Выездная сессия Национального инвестиционного совета в г. Чебоксары

 

9 октября 2001 г. в столице Чувашии - г. Чебоксары состоялась выездная сессия Национального инвестиционного совета, в которой приняли участие Президент Чувашской Республики Николай Федоров, руководитель Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития РФ Сергей Баев, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе по вопросам экономического и инвестиционного развития Сергей Обозов, сопредседатель попечительского совета НИС, директор Института международных экономических и политических исследований РАН академик Александр Некипелов, президент, председатель правления НИС и АКБ «Национальный резервный банк» Александр Лебедев, президент Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике и предпринимательству Анатолий Аксаков, члены правительств Чувашской Республики и других регионов, руководители предприятий, ученые и потенциальные инвесторы. В рамках выездной сессии была проведена межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы инвестиционной политики регионов».

 

Чувашия неслучайно была выбрана местом проведения этого представительного форума: в республике за последние годы значительно улучшился инвестиционный климат, успешно формируется потенциал внутренних ресурсов, темпы роста промышленного производства неизменно превышают среднероссийский уровень. Как отметил в своем выступлении Н. Федоров, бюджет в Чувашии удалось превратить в инструмент активной инвестиционной политики. Важнейшим результатом этих действий стало прекращение негативной тенденции падения объемов инвестиций в республике.

Как свидетельствует журнал «Эксперт», Чувашия обладает достаточно высоким инвестиционным потенциалом: по результатам анализа инвестиционного рейтинга российских регионов за 1999 - 2000 гг. Чувашия заняла 18-е место среди 89 регионов Российской Федерации по безопасности инвестирования, республика занимает 18-е место по законодательной активности в инвестиционной сфере, 11-е место по экологической безопасности, 15-е место по инфраструктурному потенциалу, 4-е место по плотности автомобильных дорог с твердым покрытием среди регионов с наиболее развитой транспортной инфрастуктурой (без Москвы и Санкт-Петербурга), 17-е место по числу инновационно активных предприятий.

Новый импульс эффективной реализации инвестиционной политики придал Указ Президента Чувашии «О мерах по ускоренному развитию общественной инфраструктуры в Чувашской Республике», направленный на дальнейшее развитие общественной инфраструктуры, концентрации и рационализации всех имеющихся финансовых ресурсов для улучшения условий жизни граждан, а также призванный способствовать увеличению инвестиционной привлекательности республики и ее территорий.

В конце сентября 2001 г. в республике принята новая редакция закона об инвестиционной деятельности. Она содержит принципиальные новшества, отличающие ее и от аналогичных законов субъектов России, и от федерального закона.

В выступлении председателя правления НИС А. Лебедева было отмечено, что основой инвестиционной привлекательности Чувашской Республики являются политическая и социальная стабильность, целенаправленная работа органов государственной власти по улучшению инвестиционного климата.

В своем выступлении руководитель Департамента инвестиционной политики Минэкономразвития РФ С. Баев рассказал об основных результатах работы правительства России по созданию благоприятного делового климата, развитию экономики. При этом он обратил внимание на положительный опыт правительства Чувашии в привлечении инвестиций.

Заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО по вопросам экономического и инвестиционного развития С. Обозов рассказал о роли федерального округа в поддержке процессов регионального развития, при этом он особо остановился на вопросах развития инфраструктуры и поддержания чистоты в республике как важных составляющих инвестиционного ресурса. С. Обозов назвал очень своевременным начинание Президента Чувашии по поддержке инфраструктуры муниципальных образований.

Что касается общероссийских тенденций в инвестиционной сфере, участники конференции отметили, что ход системной социально-экономической трансформации свидетельствует о сложном и неоднозначном характере происходящих процессов.

Так, за последние годы удалось обеспечить положительную динамику экономических показателей во многих отраслях хозяйственного комплекса, укрепить экономические основы федерализма, и прежде всего экономическую самостоятельность и ответственность регионов Российской Федерации.

Но наряду с позитивными сдвигами в развитии страны продолжают действовать сдерживающие факторы, остаются нерешенными многие проблемы, которые негативно влияют на укрепление бюджетного потенциала российских регионов.

В итоговой резолюции форума отмечено, что для решения этих задач правительству РФ необходимо принять доработанную стратегию развития России до 2010 г., выработать механизмы реализации и контроля эффективности государственной инвестиционной политики.

Участники сессии считают, что в сфере законодательного обеспечения преобразований Государственной Думе РФ следует обеспечить стабильную и «прозрачную» законодательную базу, направленную на дальнейшее стимулирование экономического роста, на обеспечение устойчивых предпосылок для институциональных преобразований в стране, повысить эффективность управления общественными финансами.

Требуется действенный механизм, направленный не на предотвращение негативных последствий социально-экономического развития, а на предупреждение их появления. Для этого, в первую очередь, надо пересмотреть принципы трансфертной политики, которые должны быть основаны на объективном анализе необходимости для региона финансовой помощи.

В резолюции конференции также указано, что очень важно предусмотреть в бюджете РФ на 2002 г. финансирование объектов, ранее включенных в федеральные целевые программы социально-экономического развития субъектов Федерации, срок реализации которых истекает в 2001 г., создать федеральную инфраструктуру выбора и сопровождения объектов инвестиций и их страховки от политических рисков.

Нужна дебюрократизация экономики: устранение барьеров в виде избыточных обязательных требований, сокращение разрешительных и надзорных функций регулирования предпринимательской деятельности. Следует оптимизировать практику прямого финансового участия государства в инвестиционных проектах.

Межрегиональная конференция отметила положительный опыт социально-экономических преобразований в Чувашской Республике, опыт разработки законодательства и практики его применения.

В ходе работы конференции состоялась выставка инвестиционных проектов предприятий Чувашии. Особый интерес гости проявили к проектам, целью которых является производство энергосберегающих технологий и оборудования, а также химической продукции из отходов химического производства.

Оценкой выставки может послужить предложение генерального директора Европейского делового клуба (ЕДК) Ирины Коммо провести презентацию Чувашской Республики в представительстве ЕДК в РФ.

«Мы хотели показать всем нашим гостям, что правительство Чувашской Республики, руководители предприятий понимают важность проблем привлечения инвестиций, работают вместе, стараются их решать и могут продемонстрировать результаты. Эта задача выполнена», - сказал, подводя итоги форума, министр экономики республики А. Воротников.