Инвестиционный климат в нефтегазовом комплексе Латвии*

 

Проблемы инвестирования капиталов в латвийскую экономику, и в частности в ее нефтегазовый комплекс, представляют особый интерес для российских нефтяных, газовых и других компаний, что обусловливает необходимость внимательного изучения инвестиционного климата Латвии.

 

Повышенный интерес российских инвесторов объясняется, прежде всего, исторически сложившейся ролью Латвии в качестве важнейшей для России транзитной территории с незамерзающими портами, через которую отправляется на Запад около четверти всей российской нефти, отгружаемой на экспорт морским путем, или более 10% всего российского экспорта в страны дальнего зарубежья (табл. 1). Через латвийские порты осуществляется экспорт и других нефтегрузов, в частности нефтепродуктов.

 

Таблица 1

Экспорт в дальнее зарубежье из Российской Федерации в 2000 г.

 

 

Экспорт в 2000 г. (млн. т)

Доля от всего экспорта РФ (%)

В дальнее зарубежье, всего

125,1

100

в том числе через морские порты

из них: через Новороссийск

через Туапсе

через Вентспилс

через Одессу

через Бутинге (Литва)

59,8

34,9

5,7

13,6

2,5

3,1

47,8

27,9

4,6

10,9

2,0

2,4

 

Главным перевалочным портом, через который направляется на экспорт российская нефть, является Вентспилс. Именно сюда подходят нефтепровод и продуктопровод из Полоцка мощностью соответственно 16 млн. т в год и 5 млн. т в год. По этим магистралям транспортируются нефть и нефтепродукты транзитом через Беларусь из западно-сибирского, уральского, приволжского, татарского и оренбургского регионов России (маршрут Сургут - Пермь - Нижний Новгород - Ярославль - Полоцк - Вентспилс и маршрут Самара - Утечь - Полоцк - Вентспилс).

Кроме этих двух трубопроводов через территорию Латвии в Литву (на НПЗ в Мажейкяй) идет магистральный нефтепровод (16 млн. т в год), увеличивая общую протяженность латвийских трубопроводов до 765 км.

В настоящее время пропускная способность латвийского коридора транзита нефти составляет примерно 25 млн. т нефти и нефтепродуктов в год. Более 17 млн. т (70%) транспортируются по нефте- и продуктопроводам. Нефтепродукты транспортируются и по железной дороге.

Порт Вентспилс - конечный пункт российского транзита - имеет пропускную способность 50 млн. т нефти в год, он обслуживает танкеры грузоподъемностью до 120 тыс. т и считается крупнейшим терминалом на балтийском побережье для перевалки нефти и нефтепродуктов. В ближайшие пять лет на реконструкцию и модернизацию Вентспилского транзитного коридора будет затрачено 380 млн. долл. Это, как ожидают, существенно расширит транзитные возможности Вентспилса.

Уникальное положение Вентспилса и его статус свободной портовой зоны оправдывают возможность строительства здесь крупного НПЗ.

В настоящее время ведутся изыскательские работы, проверяющие возможность строительства новой линии нефтепровода Полоцк – Вентспилс, что удвоит пропускную способность существующей магистрали. Объем инвестирования в проект оценивается в 250 - 350 млн. долл.

Хотя после вступления в строй Балтийской трубопроводной системы (БТС) с терминалом на российском побережье Балтийского моря (пропускная способность 12 млн. т нефти в год с последующим увеличением до 29 млн. т) значение транзита через Латвию для России и уменьшится, тем не менее латвийская транзитная система сохранит свое значение как для российского транзита, так и, возможно, в перспективе для транзита казахстанской нефти. Президент «Транснефти» С. Вайншток отмечал, что его компания будет продолжать прокачивать нефть через Вентспилс в прежних объемах [2].

Еще большее значение может приобрести латвийский маршрут после ожидаемого вступления Латвии в Евросоюз. Тогда вместе с Приморском (БТС) Вентспилс станет важнейшей артерией снабжения российской нефтью и нефтепродуктами северной части Европейского Союза.

Транзит из России так же жизненно важен и для Латвии. По оценкам, именно он обеспечивает до четверти всех доходов латвийского бюджета, не говоря о его вкладе в решение проблемы занятости.

Латвия импортирует, в основном из России, нефтепродукты (1,6 - 1,7 млн. т в год), которые потребляются как транспортом, так и электростанциями.

Страна для своих нужд импортирует из России 1,3 млрд. м3 природного газа и до 45 тыс. т сжиженного нефтяного газа.

Российские инвесторы уже сделали свой вклад в латвийскую экономику. Речь идет, прежде всего, о доле участия в крупнейшем латвийско-российском совместном предприятии в государствах Балтии «ЛатРосТранс Лтд», созданном на основе соглашения между правительствами Латвии и России, заключенного в 1993 г. Компания эксплуатирует все крупные нефте- и продуктопроводы, пересекающие территорию Латвии, и обеспечивает их функционирование. В этом совместном предприятии 34% акций принадлежит российской «Транснефти» и 66% - латвийской государственной компании «Вентспилс Нафта».

В настоящее время «Вентспилс Нафта» осуществляет процесс приватизации, целью которой, помимо максимализации доходов, является минимизация государственного влияния на нефтяной сектор и транзит.

Российские нефтяные компании проявляют интерес и к нефтепродуктовым терминалам Латвии, расположенным в гг. Рига и Лиепая. Так, в прессе отмечалось, что россияне ведут переговоры о покупке нефтепродуктового терминала в Риге [2].

На латвийском розничном рынке нефтепродуктов успешно выступает российская компания «ЛУКойл».

Другим крупным интересом российского капитала является газовый сектор Латвии. Покупкой, хранением, транспортировкой и распределением природного газа на территории Латвии ведает вертикально интегрированная акционерная компания «Латвияс газе», при этом передача газа и система распределения находятся в собственности ОАО «Газпром». Она же является единственным поставщиком газа в страну.

«Латвияс газе» на протяжении 1990-х годов подвергалась последовательному процессу приватизации. К настоящему времени структура собственности в компании выглядит следующим образом: «Газпром» - 25%, «Итера» - 24%, «Рургаз» (Германия) и «E. ON Energie AG» - 43%, государственная доля - 3%, прочие мелкие акционеры - 5% [3].

Для «Газпрома» участие в «Латвияс газе» имеет стратегическое значение, поскольку через нее он получил доступ к подземному хранилищу Инкукалнс, принадлежащему «Латвияс газе». Это газохранилище исключительно важно для обеспечения снабжения «Газпромом» потребителей в балтийском регионе и на северо-западе России. Этот объект, созданный в 1968 г., состоит из наземного оборудования, которое используется для накачки и отбора газа, хранящегося в пористом песчанике в непроницаемых слоях доломита и глины. Рабочий объем газохранилища составляет 2,12 млрд. м3, и оно является единственным сооружением такого рода, расположенным в балтийском регионе. В Латвии много других геологических структур, пригодных для подземного хранения газа, однако в настоящее время для этой цели подготовлена только небольшая их часть - в Инкукалнсе. Положение может измениться со вступлением Латвии в ЕС.

Инвестиционный климат Латвии в целом характеризуется как исключительно либеральный и практически не имеющий ограничений для привлечения иностранного капитала.

Закон «О Латвийской Конституции» от 7 ноября 1922 г. с последующими поправками предусматривает, что все международные соглашения или договоры требуют ратификации Парламентом, после чего они становятся частью национального законодательства. Закон «О международных соглашениях» от 13 января 1994 г. предусматривает, что в случае коллизии с внутренним законодательством ратифицированное международное соглашение имеет преимущественную силу.

Для предынвестиционной стадии важную роль играет Закон «О регистрации предприятий» от 1 декабря 1990 г., который регулирует порядок регистрации компаний и определяет необходимые документы для получения статуса юридического лица. При этом требования Закона одинаковы как для национального, так и для иностранного предприятия. Незарегистрированные предприятия не могут заниматься предпринимательской деятельностью в Латвии.

После регистрации в Реестре предприятий компания должна также зарегистрироваться в местной государственной налоговой инспекции, местном департаменте государственной безопасности и Государственном статистическом комитете. Для определенных видов предпринимательской деятельности до начала ее осуществления требуется получение лицензии. Порядок получения таких лицензий одинаков для всех. Государство имеет право закрепить за собой монополию на предпринимательскую деятельность, связанную с безопасностью государства и граждан.

Закон «О предпринимательской деятельности» от 26 сентября 1990 г. определяет вопросы создания, управления и расформирования предприятий. Закон также дает определения статуса предпринимателей, их прав и обязанностей, регулирует общие отношения между ними и государством в связи с предпринимательской деятельностью, а также определяет виды юридических лиц.

Кроме этого, деятельность иностранных инвесторов регулируется Законом «Об иностранных инвестициях в Республике Латвия» от 5 ноября 1991 г. В Законе говорится, что иностранный инвестор, желающий заниматься предпринимательской деятельностью в Латвии без участия местных предпринимателей, должен создать юридическое лицо одного из следующих типов: а) компанию с ограниченной ответственностью; б) акционерную компанию; в) постоянное представительство (филиал или отделение иностранной головной компании).

Правовой статус компаний с ограниченной ответственностью и предъявляемые к ним требования определяются в Законе «О компаниях с ограниченной ответственностью» от 23 января 1991 г.

Акционерный капитал компании формируется за счет взносов участников. Компания отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Участники компании отвечают по ее обязательствам только в объеме, соответствующем их доле в ее акционерном капитале. Обязательная минимальная сумма акционерного капитала составляет 2000 лат (1 долл. равен 0,592 лат).

Юридический статус акционерной компании и предъявляемые к ней требования определяются Законом «Об акционерных компаниях» от 24 июня 1993 г. Банки и другие кредитные учреждения, фондовые и товарные биржи, а также страховые компании создаются как акционерные компании (в дальнейшем их деятельность регулируется специальными законами). Акционерный капитал такой компании состоит из взносов участников. Минимальная сумма акционерного капитала зависит от вида предпринимательской деятельности: для страховых компаний - 1 млн. лат, для деятельности на фондовой бирже - 100 тыс. лат, для ипотечной деятельности - 10 тыс. лат и для других видов деятельности - 5 тыс. лат.

Закон содержит также набор требований в отношении минимального размера уставного капитала. Это пороговый показатель, которого акционерная компания должна достичь в течение пяти лет. Для акционерной компании, работающей в области страхования жизни, эта сумма составляет 2 млрд. лат, для других видов страхования - 1 млрд. лат, для деятельности на фондовой бирже - 250 тыс. лат, для ипотечной деятельности - 50 тыс. лат и для других видов деятельности - 25 тыс. лат.

Акционерные компании открытого типа должны регистрировать выпуск своих акций в Комиссии по торговле ценными бумагами.

Юридический статус постоянных представительств и предъявляемые к ним требования устанавливаются Законом «О предпринимательской деятельности» от 26 сентября 1990 г. и Законом «Об иностранных инвестициях в Республике Латвия» от 5 ноября 1991 г.

В соответствии с этими законами, иностранная компания может заниматься предпринимательской деятельностью в Латвии через свои представительства. При этом представительства должны быть зарегистрированы в Государственном реестре предприятий, а их предпринимательская деятельность облагается налогами всех видов, применимыми в Латвии.

Ранее упоминавшийся Закон «Об иностранных инвестициях в Республике Латвия» представляет для иностранного инвестора национальный режим. Он также дополняет Закон «О регистрации предприятий» отдельными положениями, отражающими специфику регистрации иностранных компаний в части предоставления документов для регистрации. В Законе «Об иностранных инвестициях» специально подчеркивается, что в стране не существует никаких ограничений для создания и регистрации иностранных компаний. Кроме того, Закон предусматривает, что иностранные инвесторы имеют равные права и обязанности с национальными предпринимателями, иностранный инвестор может быть единственным основателем компании с участием иностранного капитала.

Земельная реформа в Латвии представляет собой постепенный процесс изменения структуры земельной собственности и отношений землепользования в относительно собственности, конфискованной в советское время, на основе ее возвращения первоначальным собственникам или их наследникам.

Земельная реформа регулируется Законом: «О земельной реформе в городах» от 20 ноября 1991 г. и Законами «О приватизации земли в сельских районах» от 9 июля 1992 г. Приобретение земли иностранными юридическими лицами также регулируется этими законами.

Порядок покупки земли иностранцами содержит два изъятия из национального режима, официально объявленные правительством как единственные изъятия во всем законодательстве страны. Они сводятся к следующему.

Земля в городах или сельских районах может приобретаться компаниями, учрежденными специальными законами, зарегистрированными в Реестре предприятий Республики Латвии, в которых национальные лица (физические, государство или муниципалитеты) владеют более чем 50% основного капитала, или компаниями, в которых более 50% основного капитала находится в собственности физических лиц или иностранных компаний из стран, с которыми Латвия ратифицировала соглашения о поощрении и защите иностранных инвестиций.

Компании с иностранным капиталом имеют право использовать землю при наличии арендного соглашения (на срок, не превышающий 99 лет) или если земля получена в собственность в соответствии с порядком, предусмотренным законом.

Земельные права и пользование недрами регулируются Законом «О полезных ископаемых» от 4 июня 1996 г. Он предусматривает, что недра являются собственностью владельца земли, который может пользоваться ими для своих нужд. Если недра используются с целью получения прибыли, владелец должен обратиться за лицензией.

Закон содержит положения о порядке лицензирования в отношении как национальных, так и иностранных участников. Лицензии выдаются Министерством экономики, местным муниципалитетом или Государственным департаментом геологии. Как национальные, так и иностранные участники имеют право участвовать в тендерах на право получения лицензии на разведку и освоение углеводородов.

Среди других законов, имеющих отношение к формированию инвестиционного климата отметим следующие.

Закон «О конкуренции» от 18 июня 1997 г. создает условия для полностью конкурентного рынка энергоресурсов. Он касается всех рыночных контрагентов, как национальных, так и иностранных, а также всех видов зарегистрированных и незарегистрированных объединений, создаваемых этими рыночными контрагентами. Цели этого Закона заключаются в предоставлении каждому участнику рынка возможности ведения экономической деятельности в условиях свободной и честной конкуренции, благоприятных условий зашиты и развития конкуренции в интересах общества за счет ограничения концентрации рынков.

Закон учреждает Совет по конкуренции, решения которого обязательны для исполнения всеми рыночными контрагентами.

Закон «Об энергетике» от 3 сентября 1998 г. также содержит положения, направленные на создание конкурентного энергетического рынка. Он отвечает требованиям директив ЕС по электроэнергии и газу, предусматривающих обеспечение условий открытия электроэнергетического и газового секторов для конкуренции. XIII глава Закона, касающаяся регулирования поставки энергоресурсов, учреждает Совет по регулированию энергетики, обеспечивающий регулирование энергетического рынка путем установления тарифов, цен на энергоресурсы и контроля государственных энергетических предприятий. Совет также отвечает за поощрение конкуренции и открытости в энергетическом секторе.

Налогообложение коммерческой деятельности в Латвии регулируется несколькими законодательными актами, которые не проводят различия между национальными и иностранными субъектами, занимающимися предпринимательской деятельностью в стране.

Закон «О налогах и сборах» от 2 февраля 1995 г. определяет общие принципы налогообложения. Этот Закон применяется, если специальные налоговые законы не предусматривают иных правил. При коллизии между общими принципами и специальными правилами применяются специальные правила.

Закон «О подоходном налоге с частных лиц» от 11 мая 1993 г. определяет налогообложение личных доходов частных лиц. Экспатрианты обязаны платить латвийские налоги, если они являются налоговыми резидентами Латвии. Лица не являющиеся резидентами Латвии, обязаны платить налоги с доходов, полученных в Латвии.

Закон «О государственном социальном страховании» (вступил в силу 1 января 1998 г.) определяет обязательные социальные платежи с заработной платы, получаемой работниками.

В соответствии с Законом «О налоге на собственность» от 18 декабря 1990 г., плательщиками налога на собственность являются частные и юридические лица, в том числе нерезиденты, владеющие недвижимостью, кроме земли, расположенной в Латвии. В зависимости от стоимости облагаемой налогом собственности, ставка налога составляет от 0,5% до 4%.

Согласно Закону «О подоходном налоге с корпораций» от 1 марта 1995 г., все компании, вне зависимости от происхождения, оплачивают 25-процентный корпоративный налог.

В соответствии с Законом «О налоге на добавленную стоимость» от 9 марта 1995 г., НДС взимается при любых поставках и ввозе товаров, оказании услуг, а также при индивидуальном потреблении. Ставки НДС составляют от 18% до 0%. Ставки налога на нефтепродукты составляют: на бензин - 220 лат за 1000 л неэтилированного бензина и 260 лат за 1000 л этилированного бензина, на дизельное топливо - 170 лат за 1000 л, на нефть - 170 лат за 1000 л.

Плательщиками налога на природные ресурсы, в соответствии с Законом «О налоге на природные ресурсы» от 14 сентября 1995 г., являются физические или юридические лица, которые добывают природные ресурсы, загрязняют окружающую среду веществами, указанными в Законе, ввозят вредные для окружающей среды товары, включая их упаковку, производят товары, включая их упаковку, способом, наносящим ущерб окружающей среде на территории или на континентальном шельфе Латвии.

Закон «О таможенных пошлинах» от 29 октября 1994 г. позволяет устанавливать налоги как на ввозимые, так и на вывозимые товары. Таможенные пошлины взимаются в зависимости от категории товаров. Всего установлено 97 категорий, охватывающих широкий ассортимент продукции.

В соответствии с Законом «О латвийской специальной экономической зоне» от 17 февраля 1997 г., специальный налоговый режим (временное освобождение от уплаты налогов и (или) более благоприятные условия налогообложения) может применяться к компаниям, действующим в специальных экономических зонах. Налоговые льготы предоставляются на 20 лет, если компания продает в пределах Латвии не более 20% своей промышленной продукции.

Иностранные инвесторы могут пользоваться следующими налоговыми льготами:

·      освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин на основной капитал, ввезенный в качестве составной части долговременных инвестиций, на инвестиции в капитал, ценные бумаги и услуги в связи с такой куплей-продажей, вывоз товаров за границы Латвии и связанные с ним услуги;

·      освобождение от ввозной пошлины и НДС на сырье и продукцию, которые временно ввезены в Латвию для переработки;

·      право на скидку с подоходного налога в размере налога уплаченного, за границей;

·      беспошлинное приобретение капитала для экспорта и импорта.

Иностранный инвестор может вывозить прибыль из республики после уплаты налогов, требуемых латвийскими законами, а также может после погашения всех долгов перед кредиторами свободно инвестировать прибыль в то или иное предприятие страны.

В Латвии гарантируется защита иностранных инвестиций. В крайне маловероятном случае принудительного отчуждения инвестор находится под защитой Закона «О принудительном отчуждении недвижимого имущества» от 1 октября 1992 г.

Закон гласит, что в случае принудительного отчуждения иностранной инвестиции, например экспроприации или национализации, владелец имеет право на компенсацию в размере ее полной рыночной стоимости или на компенсацию убытков в конвертируемой валюте в трехмесячный срок со дня отчуждения такой инвестиции.

Принудительное отчуждение недвижимости в интересах государства или общества разрешается только в исключительных случаях и при условии выплаты справедливой компенсации на основании закона, принятого в этом отношении. Компенсация может быть выплачена в денежной форме или натурой.

Процедура разрешения споров и (или) обжалования в национальных судах или арбитражных трибуналах, как правило, открыта для всех иностранных инвесторов. Эта процедура регулируется Законом «О гражданском процессе» от 1 марта 1999 г. и Законом «Об отправлении правосудия» от 15 декабря 1992 г., которые гарантируют также открытость и справедливый недискриминационный режим.

Кроме того, Латвия ратифицировала Конвенцию об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Конвенцию ИКСИД). Поэтому иностранные инвесторы могут пользоваться средствами судебной защиты, предусмотренными механизмом разрешения споров.

Приватизация в стране в настоящее время осуществляется в соответствии с Законом «О приватизации государственной и муниципальной собственности» от 17 февраля 1994 г.

Основной целью приватизации в республике является сокращение государственного участия в предпринимательской деятельности и создание благоприятной среды для частного капитала. Для этого Латвийское агентство по приватизации (ЛАП) стремится создавать конкурентоспособные частные компании путем продажи большей части акционерного капитала приватизируемых предприятий стратегическим инвесторам, способствуя, таким образом, развитию слоя предпринимателей в стране и привлечению прямых иностранных инвестиций. Чтобы способствовать общественной поддержке процесса реформ и созданию широкого слоя частных собственников, акции предприятий с наиболее солидным инвестиционным потенциалом продаются в обмен на приватизационные ваучеры через Рижскую фондовую биржу.

С 1994 г. ЛАП приватизировало более 1000 государственных предприятий и единиц имущества. К концу 1998 г. была в основном завершена приватизация мелких и средних компаний. В настоящее время ЛАП проводит приватизацию остальных крупных инфраструктурных компаний и осуществляет приватизацию земли и продажу неконтролирующих государственных пакетов акций.

Государственные закупки в Латвии регулируются Законом «О государственных закупках» от 1 января 1997 г. В соответствии с пунктами 4 и 6 этого Закона, регистрация, страна происхождения, место деятельности, вид предпринимательской деятельности или форма собственности подающего заявку предприятия не могут служить причиной ограничений при подаче заявок для участия в государственных закупках. Торги, предусматриваемые Законом, могут быть организованы как с участием иностранцев, так и без их участия.

В Латвии отсутствуют специальные отраслевые законы, регулирующие транзит по трубопроводам. Главным законом, где рассматриваются эти вопросы, является Закон «О таможне» от 17 июля 1997 г., который предписывает все таможенные процедуры, в том числе при транзите.

С целью более эффективного регулирования транзита Кабинет министров выпустил положение № 339 «Применение таможенных процедур при транзите» от 8 сентября 1998 г. Это положение определяет применяемые процедуры и необходимые действия перевозчика и таможенных работников при использовании трубопроводного транспорта. Не требуется никакой гарантии при транспортировке товаров по трубопроводу. Поэтому таможенные правила допускают упрощенную процедуру транзита по трубопроводам.

Латвийское законодательство предусматривает принцип свободы транзита, недискриминации в отношении цен как, так и происхождения, условий доступа к сетям транзита нефти и т.д.

Поставка, хранение и использование природного газа регулируется положениями уже упоминавшегося Закона «Об энергетике», который устанавливает общие принципы организации и развития деятельности предприятий по снабжению энергоресурсами. Поставка, передача и распределение природного газа в стране разрешаются только при условии получения лицензии на определенные виды деятельности. В соответствии со статьями 83 - 98 Закона, Совет по регулированию энергетики имеет право выдавать лицензии для предпринимательской деятельности (хранение, поставка, передача, распределение) в газовом секторе.

В 1996 г. было начато лицензирование энергетических компаний в соответствии с утвержденным Советом Положением от 19 ноября 1996 г. «О лицензировании предпринимательской деятельности в энергетическом секторе».

Экологические положения, затрагивающие деятельность в Латвии, связанную с энергоресурсами, определяются в законах: «Об акцизном налоге на нефтепродукты», «О защите окружающей среды», «Об оценке экологических последствий», «О налоге на природные ресурсы» и в Постановлении Кабинета министров № 213 «О порядке оценки экологических последствий».

Выполнение экологических требований гарантируется процедурами лицензирования для некоторых видов деятельности, и эти требования применяются одинаково ко всем предпринимателям, независимо от того, являются ли они отечественными или иностранными.

Обязательная экологическая оценка требуется перед началом осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности, которые перечислены в Приложении к Закону «Об оценке экологических последствий».

Латвия широко участвует в международном инвестиционном сотрудничестве. Она подписала и ратифицировала 34 двусторонних соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций, в том числе с Австрией, Беларусью, Бельгией, Великобританией, Венгрией, Вьетнамом, Германией, Грецией, Данией, Египтом, Израилем, Исландией, Испанией, Италией, Канадой, Кореей, Люксембургом Нидерландами, Норвегией, Польшей, Португалией, Сингапуром, Словакией, США, Тайванем, Турцией, Узбекистаном, Украиной, Финляндией, Францией, Чехией, Швейцарией, Швецией, Эстонией. С 25 странами Латвия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения. Характерно, что с Россией Латвия не заключила ни того, ни другого соглашения.

Латвия член МВФ, ВТО, ВОИС, МБРР, ЕБРР и других международных организаций. Она также подписала соглашения о зонах свободной торговли с Чехией, Словакией, Словенией, Польшей, Турцией и Венгрией. Латвия подписала и ратифицировала Договор к Энергетической хартии.

 

Октай МОВСУМОВ,

вице-президент по финансам

«ЛУКойл Оверсиз Холдинг Лтд»

 

Литература

1. Ведомости. 17 июля 2001 г.

2. Нефть и капитал. 2001. № 6. С. 50.

3. Эксперт. 2001. № 33. С. 6.

 

Приложение

 

Законы и нормативные акты Латвии, имеющие отношение к осуществлению инвестиций в нефтегазовый сектор

 

Законы и нормативные акты

Дата вступления в силу

Закон «О Латвийской Конституции»

7 ноября 1922 г.

Закон «О международных соглашениях»

13 января 1994 г.

Закон «О предпринимательской деятельности»

26 сентября 1990 г.

Гражданский кодекс

28 января 1937 г.

Гражданский кодекс (часть 4)

1 марта 1993 г.

Гражданский кодекс (часть 5)

1 сентября 1993 г.

Закон «О регистрации предприятий»

1 декабря 1990 г.

Закон «Об иностранных инвестициях»

5 ноября 1991 г.

Закон «О земельной реформе в городах»

20 ноября 1991 г.

Закон «О приватизации земли в сельских районах»

9 июля 1992 г.

Закон «О полезных ископаемых»

4 июня 1996 г.

Закон «О регистрации недвижимости и земельном реестре»

30 января 1997 г.

Закон «О налогах на недвижимость»

4 июня 1997 г.

Закон «О таможне»

17 июля 1997 г.

Закон «О конкуренции»

18 июня 1997 г.

Закон «Об акцизном налоге на нефтепродукты»

13 ноября 1997 г.

Закон «Об инвестиционных предприятиях»

18 ноября 1997 г.

Закон «Об энергетике»

3 сентября 1998 г.

Закон «О въезде и пребывании в стране иностранных граждан и лиц без гражданства»

9 июня 1992 г.

Закон «О принудительном отчуждении недвижимого имущества»

1 октября 1992 г.

Закон «Об отправлении правосудия»

15 декабря 1992 г.

Закон «О приватизации государственной и муниципальной собственности»

17 февраля 1994 г.

Закон «О патентах»

19 апреля 1995 г.

Закон «О промышленных разработках»

4 мая 1993 г.

Закон «Об авторских и смежных правах»

11 мая 1993 г.

Закон «О товарных знаках и географических обозначениях»

16 июня 1999 г.

Закон «Об оценке экологических последствий»

14 октября 1998 г.

Закон «О налогах и сборах»

2 февраля 1995 г.

Закон «О подоходном налоге с физических лиц»

11 мая 1993 г.

Закон «О налоге на собственность»

18 декабря 1990 г.

Закон «О подоходном налоге с корпораций»

1 марта 1995 г.

Закон «О налоге на добавленную стоимость»

9 марта 1995 г.

Закон «О налоге на природные ресурсы»

14 сентября 1995 г.

Закон «О таможенных пошлинах»

29 октября 1994 г.

Закон «О латвийской специальной экономической зоне»

17 февраля 1997 г.

Закон «О защите внутреннего рынка»

16 июня 1999 г.

 



* В статье использованы материалы секретариата Энергетической хартии.