Эффективная инвестиционная политика как инструмент повышения конкурентоспособности региона

 

Один из возможных путей увеличения конкурентоспособности региона - проведение инвестиционной политики, в соответствии с которой региональные органы государственной власти могут направить ресурсы в отрасли, перспективные для экономического роста. Поскольку это означает перемещение ресурсов из других отраслей, такая политика всегда предполагает развитие одних отраслей хозяйства за счет других. Главная проблема для этой политики - как определить критерий отбора приоритетной отрасли, т.е. как выбрать те отрасли, которые получат поддержку за счет остальных.

 

В рыночной экономике одни отрасли будут развиваться, другие - сокращаться под влиянием законов рынка. Региональные же органы государственной власти должны быть в состоянии не просто определить отрасли, имеющие перспективы в будущем, они должны быть готовы к ответу на более важный вопрос: какие сферы хозяйства должны развиваться или сокращаться быстрее, чем их подталкивают к этому рыночные силы. Для того чтобы обосновать активную региональную программу, которая будет стимулировать переток ресурсов, необходимо показать, что этот процесс происходит слишком медленно, т.е. обосновать вмешательство региональных органов власти наличием дефекта рыночного регулирования.

Региональные органы власти должны способствовать развитию следующих отраслей:

·      с высокой добавленной стоимостью на одного работающего;

·      играющих роль «связующего звена»;

·      имеющих потенциал роста в будущем;

·      позволяющих повысить вертикальную интеграцию предприятий региона.

Например, для Чувашии сотрудничество с инвесторами может иметь первостепенное значение в тех секторах, в которых есть потенциал для реализации продукции на внешних рынках, но загрузка производственных мощностей недостаточна. Это химическая промышленность и машиностроение, производство строительных материалов.

Целью инвестиционной политики является создание условий для эффективных вложений в экономику региона. Под эффективными вложениями обычно понимаются такие инвестиционные вложения, которые, помимо платы за риск инвестиций, позволяют получить приемлемую как для инвестора, так для региона, принимающего инвестиции, экономическую выгоду в виде, например, прибыли от инвестиций. Основным критерием для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона - повышение бюджетной эффективности его экономики.

Факторами, которые позволяют региону эффективнее привлекать инвестиционные ресурсы, являются: создание законодательно-правового механизма защиты инвестиций; формирование организационно-правовой системы мобилизации ресурсов населения; государственные гарантии привлечения инвестиций; ипотечное кредитование жилья и производственного развития; инвестирование производства и сферы социальных услуг.

Решение перечисленных проблем создаст финансово-экономические предпосылки, сконцентрирует трудовые, финансовые и материальные ресурсы для реализации инвестиционной политики. Основным принципом управления инвестициями может быть создание централизованной иерархической системы, основными целями которой являются стимулирование инвестиционной деятельности в регионе и повышение его инвестиционной привлекательности. Эта система управления инвестициями может строиться по двум основным направлениям: региональному и корпоративному. Рассмотрим основные задачи и способы реализации каждого направления в Чувашии.

 

Региональное направление включает в себя:

·      создание нормативно-правовой базы для привлечения инвестиций в регион;

·      создание специализированного регионального органа для координации инвестиционной деятельности.

В республике обе составляющие регионального направления получили надлежащее развитие. 20 сентября 2001 г. Президент Чувашии подписал принятый Государственным Советом республики Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики «Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике».

Основной целью этого Закона является повышение инвестиционной привлекательности республики, создание благоприятного инвестиционного климата, формирование более четких условий оказания государственной поддержки инвесторам. Закон направлен на привлечение и эффективное использование инвестиционных ресурсов, обеспечение стабильности условий деятельности инвесторов на территории Чувашии.

Новый Закон содержит статьи, характеризующие критерии и условия предоставления государственной поддержки инвестиционных проектов, которая оказывается исключительно на конкурсной основе. Не менее чем на 20% стоимости проект должен финансироваться за счет собственных средств предприятия. Обязательным требованием является представление бизнес-плана, прошедшего государственную экспертизу. Главным критерием конкурсного отбора является соответствие основным направлениям социально-экономического развития республики и наличие экономической, бюджетной эффективности, общественной значимости и общественной полезности инвестиционного проекта.

Согласно Закону, государственная поддержка оказывается только при условии отнесения инвестиционных проектов к общественно значимым, имеющим норму рентабельности, рассчитанную с учетом рисков, не менее 10%. При этом в расчетах должны учитываться два вида рисков: риск ненадежности участников проекта и риск неполучения предусмотренных проектом доходов.

Новой является также статья Закона, регламентирующая предоставление государственных гарантий инвестиционным проектам. Они предоставляются на конкурсной основе на основании договора о предоставлении государственной гарантии Чувашской Республики.

Устанавливается, что предельный размер гарантии, предоставляемой для реализации конкретного инвестиционного проекта, не может превышать 80% суммы заемных средств. Конкретный размер гарантии будет определять Совет по инвестиционной политике с учетом общественной значимости проекта, оценки риска и объема привлекаемых средств.

Возможно предоставление государственной гарантии и на платной основе. Плата за гарантию (если она предусмотрена договором о предоставлении государственной гарантии Чувашской Республики) не должна превышать  действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Впервые законодательно закреплен конкретный перечень документов, которые должна представить организация, претендующая на получение государственной гарантии под привлеченные средства для реализации инвестиционного проекта, что исключает возможность произвола чиновников и предъявления ими необоснованных требований к участнику конкурса.

Организация, претендующая на получение государственной гарантии Чувашии, обязана обеспечить залог, имеющий высокую степень ликвидности. В качестве предмета залога при предоставлении гарантии могут выступать товарно-материальные ценности, недвижимость, производственное оборудование, транспортные средства, акции и иные ценные бумаги. В зависимости от предмета залога устанавливается перечень документов, предоставляемых для обеспечения залога и его размер.

При залоге товарно-материальных ценностей, транспортных средств, акций и иных ценных бумаг применяется коэффициент не менее 1,5 к объему предоставляемой гарантии, а при залоге менее ликвидного имущества (недвижимости и производственного оборудования) применяется более высокий коэффициент - не менее 2 к объему предоставляемой гарантии. Такой подход в целом соответствует сложившейся банковской практике и позволяет государству снизить риск при предоставлении гарантии.

Независимо от объема привлеченных инвестиций, нормы вновь принимаемых правовых актов, ухудшающие положение инвесторов и условия их коммерческой деятельности, применяются по отношению к инвесторам, уже осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Чувашии, по истечении срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем через 7 лет со дня вступления их в силу.

Специализированный региональный орган по координации инвестиционной деятельности - Совет по инвестиционной политике, рабочим органом которого является Министерство экономики Чувашии, был образован в марте 1994 г. Указом Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова. В его состав входят руководители республиканских органов исполнительной власти (13 человек). Совет осуществляет разработку принципов и стратегии инвестиционной политики Чувашии, определяет порядок использования бюджетных и внебюджетных источников для финансирования, проводит экспертизу и отбор инвестиционных проектов, реализуемых с участием правительства республики.

Так, Советом по инвестиционной политике были утверждены порядок рассмотрения и проведения экспертизы производственных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственного финансирования; методические рекомендации по организации и проведению экспертизы производственных инвестиционных проектов; типовые требования к производственному инвестиционному проекту, претендующему на государственное финансирование.

В вышеуказанных методических рекомендациях было установлено, что приоритетными для получения государственной поддержки являются проекты, обеспечивающие развитие производства, имеющие ключевое значение для сдерживания экономического спада, решения задач структурной перестройки экономики республики, удовлетворяющие критериям общественной значимости и общественной полезности.

В типовых требованиях к производственному инвестиционному проекту определено, что наличие проекта является необходимым условием предоставления предпринимателю государственной финансовой поддержки.

Кроме того, приведены основные параметры составления бизнес-проектов, а также перечень основных показателей инвестиционного проекта (текущие затраты, балансовая прибыль, чистый поток денежных средств и т.д.) и график возврата заемных средств.

 

Корпоративное направление подразумевает:

·      стимулирование создания инвестиционно активных корпоративных структур и улучшения их имиджа за пределами региона;

·      поддержку перспективных корпоративных структур, развитие системы корпоративного управления.

В целях формирования благоприятного инвестиционного имиджа предприятий республики проводятся такие мероприятия, как День Республики, ежегодный международный форум деловых контактов, презентация предприятий и организаций Чувашии в посольствах иностранных государств в Москве, Санкт-Петербурге и за рубежом, размещение информационных материалов о Чувашской Республике в сети Интернет, в СМИ и на телевидении, издание каталогов инвестиционных проектов и другой рекламной продукции о республике. В настоящее время подготовлен каталог наиболее перспективных инвестиционных проектов и инвестиционных предложений предприятий Чувашии на русском и английском языках для потенциальных инвесторов с целью привлечения инвестиций в экономику республики.

Конкурентоспособность региона во многом зависит от успешности  привлечения инвестиций. Именно поэтому региону выгодно совершенствование системы корпоративного управления.

«Плохое» корпоративное управление ведет к искажению поведения предприятий, и в частности, к искажению их отчетности, к доминированию нерыночных мотивов при принятии решений, а именно к снижению стимулов повышения эффективности и конкурентоспособности, снижению инвестиционной привлекательности компаний, высоким рискам вложения инвестиций и так далее. Все это снижает эффективность на микроуровне и, в конечном счете, затрудняет развитие экономики в целом.

От работы ключевых предприятий в регионе зависит общее благополучие экономики. В связи с этим кардинальное улучшение корпоративного управления на республиканских предприятиях рассматривается в качестве первоочередной задачи Правительства Чувашии.

Учитывая то, что совершенствование корпоративного управления состоит из ряда слагаемых, направленных на повышение инвестиционной привлекательности акционерных обществ, целесообразно разделить совершенствование корпоративного управления на ряд вопросов о деятельности акционерных обществ, о процедурах и механизмах принятия важнейших управленческих решений и об участии акционеров в процессе управления компаниями.

Законодательные акты в этой области правового регулирования (развития акционерного законодательства, банкротства, развития фондового рынка, антимонопольной политики, трудового законодательства) находятся в компетенции Федерации. Поэтому требования относительно раскрытия информации, перехода на международные стандарты бухучета и аудита, выработки механизма действенной защиты прав акционеров могут быть реализованы регионом только в качестве права законодательной инициативы.

Основными формами регионального участия в этом процессе являются:

·      мониторинг и анализ существующей практики корпоративного управления на предприятиях республики с целью выявления ключевых направлений ее улучшения;

·      организация мероприятий, повышающих квалификацию участников процесса корпоративного управления;

·      обеспечение взаимодействия заинтересованных органов власти и управления, общественных организаций и предпринимателей в рамках разработки проекта кодекса корпоративного управления.

Все это возможно лишь при обеспечении на территории субъекта России надлежащей правоприменительной практики, что является неотъемлемым, базовым условием развития. Отсутствие должного соблюдения нормативно-правовых актов органами власти, а также отсутствие согласованности в их действиях и недостаточная защищенность предприятий от экономической преступности и коррупции являются препятствием на пути инвестиций.

Победа в борьбе за инвестиции сегодня - это конкурентоспособность региона в будущем. И одно из главных достоинств и преимуществ внедрения корпоративного управления -  то, что быть честным и открытым становится выгодно.

 

Базовые (пороговые) условия ведения инвестиционной деятельности в регионе - социально-политические, законодательно-нормативные и организационно-экономические факторы, состояние судебной системы и т.п. - интересуют всех инвесторов, независимо от их инвестиционных приоритетов. Однако существуют дифференцирующие составляющие инвестиционной привлекательности, значение которых различно для разных категорий инвесторов. Кредиторов и владельцев облигаций интересует платежеспособность региона, прямых финансовых инвесторов - потенциал роста стоимости бизнеса объектов инвестиций, стратегических инвесторов - особые факторы и ресурсы, усиливающие их стратегическую позицию (рынки сбыта, звенья производственных процессов и т.п.).

Следовательно, при разработке инвестиционной политики региона, наряду с программой улучшения базовых факторов, необходимо разработать и реализовать индивидуальные программы по отношению к стратегическим, прямым финансовым и портфельным инвесторам.

Программа для стратегических инвесторов должна уделять внимание факторам, стимулирующим инвесторов размещать на территории региона основные производственные мощности, научно-исследовательские и опытно-конструкторские лаборатории, головные офисы, а также службы маркетинга и сбыта.

Программа для прямых финансовых инвесторов должна быть направлена на содействие развитию факторов, демонстрирующих инвестиционный потенциал объектов рискового финансирования. К ним относятся: наличие у предприятий стратегии и бизнес-модели, способной обеспечить высокий потенциал роста; квалифицированность менеджмента; уровень культуры корпоративных взаимоотношений; механизмы, обеспечивающие ликвидный выход финансового инвестора посредством продажи акций на фондовом рынке или стратегическому инвестору через 3 - 7 лет.

Программа для портфельных инвесторов должна включать меры повышения платежеспособности региона и стимулирования процессов развития компаний, способных разместить свои акции на открытом рынке.

Хотелось бы обратить внимание на заблуждение, будто бы регионы должны быть заинтересованы исключительно в стратегических инвесторах. Оптимальный тип инвестора для предприятия определяется по стадии его развития. При определении стадии развития бизнеса инвесторы используют следующие критерии: стратегическая позиция на рынке (доля на рынке), уровень производительности (выработка на одного работающего), эффективность и квалифицированность менеджмента, эффективность ключевых бизнес-процессов и систем, а также возможность их масштабирования, культура корпоративных взаимоотношений. Ранние стадии финансируются преимущественно носителями рискового капитала, более зрелые стадии - институциональными и стратегическими инвесторами.

Несмотря на почтенный возраст многих российских предприятий, подавляющее большинство их пока находится на ранних стадиях развития бизнеса, и они автоматически попадают в зону интересов рискового капитала, носителями которого выступают прямые финансовые инвесторы. Следовательно, регионам необходимо уделить пристальное внимание развитию инфраструктуры рискового финансирования.

На самом деле реальных инструментов инвестиционной политики, особенно на региональном уровне, у государства немного. Все они хорошо известны и активно используются. Главная задача - привести все движения в единую систему, которая должна работать на повышение конкурентоспособности региона.

 

Александр ВОРОТНИКОВ,

министр экономики

Чувашской Республики