Зарубежный капитал - важнейший фактор экономического роста Венгрии

 

Во второй половине 1990-х годов постсоциалистические страны Центральной Европы (Венгрия, Польша, Словакия, Словения) демонстрировали устойчивые темпы экономического роста. Большой интерес представляет Венгрия, экономический подъем которой во многом явился следствием целенаправленной государственной политики привлечения иностранного предпринимательского капитала.

Реализуемая с начала 2001 г. новая стратегия экономического развития ориентирована на приток зарубежных капиталовложений на уровне 1,5 - 2 млрд. долл. в год. Однако роль иностранного капитала, приоритетные направления его привлечения существенно меняются.

 

За время радикальных политических и экономических преобразований, начатых в 1989 г., Венгрия добилась впечатляющих успехов в развитии и реформировании экономики. С середины 1990-х годов страна вышла на траекторию устойчивого экономического роста. В 2000 г. прирост ВВП (5,3%) превышал темпы, достигнутые остальными странами Центральной Европы (Польша, Словакия, Словения, Чехия). Экономический подъем сочетался с улучшением показателей, характеризующих внешнее и внутреннее равновесие страны (валютно-финансовое равновесие, макроэкономическая стабильность). В 2000 г. дефицит госбюджета уменьшился до 3,6% по сравнению с 4,6% в 1998 г. и 3,9% в 1999 г. Несмотря на рост мировых цен на топливо, дефицит текущего счета платежного баланса сократился до 1,8 млрд. евро (2 млрд. евро в 1998 - 1999 гг.), произошло также снижение внешней задолженности-нетто на 0,9 млрд. евро.

Венгрия является лидером в Центральной Европе в сфере реформирования промышленной структуры. За последнее десятилетие были «свернуты» неэффективные, устаревшие направления производства и заменены новыми, экспортоориентированными. Возникла новая отрасль - автомобилестроение, получили развитие производство электронно-вычислительной техники, бытовой электроники, оборудования связи и др. Ныне в общем объеме промышленного производства на долю электротехники и электроники приходится свыше 20%, транспортных средств - около 16%.

В период рыночной трансформации многократно возрос экспортный потенциал страны. Создание промышленного сектора, являющегося, по оценке западных аналитиков, самым конкурентоспособным в регионе, позволило оживить внешнеторговый оборот и улучшить его товарную структуру. Резко возросла степень участия страны в международном разделении труда: в 2000 г. объем торговли в расчете на душу населения составил 6016 долл. (в 1993 г. – 2095 долл.).

Результаты, достигнутые в совершенствовании структуры экспорта, являются ощутимыми даже по мировым меркам. В настоящее время структура венгерского экспорта аналогична структуре экспорта развитых стран: ведущее место в вывозе занимает продукция машиностроения, доля которой в 2000 г. составила около 60% (24% в 1993 г.). В импорте удельный вес машинотехнических изделий, в том числе капиталоемких и высокотехнологичных, возрос до 51%.

За последнее десятилетие страна достигла высокой степени интегрированности в европейские структуры - в 2000 г. на Евросоюз приходилось 75% экспорта страны.

Впечатляющие достижения страны связаны с привлечением внешних инвестиций. Роль иностранного капитала в экономике республики является огромной даже по европейским меркам. Предприятия с иностранным капиталом производят ныне 40% ВВП, обеспечивают почти 75% венгерского экспорта. На их долю приходится свыше 60% промышленного производства, в том числе 84% выпускаемых транспортных средств, 79% продукции химической промышленности, 65% электротехнических изделий, 99% добываемых угля и нефти.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в венгерскую экономику превысили (за 1989 - 2000 гг.) 23 млрд. долл., причем около половины этой суммы пошло в промышленность. Примерно треть всех накопленных инвестиций поступила в страну от продажи государственных предприятий. В связи с завершением процесса приватизации госсобственности (в 1997 г.) приток ПИИ в Венгрию уменьшился. Однако и в последние годы страна демонстрирует устойчивый рост получения иностранного капитала на уровне 1,8 - 1,9 млрд. долл. в год. Иностранных инвесторов привлекают стабильное внутриполитическое и экономическое положение, квалифицированная и недорогая по западноевропейским меркам рабочая сила, хорошее состояние транспортных путей и средств связи[1]. Членство в НАТО и предстоящее вступление в ЕС (в 2004 - 2005 гг.) увеличивают гарантии безопасности вложений. Для стимулирования иностранных инвесторов Венгрия пошла на предоставление им государственной финансовой помощи (для осуществления капиталовложений), на сокращение налогов и предоставление весьма ощутимых таможенных и налоговых льгот после введения предприятий в строй[2].

По объему иностранных инвестиций на душу населения (2100 долл. в 2000 г.), а также по показателю отношения накопленных ПИИ к ВВП (40%) страна лидирует в Центральной Европе.

Доминирующая роль в венгерской экономике принадлежит вложениям транснациональных корпораций (ТНК), на долю которых приходится 75 - 80% всего объема накопленных ПИИ. Из 100 крупнейших корпораций мира на венгерском рынке прочно обосновались не менее пятидесяти.

В начале 1990-х годов капиталы ТНК вкладывались, главным образом, в предприятия по сборке готовой продукции (преимущественно электротехнических и электронных изделий). Тенденцией последних лет является организация производства комплектующих узлов и агрегатов, причем ряд дочерних предприятий и филиалов, учрежденных на территории Венгрии, получил статус европейских или региональных производственных центров.

Самые крупные инвестиции поступили в страну из США, Германии, Нидерландов, Великобритании и Японии. Что касается российских инвестиций, то они пока невелики. В ряду стран, инвестирующих свои капиталы в венгерскую экономику, Россия числится в категории «и остальные страны». Основным российским инвестором является ОАО «Газпром», капитал которого вложен в венгеро-российский торговый дом «Панрусгаз», в производственное предприятие «ДКГ-ИСТ», в крупнейший в стране Боршодский химический комбинат, а также в венгерский Всеобщий банк по обороту ценностей («АЕВ»), благодаря которому российская доля в общем фонде уставного капитала всех действующих на территории Венгрии банков составляет 1,5%.

С самого начала реформ руководство страны, провозгласив отказ от идеи всеобщего и бесплатного раздела государственного имущества, сделало ставку на иностранный капитал как важный источник реформирования и роста экономики. В то время как остальные постсоциалистические страны широко использовали метод ваучерной (купонной) приватизации, позволяющий обеспечить равный доступ населения к государственной собственности, Венгрия осуществила приватизацию преимущественно на платной основе. Реализация стратегии продажи объектов крупной промышленности иностранным инвесторам за наличные деньги (с 1995 г.) обеспечила их широкий доступ к участию в приватизационном процессе.

К настоящему времени иностранный капитал занял ключевые позиции в основных секторах венгерской экономики: в собственности зарубежных инвесторов находится до 60% уставного капитала обрабатывающей промышленности, 70% уставного капитала финансового сектора, более 50% уставного капитала сферы оптовой торговли. Из 200 крупнейших венгерских компаний в частичной или полной иностранной собственности находятся не менее 150.

С уменьшением прилива иностранных финансовых средств от продажи государственных компаний венгерское правительство стимулировало приток капитала главным образом в создание новых производств («greenfield investments» - «инвестиции в зеленое поле»), широко используя для этого свободные экономические зоны разных видов.

Внушительные результаты дало привлечение капиталовложений на свободные таможенные территории промышленного типа, куда пришли в основном транснациональные корпорации (IBM, SONY, Nokia, Philips, TDK, General Motors, Opel, Audi, Ford и др.)[3]. Привлеченные экономией на издержках производства, выгодным географическим положением, предоставленными таможенными и налоговыми льготами, эти корпорации разместили здесь часть своих производственных мощностей и создали экспортные центры для продажи компонентов, готовых изделий в соседние страны (прежде всего в Германию). Основная часть свободных таможенных территорий находится в промышленно развитых районах с хорошей инфраструктурой, в том числе 58% - в западной части страны, 17% - в Будапеште.

Начавшимся с середины 1990-х годов экономическим ростом Венгрия во многом обязана развитию производства на свободных таможенных территориях. Среднегодовой темп роста производства на 103 построенных здесь «под ключ» машиностроительных предприятиях в 1997 - 2000 гг. составил примерно 50%. Эти предприятия производят 28% валовой промышленной продукции, обеспечивают 70% экспорта готовых промышленных изделий.

Беспрецедентна роль свободных таможенных территорий в развитии внешней торговли и совершенствовании ее товарной структуры. Насколько велико их значение для страны, свидетельствуют такие данные: на них приходится более 45% венгерского экспорта (18,1% в 1996 г.) и 31% импорта. Здесь работают десять крупнейших экспортеров страны («Audi Hungaria Motor Kft», «IBM Storage Products Kft», «Philips Magyarorszag Kft», «Opel Magyarorszag Jarmugyarto Kft» и др.). Изделия машиностроения, в числе которых компоненты и части для электронного оборудования, компьютеры, средства связи, электротехническое оборудование, легковые автомобили, узлы и детали к ним, составляют свыше 92% экспорта. Сальдо торговли предприятий, расположенных на свободных таможенных территориях, является устойчиво положительным, благодаря чему Венгрия имеет относительно невысокий торговый дефицит (3 млрд. долл. в 1999 г., 4 млрд. долл. в 2000 г.). Предприятия, работающие здесь, включены во внутрифирменную торговлю ТНК и, соответственно, ориентированы на страны Евросоюза, куда направляется основная доля их экспорта (90%).

В конце 1990-х годов перед венгерской экономикой встали новые задачи, потребовавшие новых подходов к их решению. Источники экономического роста Венгрии последних лет (привлечение иностранного капитала и дешевая рабочая сила) оказались во многом исчерпанными. Ресурсы дешевой, но недостаточно обученной рабочей силы остались только в менее развитых восточных и северных районах страны. Между Венгрией и остальными европейскими постсоциалистическими странами развернулось острое соперничество за привлечение иностранного капитала. Венгрия теряет прежнее лидерство, что отчасти объясняется узостью внутреннего рынка (по сравнению с Польшей) и завершением процесса приватизации, в то время как в других странах (Польше, Румынии, Болгарии) приватизация продолжается. По сравнению с другими странами Центральной Европы, оплата труда в Венгрии более высокая, а объем предлагаемых льгот меньший, чем, например, в Чехии. В результате в 2000 г. в Венгрию поступило 1,8 млрд. долл. иностранных инвестиций, в то время как в Польшу - 9 млрд. долл. и Чехию - 4 млрд. долл.

Усиливается тенденция к репатриации зарубежными инвесторами своих прибылей: в 2000 г. из Венгрии было изъято прибылей на сумму 870 млн. евро по сравнению с 406 млн. евро в 1997 г. В связи с вступлением в ЕС, стране, скорее всего, придется изменить условия деятельности компаний на свободных таможенных территориях, являющихся ныне двигателем развития промышленности и внешней торговли[4].

Структура венгерской экономики за прошедшие годы приобрела двойственный характер. Возникли большие различия в экономическом положении крупных экспортоориентированных, преимущественно иностранных компаний, с одной стороны, и национальных малых и средних предприятий, работающих в основном на внутренний рынок, с другой. Менее полусотни крупных ТНК производят ныне основную долю ВВП, осуществляют почти весь объем научно-исследовательских работ, обеспечивают более 70% экспорта - при небольшом вкладе 800 тысяч венгерских малых и средних предприятий. Наибольшим недостатком такого положения является то, что быстро растущий сектор экономики, представленный иностранными предприятиями, слабо влияет на развитие смежных отраслей венгерской экономики.

В связи с региональными предпочтениями зарубежных инвесторов углубились также различия в социально-экономическом развитии между интенсивно развивающимися западными и получившими наименьшие объемы ПИИ восточными районами Венгрии.

Новым глобальным экономическим вызовом, с которым столкнулась Венгрия в конце 1990-х годов, стало быстрое распространение информационных, коммуникационных технологий и средств, являющихся решающими факторами обеспечения экономического роста промышленно развитых стран. В этих условиях обеспечение устойчивого и качественного социально-экономического роста стало невозможным без науки, исследований, инноваций и, соответственно, квалифицированных специалистов.

В то же время появились признаки движения Венгрии в направлении новой модели экономического развития, о чем свидетельствуют изменения в стратегии ТНК. Так, первоначально привлеченные ими иностранные хорошо проверенные поставщики-смежники заменяются венгерскими предприятиями. ТНК размещают на территории страны все более высокие звенья производственно-хозяйственного цикла (маркетинговые и сбытовые центры, опытно-конструкторские филиалы), предъявляют спрос на квалифицированных рабочих, грамотных и подготовленных специалистов.

Все это побудило венгерское руководство внести коррективы в стратегию экономического развития страны. Ее центральным звеном по-прежнему является привлечение иностранного капитала, но на базе высококвалифицированной рабочей силы и инновационной деятельности.

Для решения возникших проблем и задач перехода на новую инновационную модель экономического роста Венгрия с января 2001 г. приступила к реализации «плана Сечени», рассчитанного на период до 2006 г. [5] План предусматривает частичное финансирование различных проектов за счет средств из госбюджета: в 2001 - 2002 гг. на его выполнение выделено более 2 млрд. долл.

Важную роль в выполнении плана призван сыграть иностранный капитал: по оценке правительства, в ближайшие годы потребуется его ежегодный приток в размере 1,5 - 2 млрд. долл. Однако в связи с новыми задачами меняются приоритетные направления привлечения зарубежных средств.

Наряду с оказанием содействия новым инвестициям акцент предполагается сделать на стимулировании интеграции предприятий с участием иностранного капитала в венгерскую экономику за счет мобилизации отечественного сектора мелкого и среднего предпринимательства в качестве смежников и субпоставщиков для венгерских филиалов ТНК, а также на увеличении вложений уже существующих на территории страны совместных и иностранных предприятий. Стимулирование процесса налаживания производственных, научно-технических и информационных контактов с экспортоориентированным иностранным сектором позволит сформировать основы конкурентоспособности венгерского сектора малого и среднего предпринимательства.

Приоритетным является также стимулирование иностранных инвестиций в производство конкурентоспособных изделий в секторе высоких технологий.

Максимальные суммы государственной поддержки предусмотрены для инвесторов, вкладывающих средства в проекты в экономически менее развитых районах Венгрии, что позволит создать условия для уменьшения региональных различий, расширит базу экономического роста страны.

Одной из важных задач плана является повышение привлекательности Венгрии для иностранных инвесторов. Ее решению служит бюджетное финансирование проектов в области развития дорожной сети, телекоммуникаций, системы образования, улучшения инфраструктуры созданных промышленных парков и др. Продуманные действия венгерского правительства по стимулированию зарубежных вложений позволят повысить конкурентоспособность страны, закрепить процесс экономического роста.

 

Татьяна ЧЕКЛИНА,

кандидат экономических наук,

ведущий научный сотрудник.

Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт

 

Литература

1. Экономика Венгрии 2000: Специальный выпуск. Министерство экономики. 2000.

2. Economic Survey of Europe. New York - Genewa. 2001. № 2 - 3.

3. National Bank of Hungary: Monthly Report. 2001. № 3.

4. The Hungarian Economy: A quarterly economic and business review. 1998 - 2001.



[1] В соответствии с оценками ведущих рейтинговых агентств, Венгрия в 2000 г. являлась самой привлекательной страной для ведения бизнеса в центральноевропейском районе.

[2] Налог на прибыль юридических лиц установлен на уровне 18%, но фактически с учетом налоговых льгот он составляет 12%. Венгерская система инвестиционных поощрений включает широкой спектр льгот и стимулов. Налоговые льготы предоставляются главным образом предприятиям обрабатывающей промышленности, причем их объем зависит от величины и места размещения инвестиций. Крупные вложения (не менее 40 млн. долл.), а также инвестиции в экономически отсталые районы с высоким уровнем безработицы могут полностью освобождаться от уплаты налогов. Иностранные инвесторы также могут получать дотации из различных фондов, пользоваться беспроцентными кредитами или отчислениями на покрытие процентов, размер которых устанавливается по каждому отдельному проекту. Специальные налоговые и таможенные льготы инвесторы могут получить, разместив производство в свободных экономических зонах.

[3] В отличие от мировой практики, здесь не идет речь о географически обособленных специальных экономических зонах. В Венгрии статус свободной таможенной территории может получить любое предприятие с иностранным капиталом или даже цех при условии выполнения ряда простых таможенных формальностей (огороженная охраняемая промышленная территория определенного размера, наличие таможенно-пропускного пункта). Предприятия с иностранным капиталом, получившие статус таких зон, могут учреждаться главным образом с целью экспорта производимой ими продукции. Такие предприятия не платят таможенную пошлину и НДС за ввоз производственного оборудования, а за используемое в производственном процессе сырье, материалы, узлы и детали им предоставляется освобождение от уплаты таможенных пошлин, НДС, потребительского и экологического налогов.

[4] Законодательству ЕС не соответствуют широкие налоговые и таможенные льготы, большие размеры государственных дотаций, предоставляемых иностранным инвесторам в свободных экономических зонах Венгрии, нарушающие принцип равной конкуренции на едином европейском рынке.

[5] Среднесрочный план национального развития назван по имени выдающегося венгерского реформатора XIX века. Он состоит из семи основных программ: развитие предпринимательства; развитие туризма; жилищная программа; поддержка исследований, развития и инноваций; развитие экономики регионов; развитие инфраструктуры; развитие информационного общества и экономики.