Инвестиционный климат в нефтегазовом комплексе Литвы*

 

Анализируя пути развития республик Балтии, включая и Литовскую республику, приходишь к выводу, что в их политической и экономической судьбе, связанной с предстоящим вступлением в Евросоюз, внешнеэкономические связи с Российской Федерацией по-прежнему сохраняют приоритетное значение, несмотря на периодически возникающие политические разногласия. В основе внешнеэкономических приоритетов будут оставаться такие факторы, как наличие в лице России огромного, легкодоступного и всепоглощающего рынка, по емкости превышающего рынки других близлежащих стран, а также сохранение приспособленной к специфике России развитой транспортной сети, способной обеспечивать переброску массовых российских и транспортируемых через Россию грузов по схеме Восток - Запад.

 

Учитывая наметившуюся тенденцию постепенного сближения России и Евросоюза, базирующегося на взимодополняемости экономик, республики Балтии начинают усиленно готовиться к роли форпостов Евросоюза на пути возрастающих потоков грузов между Россией и странами ЕС. Иными словами, эти страны в перспективе намечают себе путь индустриальной обработки транзита, получившей у экономистов название «фламандско-голландской модели» макроэкономической специализации, характерной для развития Бельгии и Нидерландов [1]. При этом они отдают себе отчет в том, что при осуществлении программы крупнейшего экспортера транспортных услуг на пути Восток - Запад могут возникнуть существенные препятствия в виде усиления роли патронируемого ЕС проекта Великого шелкового пути и его южного ответвления ТРАСЕКА, предусматривающего направление основных потоков грузов в Азию южным маршрутом, минуя Балтию и Россию, что нанесет значительный ущерб от сокращения транзита и из-за упущенной выгоды как балтийским республикам, так и РФ.

Для России сохранение и модернизация транзитного пути через страны Балтии также важны, несмотря на осуществление проекта Балтийской трубопроводной системы, которая задействует российские портовые сооружения на Балтике. Во-первых, новый балтийский трубопровод не сможет полностью удовлетворить потребности России в транспортировке нефти, учитывая вероятность расширения экспортной базы. Во-вторых, западное направление через Балтию может оказаться весьма важным для транзита казахстанской нефти на запад. И в-третьих, со временем еще больше возрастет роль этого региона, в первую очередь Литвы, в транзите российских товаров в Калининград, а возможно в дальнейшем и через Калининград в другие страны Евросоюза.

Все эти факторы, очевидно, лягут в основу как российской государственной внешней политики, так и корпоративной политики вертикально интегрированных нефтегазовых компаний (ВИНК) России.

Российские экспортеры, как это можно предположить, будут максимально стремиться участвовать в модернизируемой системе транзита через Прибалтику, обеспечивая приобретением в собственность отдельных объектов ТЭК возможность влияния на управление трубопроводами, нефтегазохранилищами, газораспределительной сетью, системой АЗС, объектами электроэнергетики и т.д. В этом случае они могут гарантировать надежность транзита на рынки Евросоюза и в Калининградскую область. Это же относится и к экспортерам других товаров, осуществляющим свои транспортные операции через страны Балтии. Наращивают свое присутствие в этом регионе и предприятия других стран, рассчитывающие на участие в выгодном бизнесе, связанном с транзитом, доработкой и переработкой транспортируемых товаров.

 

Таблица 1

Приток прямых иностранных инвестиций в экономику стран Балтии (млн. долл. в год)*

 

Страна

1989 - 1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Литва

24

73

152

355

926

486

379

Латвия

95

180

382

521

357

348

407

Эстония

153

202

151

267

581

305

398

* UNCTAD. World Investment Report, 2001. Geneva, 2001. P. 295.

 

За период с 1989 г. по 2000 г. прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в экономику Эстонии выросли в 2,6 раза, Латвии - в 4,3 раза, Литвы - в 15,7 раза, хотя объемы ежегодно привлекаемых ПИИ в страны Балтии, учитывая размер территории и численность населения, остаются не такими высокими, как в других странах. Так, в 2000 г. они, находясь на уровне около 400 млн. долл. в среднем для каждой прибалтийской страны, уступали ПИИ в экономику Польши (10000 млн. долл.), Словакии (2075 млн. долл.), Румынии (998 млн. долл.), Болгарии (1002 млн. долл.), Чехии (4595 млн. долл.), России (2075 млн. долл.), Украины (595 млн. долл.). Общая сумма накопленных ПИИ, вложенных в экономику Литвы, составила в 2000 г. 2,3 млрд. долл., Латвии - 2,1 млрд. долл., Эстонии - 2,8 млрд. долл.

Характеризуя рынок топливно-энергетических товаров и ТЭК Литвы, нужно отметить, что собственные запасы энергетических ресурсов страны ограничены. По данным 1998 г., за счет собственных ресурсов покрывалось около 9,3% общей потребности в энергоресурсах (по нефти 2,9%, по торфу, дровам и соломе - 6%, по гидроэнергии - 0,4%). Таким образом, зависимость от импорта энергоресурсов из России весьма велика (на Россию приходится 99% общего импорта топлива - нефть, ядерное топливо, природный газ и каменный уголь). Небольшое количество каменного угля импортируется также из Украины и Польши (потребление первичных ресурсов, составлявшее в 1990 - 1991 гг. 17,4 млн. т условного топлива, впоследствии снизилось). В 1998 г. оно составило 9,26 млн. т условного топлива.

Нефть импортируется в Литву из России через ответвление нефтепровода «Дружба», проходящее через Беларусь. Территорию Литвы пересекают два нефтепровода и один продуктопровод. Один трубопровод (пропускная способность 14 - 15 млн. т в год, протяженность 225 км) подведен к Мажейкяйскому нефтеперерабатывающему заводу (НПЗ) и используется для транспортировки нефти из России. Другой трубопровод (пропускная способность 14 млн. т в год, протяженность 87 км) и продуктопровод (пропускная способность 3,6 млн. т в год, протяженность 87 км) используются для транзита нефти и нефтепродуктов на Вентспилсский нефтяной терминал в Латвии. Мажейкяйский НПЗ и литовский терминал в Бутинге связаны трубопроводом протяженность 91 км, имеющим пропускную способность 8 млн. т в год.

По разработанным американской компанией «Williams International Company» программам общая пропускная способность нефтепроводов Литвы будет увеличена с 28 до 35 млн. т в год. Нефте- и продуктопроводами управляет компания «Birzu», являющаяся филиалом государственной компании «Mazeikiu nafta».

Нефтяной терминал в Бутинге связан трубопроводом с Мажейкяйским НПЗ, что позволяет обеспечить дополнительную возможность поставки нефти на НПЗ танкерами из Западной Европы. Это рассматривается в Литве как важный шаг для обеспечения энергетической независимости от России.

Добыча нефти в стране (0,3 - 0,5 млн. т в год) осуществляется четырьмя компаниями: литовской «Geonafta» (доля государства в уставном капитале составляет 80%), литовско-датским совместным предприятием «Minijos nafta», литовско-шведским совместным предприятием «Genciu nafta» и литовской частной компанией «Manifoldas».

Крупнейшей компанией в области нефтепереработки является компания «Mazeikiu nafta», образовавшаяся в результате слияния компаний «Mazeikiu nafta» (Мажейкяский НПЗ), «Butinges nafta» (нефтяной терминал в Бутинге) и «Naftotiekis» (нефтепровод Биржай). В 1999 г. было подписано инвестиционное соглашение с компанией «Williams International Company», которая в качестве стратегического инвестора приобрела 33% акций компании «Mazeikiu nafta» и получила право на управление ею*. Доля государственного капитала в этой компании составляет 59,3%, остальные 8% были распределены между мелкими акционерами.

Установленная мощность Мажейкяйского НПЗ составляет 14 млн. т нефти в год (в настоящее время мощность переработки - лишь 7 млн. т в год, в связи с выводом из эксплуатации одной из двух установок). Глубина переработки не превышает 62%. НПЗ поставляет нефтепродукты в другие страны Балтии и в Россию.

Компания «Williams» запланировала амбициозную программу модернизации завода, согласно которой после 2003 г. завод будет перерабатывать 16 млн. т нефти в год с глубиной переработки не менее 80% и качеством, соответствующим новым стандартам ЕС, что позволит экспортировать светлые нефтепродукты в Евросоюз и другие страны [9].

В ноябре 1999 г. был пущен в эксплуатацию нефтяной терминал Бутинге, принадлежащий государственной компании «Mazeikiu nafta». Годовая пропускная способность терминала по экспорту и импорту составляет соответственно до 8 и 6,1 млн. т нефти. Терминал может принимать танкеры водоизмещением 80 тыс. т.

В 2000 г. Россия экспортировала через Бутинге 3,1 млн. т нефти (2,4% всего экспорта нефти в дальнее зарубежье). После запланированного расширения Бутинге, начиная с 2003 г., сможет обеспечить обработку 12 млн. т нефти и нефтепродуктов в год.

В настоящее время государственная компания «Klaipedos naftos terminals» («Клайпедский нефтяной терминал») реконструирует нефтепорт в Клайпеде. Пропускная способность терминала составляет 7,1 млн. т нефтепродуктов в год, включая 0,6 млн. т легких нефтепродуктов. Терминал способен принимать танкеры водоизмещением до 40 тыс. т, эстакады его могут обслуживать ежедневно до 400 железнодорожных цистерн, поступающих из стран СНГ, он располагает также оборудованием для перевалки нефтепродуктов.

Торговля нефтепродуктами в Литве осуществляется в условиях свободного рынка. Здесь успешно работают хорошо известные международные нефтяные компании, такие как «Shell», «Statoil», «Neste», «Hydro Texaco», «Mobil», «ЛУКойл». Лицензии на торговлю нефтепродуктами получили также 566 частных компаний. «Lietuvos kuras» - крупнейшая национальная компания, полностью приватизированная в 1999 г., осуществляет 15% продаж на оптовом и розничном рынке. Розничная торговля нефтепродуктами полностью обеспечивается частными компаниями.

Литовско-норвежское совместное предприятие «Pemco kuras» является производителем моторных и промышленных смазочных масел, которые оно реализует в Восточной Европе. Производительность компании составляет 60 тыс. т в год. Компания намерена увеличить объемы производства, расширить экспорт в страны Запада и сохранить ведущие позиции на внутреннем рынке.

Природный газ играет важную роль в энергетическом балансе Литвы, составляя 18% потребления первичных энергоносителей. Газовая система страны связана магистральными газопроводами с Беларусью, Латвией и Калининградской областью (в настоящее время ветка, связывающая с Латвией, закрыта).

Общая протяженность магистральных газопроводов составляет 1630 км. Система газоснабжения страны включает также компрессорную станцию мощностью 7900 кВт и 57 распределительных станций. Магистральный газопровод и большая часть распределительной сети, а также установки на территории страны управляются и эксплуатируются газовой компанией «Lietuvos dujos».

Природный газ поставляется в Литву через Беларусь из России компаниями «Газпром» и «ИТЕРА». Импорт природного газа в последние годы составляет 2,2 - 2,5 млрд. м3 в год. Управление основными газопроводами и большей частью распределительной сети и их эксплуатация осуществляются газовой компанией «Lietuvos dujos». Государству принадлежит 92% акций компании, остальные акции принадлежат частным инвесторам.

Рынок природного газа распределялся в 1999 г. между следующими компаниями: «Lietuvos dujos» - 51%, ОАО «Газпром» - 28%, литовско-российское совместное предприятие с участием ОАО «Газпром» «Stella Vitae» - 11%  и литовско-американское совместное предприятие с участием «ИТЕРА» «ITERALIT» - 10%.

Крупнейшей компанией, действующей в секторе сжиженного газа, является «Suskystintos dujos» (филиал открытой акционерной компании «Lietuvos dujos», которой принадлежит 50% рынка). Помимо этого на рынке сжиженного газа действует еще около 80 частных компаний.

В последние годы развернулась упорная борьба российских компаний за расширение своего присутствия в литовском ТЭК. Это, прежде всего, относится к покупке части акций Мажейкяйского НПЗ. Успеху российских инвесторов способствовало обострение проблемы снабжения нефтью НПЗ после продажи части акций американской компании «Williams International», которая не сумела обеспечить завод более дешевой нефтью из источников вне России, что не обеспечивало должной рентабельности работы НПЗ и увеличивало цены на местные нефтепродукты. В борьбу за участие в акционерном капитале НПЗ включились сначала компания «ЛУКойл» - традиционный поставщик нефти на НПЗ, а затем - «ЮКОС» и «ТНК».

Первоначально компания «ЛУКойл» рассчитывала получить блокирующий пакет акций, что позволило бы ей не только усилить свои позиции в снабжении НПЗ нефтью, но и, расширив существующую в Литве и других странах Балтии сеть АЗС, серьезно укрепить свои позиции на внутреннем рынке региона. Однако литовское правительство, соглашаясь на продажу 10 - 20% акций, не могло выйти за эти пределы, так как в этом случае компания «Williams» ушла бы из Литвы, что не входило в планы ни исполнительной, ни законодательной власти.

На последних этапах борьбы за приобретение части акционерного капитала компании «Mazeikiu nafta» включились компании «ЮКОС» и «ТНК», каждая из которых предлагала более выгодные условия приобретения тех 26,85% акций, которые было согласно продать литовское правительство. Компании предлагали дополнительные гарантированные поставки нефти на НПЗ и значительный объем транзитных операций через Бутинге. К середине 2001 г. компании «ЮКОС» удалось опередить соперников, чему в немалой степени способствовала поддержка компании «Williams», готовой сотрудничать с компанией «ЮКОС» [8]. Борьба завершилась подписанием соглашения, по условиям которого компания «ЮКОС» за 75 млн. долл. покупает 26,85% акций литовской компании, предоставляет кредит в 75 млн. долл. на модернизацию НПЗ, а также в течение 10 лет поставляет ежегодно 4,8 млн. т нефти на НПЗ и 4 млн. т нефти на терминал Бутинге [3].

Не менее упорная борьба развернулась в Литве за участие в газовом секторе ТЭК. Здесь за упрочение своих позиций борется ОАО «Газпром», предполагающее участвовать в приватизации газовой компании Литвы «Lietuvos dujos», в которой государству принадлежит 92,36% акций. Российский концерн заинтересован выступить в консорциуме в составе «ИТЕРА» и своей дочерней компании в Литве «Stella Vitae». «Газпром» как основной поставщик хочет получить пакет акций газовой компании, превышающий 25%. Стратегическому же инвестору предполагается продать 34% акций [2]. На роль стратегического инвестора в приватизации литовской компании претендует германский концерн «Ruhrgas» и французский концерн «Gaz de France».

В конечном счете «Газпром» рассчитывает в консорциуме со своей дочерней компанией «ИТЕРА» и ее дочерней компанией «ITERALIT» получить контроль над 50% акций. Переговоры, проходившие летом 2001 г., закончились неудачно. Литовская сторона приняла решение продать два равных пакета акций по 34% «Газпрому» вместе с его партнерами в Литве и западному стратегическому инвестору, оставив у правительства 24% акций компании [4]. Как сообщила пресс-служба «Газпрома» 2 октября 2001 г., «Газпром» принял условия литовской стороны [6].

Помимо переговоров о возможности приобретения контрольного пакета акций в «Lietuvos dujos» с Литвой ведутся переговоры о создании транспортного коридора Калининград - Клайпеда. В клайпедский порт могут заходить суда большего водоизмещения, чем в Калининград, но загружен первый всего на 50%. Литве нужно загрузить Клайпеду российскими грузами на полную мощность - 30 млн. т в год и проводить с Калининградом согласованную политику, чтобы конкурировать с эстонскими и латышскими портами. Взамен Литва готова снизить тариф на доставку грузов по своей территории в Калининград [5].

Еще одним проектом, интересующим российских инвесторов, является проект строительства газопровода, позволяющего ОАО «Газпром» осуществлять транзит российского газа в Европу в обход Украины [7]. Однако переговоры о возможности его осуществления еще не начинались.

Нарастающая активность российских компаний в Литве требует внимательного изучения инвестиционного климата страны, и прежде всего ее законодательной базы.

В литовской правовой системе основная совокупность правовых норм носит статутный характер. Нормативно-правовая система включает:

·      Конституцию;

·      конституционные законы;

·      международные договоры;

·      законы;

·      постановления парламента и правительства;

·      указы Президента республики;

·      акты государственных учреждений;

·      акты местных властей.

Закон о международных договорах от 22 июня 1999 г. определяет, что выполнение вступивших в силу международных договоров в Республике Литва обязательно. В случае принятия закона или юридического акта о выполнении международного договора Литвой правительство представляет в парламент в соответствии с установленным порядком соответствующий проект закона, или принимает постановление, или обеспечивает в пределах своей компетенции принятие других соответствующих юридических актов.

В соответствии с Конституцией международные договоры, ратифицированные парламентом, являются неотъемлемой частью правовой системы республики. Кроме того, если международный договор предусматривает нормы, отличающиеся от законов и правовых актов, которые действовали во время заключения такого договора или которые были введены в действие после его вступления в силу, то применяются положения международного договора.

Закон об инвестициях от 7 июля 1999 г. содержит принципиальные правила, определяющие условия инвестиций в Литве, и применяется как к иностранным, так и к отечественным инвесторам. Этот Закон не регулирует инвестиции в коммерческие банки, страховые предприятия или в предприятия, занимающиеся финансовой деятельностью.

Инвестициями считаются денежные средства и прочие финансовые активы, оцененные в порядке, предписанном законами и другими юридическими актами, которые вкладываются с целью получения прибыли (дохода), социальных результатов (образовательных, культурных, научных, в области здравоохранения, социального обеспечения и для других подобных целей) или для обеспечения осуществления государственных функций.

К инвесторам относятся: Республика Литва, иностранные государства, международные организации, физические и юридические лица, а также предприятия, не обладающие правосубъектностью в Литве и в иностранных государствах, которые инвестируют в соответствии с процедурой, изложенной в законах Литвы, собственные или заемные активы или активы, находящиеся и используемые в рамках системы доверительного управления.

В соответствии с Законом, инвестировать капиталы в Литве возможно следующим образом.

1. Путем создания предприятия, частичного или полного приобретения уставного капитала действующего предприятия, зарегистрированного в Литве.

2. Путем вложения средств в ценные бумаги любых видов.

3. Путем создания, приобретения или повышения стоимости основных активов.

4. Предоставлением в кредит денежных средств или иных активов хозяйствующим субъектам, в которых инвестор владеет частью капитала, обеспечивая контроль над таким хозяйствующим субъектом или значительное влияние на него.

5. При осуществлении концессионных или лизинговых соглашений.

Закон об инвестициях устанавливает принцип национального режима, который предусматривает, что иностранные инвесторы в инвестиционный период имеют те же права и обязанности, что и отечественные инвесторы, включая государство и муниципалитеты. В целом иностранные инвесторы имеют свободный доступ ко всем секторам экономики за определенными изъятиями, предусмотренными Законом, которые не распространяются на сектор энергетики.

Закон запрещает иностранные инвестиции, которые могут нарушать государственную безопасность или обороноспособность. Инвестиции также запрещены в производство и продажу наркотических, психотропных средств, ядов и проч., в организацию лотерей.

В Литве нет законов, устанавливающих специальные льготы для иностранных инвестиций, хотя некоторые значительные налоговые льготы, введенные в 1993 - 1997 гг., по-прежнему применяются к иностранным инвестициям. Закон предусматривает, что налоговые льготы для инвестиций определяются соответствующими законами о налогах. Например, Закон о налоге на прибыль юридических лиц предусматривает общие льготы для реинвестирования капитала. Кроме того, Закон об инвестициях устанавливает другие льготы для инвестиций, например, компенсацию части выплачиваемых процентов по кредитам, взятым для финансирования инвестиции, предоставление государственных (муниципальных) гарантий, выдачу кредитов за счет государства и т.д. Помимо этого, некоторые специальные налоговые льготы предоставляются так называемым стратегическим инвесторам, т.е. инвесторам, с которыми литовское правительство или уполномоченное им учреждение заключило инвестиционные соглашения.

31 декабря 1999 г. литовское правительство приняло Постановление № 1507, где конкретно оговариваются критерии, на основании которых инвесторы квалифицируются как стратегические, и им предоставляются особые условия инвестирования и ведения предпринимательской деятельности. Такие инвесторы должны взять на себя обязательство инвестировать не менее 200 млн. литовских литов в коммерческое предприятие, зарегистрированное в Коммерческом реестре Литвы, а инвестиция должна отвечать хотя бы одному из следующих критериев:

·      в течение трех лет должно быть создано не менее 300 рабочих мест. Этот показатель может быть снижен на 50% в регионах, где объем промышленного производства или уровень средней валовой заработной платы составляет менее половины среднего по стране, или уровень занятости в сельском хозяйстве превышает средний по стране;

·      инвестиция осуществляется в объекты или технологии, позволяющие использовать услуги граждан Литвы в проектировании, производстве или строительстве, а также использовать местные сырьевые и расходные материалы;

·      имеется обязательство полностью или частично ликвидировать ущерб, нанесенный предприятием окружающей среде на территории предприятия, где планируется деятельность стратегического инвестора;

·      инвестиция осуществляется с целью восстановления платежеспособности предприятия или восстановления неплатежеспособного предприятия;

·      инвестиция осуществляется в хозяйственные объекты государственной важности, признанные таковыми постановлениями парламента или правительства.

Инвестиционное соглашение со стратегическим инвестором может быть подписано, если инвестиции в коммерческий субъект, зарегистрированный в Реестре предприятий, осуществляются в следующих двух формах:

·      при создании предприятия или приобретении целиком или частично уставного капитала действующего предприятия, зарегистрированного в Литве;

·      при создании, приобретении или повышении стоимости основных активов.

Постановление также уполномочивает Министерство финансов заключать по предложениям министерств, других государственных учреждений и муниципалитетов инвестиционные соглашения со стратегическими партнерами.

Налогообложение предпринимательской деятельности по таким инвестиционным соглашениям регулируется Законом о налоговом ведомстве. Он предусматривает, что если литовское правительство или уполномоченное им учреждение заключает инвестиционное соглашение с инвестором, который обязуется инвестировать не менее 200 млн. литовских литов в субъект предпринимательской деятельности, зарегистрированный в Реестре предприятий Литвы, в течение трех лет (36 календарных месяцев) после заключения налогового соглашения, то это соглашение может предусматривать обязательство не увеличивать прямые налоги в течение пяти лет с того момента, когда объем инвестиции достигнет 200 млн. литовских литов. Для стратегических инвесторов по усмотрению правительства этот срок может быть увеличен до 10 лет.

Основным законом, регулирующим вопросы компенсации убытков при экспроприации в отношении иностранных инвесторов, является Закон об инвестициях от 7 июля 1999 г.

Экспроприация инвестиции может быть произведена только в общественных интересах в случаях и согласно процедурам, установленным законом, при условии выплаты достаточной компенсации, предписанной литовским правительством. Инвестор должен получить компенсацию в размере рыночной стоимости отчуждаемых активов на момент, непосредственно предшествовавший экспроприации или уведомлению об экспроприации, в зависимости от того, что имело место раньше. Стоимость экспроприируемых активов и сумма компенсации устанавливаются в соответствии с положениями Закона о принципах оценки активов и предпринимательской деятельности, принятого 25 мая 1999 г. Компенсация должна быть выплачена в трехмесячный срок со дня экспроприации в национальной валюте или, по требованию иностранного инвестора, в любой другой иностранной валюте. Компенсация должна включать в себя проценты, начисленные со дня опубликования уведомления об экспроприации до дня выплаты компенсации (процентная ставка определяется по ставке ЛИБОР для соответствующей валюты). Компенсация может быть переведена за границу без каких бы то ни было ограничений.

После уплаты налогов инвесторы имеют право конвертировать в иностранную валюту и (или) переводить за границу свою прибыль без каких бы то ни было ограничений. Кроме того, иностранным инвесторам разрешается вносить денежный вклад в капитал образуемого хозяйствующего субъекта как в иностранной, так и в национальной валюте.

Споры, связанные с нарушением прав и законных интересов инвесторов (инвестиционные споры), разрешаются в соответствии с порядком, установленным литовскими законами. Споры между иностранным инвестором и республикой, разрешаются с согласия сторон судами Литвы, международным арбитражем или с привлечением других учреждений. Инвестиционные споры разрешаются также с должным учетом положений международных договоров. Кроме того, в случае несогласия иностранный инвестор имеет право обратиться непосредственно в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, учрежденный в соответствии с Вашингтонской конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств от 18 марта 1965 г.

В Литве применяется инвестирование и на условиях концессионных соглашений. В соответствии с Законом о концессиях, принятым 10 сентября 1996 г., право на использование конкретной государственной или муниципальной собственности (например, континентального шельфа; экономической зоны в Балтийском море; недр и их ресурсов; внутренних водоемов; дорог; исторических, археологических и культурных объектов национального значения; зданий, сооружений, установок, транспортных и других объектов, не подлежащих приватизации в период инвестиции, и т.д.) может предоставляться по концессионному соглашению для осуществления определенных видов предпринимательской деятельности двум видам предприятий:

·      предприятию, созданному и работающему в соответствии с литовскими законами;

·      дочернему иностранному предприятию, созданному и зарегистрированному согласно порядку, предписанному литовскими законами.

Иностранные инвесторы могут осуществлять предпринимательскую деятельность на территории созданных в Литве свободных экономических зон. Закон об основах свободных экономических зон, принятый 28 июня 1995 г., устанавливает порядок и условия создания, работы и ликвидации свободных экономических зон в Литве, а также юридический статус и многочисленные финансовые льготы для хозяйствующих субъектов, действующих в свободных экономических зонах. К этим льготам относятся:

·      снижение налога на корпорацию;

·      освобождение от таможенных пошлин;

·      освобождение от НДС и акцизов;

·      освобождение от дорожных сборов;

·      освобождение от налогов на недвижимость;

·      снятие ограничений на иностранную валюту;

·      освобождение от удерживаемых налогов на переводимые за границу прибыли и дивиденды;

·      50-процентная скидка по налогам на аренду земли;

·      ускоренные и упрощенные таможенные и административные процедуры;

·      одинаковые юридические гарантии для предприятий, расположенных в свободной экономической зоне и за ее пределами;

·      специальный режим списания для инвестиционных и других расходов применительно к основным активам и новым технологиям.

В соответствии с Законом, предприятие, действующее в свободной экономической зоне, платит в течение пяти лет со дня регистрации налог на прибыль (доход) с 80-процентной скидкой, а в последующие пять лет - налог с корпораций со скидкой в 50% и более. Более того, если иностранный инвестор (инвесторы) приобретает (приобретают) не менее 30% уставного капитала предприятия, которое зарегистрировано и действует в свободной экономической зоне, и инвестирует капитал иностранного происхождения в объеме не менее 1 млн. долл., то это предприятие освобождается от налога на прибыль (доход) на пять лет со дня его регистрации, а в последующие десять лет платит налог с корпораций со скидкой в 50%.

В настоящее время существуют две свободные экономические зоны в городах Клайпеда и Каунас. Первая зона уже работает, а вторая формируется.

Литовское законодательство имеет важное изъятие из национального режима для иностранных инвесторов, связанное с приобретением земли в собственность. Так, согласно положениям Конституционного закона о субъектах, порядке, условиях и ограничениях приобретения в собственность участков земли, иностранные граждане, занимающиеся зарегистрированной коммерческой деятельностью в Литве, субъекты, которыми владеют или которые контролируют иностранные предприятия или граждане, иностранные юридические лица, создавшие для осуществления предпринимательской деятельности филиалы или подразделения, не имеющие статуса юридического лица в Литве, и литовские субъекты (муниципалитеты, предприятия, наделенные правами юридических лиц, и т.д.) имеют право приобретать участки земли, необходимые для использования имеющихся зданий и производственных сооружений или для строительства и эксплуатации таких зданий и производственных сооружений, при соблюдении следующих условий:

·      если иностранное гражданство сохраняется или иностранное предприятие зарегистрировано в одном из государств - членов ЕС, или в одном из государств, являющихся стороной соглашения с ЕС о создании ассоциации с европейскими сообществами и их государствами-членами, или в одном из государств, которое на момент принятия этого Конституционного закона является членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или членом Организации Североатлантического договора (НАТО);

·      если иностранное государство предоставляет равные права литовским субъектам, т.е. права применяются на взаимной основе;

·      если иностранное предприятие имело главное место ведения предпринимательской деятельности в государстве регистрации в последние пять лет.

Таким образом, иностранцы, которые не отвечают вышеупомянутым критериям и не занимаются хозяйственной деятельностью в Литве, могут только арендовать землю, необходимую для строительства и эксплуатации зданий и сооружений, предназначенных для их деятельности.

Инвестиции в Литве пользуются широкой поддержкой государственных учреждений и различных неправительственных организаций. Наиболее значительной неправительственной организацией, содействующей инвестициям в Литве, является Литовское агентство развития, предоставляющее общую информацию о деловом климате и оказывающее содействие иностранным инвесторам в сборе деловой информации. Оно также предоставляет разнообразные услуги и помогает коллективно защищать интересы иностранных инвесторов через прямые контакты с правительством и другими государственными органами.

Иностранные инвестиции в Литве также регулируются и защищаются многочисленными двусторонними и многосторонними соглашениями, включая в особенности соглашения о поощрении и защите инвестиций. В настоящее время действуют 27 соглашений со следующими странами: Австрией, Аргентиной, Бельгийско-Люксембургским экономическим союзом, Великобританией, Венесуэлой, Германией, Грецией, Данией, Израилем, Испанией, Италией, Казахстаном, Китаем, Кореей, Латвией, Нидерландами, Норвегией, Польшей, Россией (еще не вступило в силу), Румынией, США (еще не вступило в силу), Турцией, Украиной, Финляндией, Францией, Чехией, Швейцарией, Швецией и Эстонией.

Такие ратифицированные соглашения имеют преимущественную силу перед положениями литовских законов и обычно предусматривают более благоприятный режим для взаимных инвестиций. Литва также заключила двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения с 24 странами.

 

Октай МОВСУМОВ,

вице-президент по финансам

«ЛУКойл Оверсиз Холдинг Лтд»

 

Литература

1. «Балтия - трансъевропейский коридор в ХХI век»: Доклад Совета по внешней и оборонной политике. Независимая газета. Дипкурьер. № 16 (26 октября) 2000. С. 4.

2. Ведомости. 23 августа 2001.

3. Ведомости. 6 сентября 2001.

4. Ведомости. 10 сентября 2001.

5. Ведомости. 24 сентября 2001.

6. Ведомости. 3 октября 2001.

7. Известия. 20 августа 2001.

8. Издержки роста. Нефть и капитал. 2001. № 6. С. 99 - 103.

9. Нефть и капитал. 2000. № 3. С. 69.

 

Приложение

 

Законы и нормативные акты Литвы, имеющие отношение к осуществлению инвестиций в ТЭК

 

Название закона

Дата

 

Конституция

25 октября 1992 г.

1-1392

Конституционный закон о субъектах, порядке, условиях и ограничениях приобретения в собственность участков земли, предусмотренный в пункте 2 статьи 47 Конституции Республики Литвы

20 июня 1996 г.

 

Гражданский кодекс

7 июля 1964 г.

1-196

Кодекс законов о труде

1 июня 1972 г.

 

Закон о предприятиях

8 мая 1990 г.

1-440

Закон о регистрации предприятий

31 июля 1990 г.

1-442

Закон о налоге на прибыль юридических лиц

31 июля 1990 г.

1-641

Закон о подоходном налоге с физических лиц

5 октября 1990 г.

1-1163

Закон о налоге на государственные природные ресурсы

21 марта 1990 г.

1-1336

Закон о государственном социальном страховании

21 мая 1991 г.

1-2048

Закон о договорах найма

28 ноября 1991 г.

1-2223

Закон о защите окружающей среды

21 января 1992 г.

1-2654

Закон о принципах бухгалтерского учета

18 июня 1992 г.

1-2675

Закон о земельном налоге

25 июня 1992 г.

1-2944

Закон о налоге на нефтяные и газовые ресурсы

7 октября 1992 г.

1-173

Закон о товарных знаках и знаках обслуживания

3 июня 1993 г.

1-266

Закон об охране труда

7 октября 1993 г.

1-345

Закон о налоге на добавленную стоимость

22 декабря 1993 г.

1-354

Закон об аренде земли

23 декабря 1993 г.

1-372

Закон о патентах

18 января 1994 г.

1-429

Закон об акцизном налоге

12 апреля 1994 г.

1-446

Закон о земле

26 апреля 1994 г.

1-528

Закон о компаниях

5 июня 1994 г.

1-565

Закон о налоге на недвижимое имущество предприятий и организаций

20 июля 1994 г.

1-657

Закон о защите потребителей

10 ноября 1994 г.

1-828

Закон об энергии

28 марта 1995 г.

1-976

Закон об основах свободных экономических зон

28 июня 1995 г.

1-974

Закон о налоговой администрации

28 июня 1995 г.

1-1006

Закон о промышленных образцах

4 июля 1995 г.

1-1169

Закон о публичной торговле ценными бумагами

16 января 1996 г.

1-1240

Закон о строительстве

19 марта 1996 г.

 

Таможенный кодекс

18 апреля 1996 г.

1-1510

Закон о концессиях

10 сентября 1996 г.

1-1539

Закон о Реестре недвижимого имущества

24 сентября 1996 г.

1-2936

Закон о залоге имущества

6 октября 1996 г.

1-270

Закон о банкротстве предприятий

17 июня 1997 г.

VIII-480

Закон о приватизации государственного и муниципального имущества

4 ноября 1997 г.

VIII-633

Закон о таможенных тарифах

19 февраля 1998 г.

VIII-978

Закон о юридическом статусе иностранцев

17 декабря 1998 г.

VIII-1099

Закон о конкуренции

23 марта 1999 г.

VIII-1183

Закон о налоге за загрязнение окружающей среды

13 мая 1999 г.

VIII-1185

Закон об авторских и смежных правах

18 мая 1999 г.

VIII-1206

Закон о безопасности продукции

1 июня 1999 г.

VIII-1210

Закон о государственных закупках

3 июня 1999 г.

VIII-1227

Закон об аудите

15 июня 1999 г.

VIII-1286

Закон о названиях фирм

1 июля 1999 г.

VIII-1312

Закон об инвестициях

7 июля 1999 г.

VIII-1881

Закон об электроэнергии

20 июля 2000 г.

 



* В статье использованы материалы секретариата Энергетической хартии.

* Группа «Williams Companies» является одной из старейших в США. В настоящее время специализируется на транспортировке и переработке природного газа (60 тыс. км газопроводов, 15 газоперерабатывающих заводов, НПЗ, в т.ч. в г. Мемфисе). Международные операции осуществляет компания «Williams International». Рыночная капитализация компании оценивается более чем в 19 млрд. долл.