские «Рейл девелопмент» и «Рейл Уорлд». Другая группа объединяет сразу пять американских компаний.

Местные предприниматели не сумели изыскать достаточно фондов, чтобы выступить на конкурсе. К сожалению, не включились в конкурс и российские предприниматели, которые могли бы обеспечить себе контроль над всей транзитной системой Эстонии и гарантировать российский нефтепродуктовый транзит, перспективы которого, несмотря на строительство БТС (Балтийская трубопроводная система) и морских терминалов под Санкт-Петербургом, остаются весьма благоприятными. Руководитель «Транснефти» С. Вайншток заявил, как сообщила «Российская газета» 15 июня 2001 г., что он не думает, что ввод БТС серьезно скажется на транзитных потоках, поскольку через нее будет перекачиваться главным образом тимано-печорская нефть.

Результаты конкурса по приватизации железной дороги будут объявлены в конце 2001 г.

В Эстонии в отношении иностранных инвесторов применяется принцип национального режима. В целом принцип наиболее благоприятствуемой нации не применяется. Однако в эстонском законодательстве имеются некоторые случаи, в которых отношение к иностранному инвестору иное, чем к национальному. К этим случаям относятся:

·      в соответствии с Законом об ограничениях на уступку прав собственности на недвижимое имущество иностранцам, иностранным государствам или юридическим лицам, право собственности на участок земли может быть уступлено иностранцу или иностранному юридическому лицу с разрешения старейшины уезда. Разрешение обычно выдается, если филиал иностранного предприятия зарегистрирован в эстонском Коммерческом регистре. Если нет разрешения правительства, приобретение земли иностранцами на некоторых островах и территориях запрещено;

·      в соответствии с Законом о приватизации, граждане Эстонии и юридические лица, зарегистрированные в Эстонии, исключая предприятия с иностранным капиталом, могут платить за приватизированную собственность в рассрочку.

Однако Эстония не рассматривает отмеченные случаи как дискриминационные меры, направленные против иностранных инвесторов; они, скорее, рассматриваются как включающие разные процедуры создания предпринимательских структур.

Закон об энергоресурсах, который вступил в силу с 1 января 1998 г., является главным законом, регулирующим деятельность в энергетическом секторе. В соответствии с этим законом правительство Эстонии приняло Долгосрочный план развития эстонского энергетического сектора. Этот план устанавливает основополагающие цели для обеспечения стабильного и высококачественного снабжения энергоресурсами потребителей при оптимальных ценах и таком развитии энергетического сектора, чтобы ВВП Эстонии мог достигнуть уровня, необходимого для вступления в ЕС. Основываясь на этом, план развития устанавливает цели для развития топливно-энергетического сектора до 2005 г. и излагает основные тенденции приблизительно до 2018 г.

Главная цель эстонской энергетической политики и стратегии заключается в том, чтобы улучшить эффективность и экономичность производства, передачи, распределения и потребления энергоресурсов.

Закон об энергетике (принят парламентом 11 июня 1997 г.), который вступил в силу 1 января 1998 года, также является главным законом, регулирующим деятельность в энергетическом секторе. Его положения применяются к различным энергетическим подсекторам и видам деятельности, таким как подсектор электроэнергии, газа и тепла, прозрачность цен, транзит электроэнергии и различные виды жидкого топлива. В дополнение к регулированию рынка он также регулирует ряд аспектов: технических, безопасности и надзора со стороны государства за снабжением горючим и энергоресурсами.

В данном Законе отражены следующие принципы, формирующие основу либерализации рынка энергии:

·      дифференциация тарифов для производства электроэнергии, ее передачи и распределения;

·      доступ третьей стороны к энергетическим сетям;

·      ликвидация перекрестного субсидирования различных видов деятельности в вертикально или горизонтально интегрированных компаниях;

·      требование прозрачности ценообразования и бухгалтерского учета;

·     внедрение регуляторной системы и внедрение системы надзора.

Закон об энергетике еще не полностью соответствует директивам и положениям ЕС. Чтобы выправить это положение потребуется внести ряд поправок в эстонское законодательство. Министерство экономических дел сформировало рабочую группу, наделенную задачей подготовить соответствующие поправки к 1 января 2002 г.

В январе 1998 г. был создан регулирующий орган на рынке энергетических ресурсов - Инспекция энергетического рынка. Ее главная обязанность заключается в осуществлении надзора за рынками топлива и энергоресурсов. В ее обязанности также входит:

·      выдача, контроль использования и отзыв лицензий на работу с топливными и энергетическими ресурсами;

·      рассмотрение финансовой деятельности господствующих на рынке торговцев топливом и энергоресурсами;

·      стимулирование конкуренции;

·      рассмотрение и утверждение цен на топливо и энергоресурсы, продаваемые господствующими на рынке предприятиями;

·      рассмотрение и утверждение платы за доступ на рынок, условий доступа и положений контрактов о доступе на рынок;

·      отслеживание соблюдения торговцами топливом и энергоресурсами их собственных обязательств по текущим делам и дельнейшему развитию.

В Эстонии нет отдельного закона, регулирующего транзит энергетических продуктов, не требуется обязательной лицензии, чтобы заниматься транзитами, и система лицензирования для деятельности на рынке в энергетическом секторе вводится Законом об энергоресурсах. Этот закон устанавливает условия для транзита, оговаривая (пункт 15), что «…насколько это технически возможно, операторы сети должны продавать услуги по передаче, транспортировке, распределению всем другим операторам сети, крупным пользователям и продавцам топлива и энергоресурсов, которые подсоединены к этой сети». В нем также оговаривается, что до установления ставок за услуги по прокачиванию и транспортировке их расчеты представляются для рассмотрения в Инспекцию рынка энергоресурсов.

Единственные весьма незначительные ограничения, относящиеся к торговле и транзиту энергоресурсов, содержатся в Законе об импорте, экспорте и транзите стратегических товаров от 1999 г. Однако дискриминационных положений, направленных против иностранных компаний, в нем нет.

Для обеспечения лучших условий деятельности в области транзита в Эстонии созданы три свободные экономические зоны.

 

Октай МОВСУМОВ

Вице-президент по финансам

«ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг Лтд»

 

Приложение

 

Законы и нормативные акты Эстонии, имеющие отношение к осуществлению инвестиций в энергетический сектор и дата их вступления в силу

 

• Конституция

28 июня 1992 г.

• Коммерческий кодекс

15 февраля 1995 г.

• Гражданский кодекс

20 января 1999 г.

• Закон о недвижимом имуществе

1 декабря 1993 г.

• Закон о собственности

9 июня 1993 г.

• Закон об ограничениях на уступку прав собственности на недвижимое имущество иностранцам, иностранным государствам и юридическим лицам

29 мая 1996 г.

• Закон о земельной реформе

17 октября 1991 г.

• Закон о собственности

13 июля 1990 г.

• Закон о конкуренции

1 октября 1998 г.

• Закон о налогообложении

1993 г.

• Закон о местном налоге

1994 г.

• Закон о подоходном налоге

1999 г.

• Закон о налоге на добавленную стоимость

1993 г.

• Закон о налоге на социальные цели

2000 г.

• Закон о земельном налоге

1993 г.

• Закон об акцизном налоге на топливо

1993 г.

• Закон о таможенном тарифе

22 ноября 1997 г.

• Закон о таможенных пошлинах для наиболее блаприятствуемой нации

17 ноября 1999 г.

• Закон о таможне

17 декабря 1997 г.

• Закон об иностранцах

1993 г.

• Закон о рынке ценных бумаг

1 января 1994 г.

• Закон о приватизации

июнь 1993 г.

• Закон об энергетике

1 января 1998 г.

• Закон об авторском праве

11 ноября 1992 г.

• Закон о защите потребителя

15 декабря 1993 г.

• Закон о государственных закупках

1 июля 1998 г.

• Закон об устойчивом развитии

1995 г.

 



* В статье использованы материалы секретариата Энергетической хартии.