Развитие методов оценки инвестиционной привлекательности проектов

 

Анализ практики формирования инвестиционных ресурсов для реализации проектов создания крупных промышленных предприятий свидетельствует о том, что уже на начальном этапе разработки должно складываться представление об объекте как о надежном потенциальном источнике прибыли. Такое представление об объекте на стадии предынвестиционной проработки принято определять как инвестиционную привлекательность проекта. В современных условиях при разработке вопросов привлечения инвестиций приходится анализировать многообразные внешние и внутренние факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность проектов. Необходимость исследования влияния факторов, определяющих инвестиционную привлекательность проектов, обусловлена прежде всего открытостью экономического пространства России, возможностью использования для достижения поставленных целей множества взаимоисключающих путей.

 

Большинство авторов, исследуя проблему инвестиционной привлекательности проектов, акцентируют свое внимание на вопросах оценки степени благоприятности инвестиционной ситуации, характеристики инвестиционного климата, а также наличия у проекта преимуществ, обещающих инвестору дополнительную прибыль или уменьшение риска [1, 2]. При этом, как правило, проводится качественный анализ условий реализации проекта, не позволяющий ранжировать проекты с учетом фиксированного набора факторов, определяющих их инвестиционную привлекательность.

Вместе с тем практика работы инвестиционных институтов, консалтинговых фирм и потенциальных реципиентов зачастую требует использования количественных оценок, позволяющих более точно характеризовать альтернативные варианты инвестирования.

Подобные попытки предпринимались и ранее, но они не учитывали всего многообразия факторов, влияющих на выбор инвестором объекта вложения своих средств [3]. Обобщение различных методических подходов к разработке таких оценок привело к выводу, что наиболее полно поставленной задаче будет соответствовать показатель, основанный на балльной оценке значимости для инвестора влияния каждого из выявленных факторов на обобщенный итоговый вывод об инвестиционной привлекательности того или иного проекта. В свою очередь такой методический принцип требует четкой классификации факторов как основы для перехода от качественного к количественному анализу инвестиционной привлекательности проектов.

Анализ показывает, что инвестиционная привлекательность проекта зависит от совокупного влияния следующих шести групп факторов.

1.  Технико-экономическая обоснованность проекта, включающая следующие характеристики:

- наличие технико-экономического обоснования проекта;

- наличие инвестиционного проекта и бизнес-плана к нему;

- юридическая (правовая) проработка проекта, учитывающая все необходимые документы в соответствии с действующим законодательством.

2.  Система законодательных норм, регламентирующих деятельность отечественных и зарубежных инвесторов в области привлечения инвестиций. Эффективность применения законодательных актов. Эта группа факторов отражает законодательные гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, независимо от формы собственности. Федеральным законом от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 г. № 22-ФЗ) установлены равные права инвесторов:

- на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ;

- на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;

- на передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления;

- на осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;

- на объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений.

В рамках этого закона государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, которое предусматривает в первую очередь создание благоприятных условий для инвесторов, включая:

- совершенствование налоговой системы, механизма начисления амортизации и использования амортизационных начислений;

- защиту интересов инвесторов;

- развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

- принятие антимонопольных мер;

- расширение возможностей использования залогов при кредитовании;

- развитие финансового лизинга в России;

- проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

- создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Кроме того, предусматривается прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:

- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых РФ совместно с иностранными государствами;

- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета;

- проведения экспертизы инвестиционных проектов;

- защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов.

В соответствии с законом государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности, обеспечение равных прав, гласность в обсуждении инвестиционных проектов, защиту капитальных вложений, а также право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.

Закон предусматривает для инвесторов стабильность режима деятельности. При вступлении в силу новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов, изменяющих размеры ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора, или устанавливающих режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта, они не применяются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта (но не более 7 лет).

Защита капитальных вложений состоит в том, что они могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных инвесторам.

Анализ практики применения Закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» свидетельствует о том, что инвестиционная привлекательность проектов создания промышленных предприятий существенно снижается из-за того, что многие важные для инвестора положения даны лишь в общем виде, в редакции: «…осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации». Какое это законодательство, и когда оно появится - остается неизвестным.

С точки зрения повышения инвестиционной привлекательности российских проектов важным является положение этого закона о том, что если международным договором России предусмотрены иные правила, нежели установленные в законе, то применяются правила международного договора.

Вторым законом, определяющим привлекательность инвестиционного климата в стране, является Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В законе определено, что в качестве иностранного инвестора могут выступать: иностранное юридическое лицо; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом; иностранный гражданин; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами РФ; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем режим деятельности и использования прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Исключения ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Исключения стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития страны.

Иностранному инвестору на территории России предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается законом и иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами РФ. Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством РФ. Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ.

При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

Если вводятся новые законы и другие нормативно-правовые акты, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими на день начала финансирования проекта, то такие новые законы и иные нормативно-правовые акты, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие законы и нормативно-правовые акты, не применяются в течение срока окупаемости проекта, но не более 7 лет от начала его финансирования за счет иностранных инвестиций. В исключительных случаях при реализации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб., срок окупаемости которого превышает 7 лет, Правительство РФ принимает решение о продлении для указанного иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями срока действия льготных условий и режима.

Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории страны, решается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде или арбитражном суде, либо в международном арбитраже (третейском суде).

После уплаты предусмотренных законодательством России налогов и сборов иностранный инвестор имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ и на беспрепятственный перевод за пределы страны доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе:

- доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов;

- денежных сумм во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории РФ, по договорам и иным сделкам;

- денежных сумм, полученных иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Иностранный инвестор вправе приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством страны о ценных бумагах.

Приобретение иностранным инвестором права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством России и законодательством субъектов федерации. Право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе).

Субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

3.  Степень перспективной стабильности функционирования предприятия отражает прогнозируемые возможности сбыта продукции и обеспечения высокого уровня использования производственных мощностей предприятия, что является необходимым условием высокой эффективности инвестиций. Анализ показывает, что к этой группе факторов относятся:

- стабильность спроса на данную продукцию на внутреннем рынке;

- возможность сбыта продукции по экспорту;

- прогнозируемый уровень использования производственных мощностей предприятия;

- гарантированность обеспечения предприятия сырьем, материалами, энерго- и трудовыми ресурсами.

4.  Степень применения инновационных решений в технологии производства и в оборудовании характеризует для инвестора потенциальные возможности предприятия обеспечить высокую конкурентоспособность намечаемой к выпуску продукции как по показателям ее качества, так и по прогнозируемому уровню цен. Проведенный в ходе подготовки этой работы анализ приводит к выводу о целесообразности выделения в этой группе следующих факторов, отражающих влияние технического прогресса:

- использование в технологическом процессе оборудования и режимов работы, в которых применены новейшие достижения мировой науки и техники;

- соответствие параметров продукции требованиям потребителей и ее высокая конкурентоспособность;

- возможность реализации продукции по ценам, не превышающим мировой уровень и обеспечивающим рентабельность производства не ниже среднеотраслевого уровня;

- обеспечение строгого соблюдения законодательства об охране окружающей среды.

5.  Ожидаемая эффективность инвестиций охватывает влияние на инвестиционную привлекательность следующих экономических характеристик проекта, которые должны соответствовать требованиям инвесторов:

- показатель чистого дисконтированного дохода;

- индекс доходности;

- внутренняя норма доходности и срок окупаемости инвестиций.

6.  Система корпоративного управления, качество раскрытия информации для инвесторов о планах деятельности акционерных обществ, степень «прозрачности» их отчетных данных, степень защиты прав крупных и миноритарных акционеров определяется содержанием и эффективностью применения законодательных актов о системе корпоративного управления, обеспечивающей инвесторам уверенность в их возможностях активно влиять на производственно-хозяйственную деятельность промышленных предприятий и, соответственно, на ее финансово-экономические результаты [4].

Принятый в 1994 – 1995 гг. Гражданский кодекс РФ, а затем в 1995 г. Закон «Об акционерных обществах» определили новое правовое пространство для акционерных обществ, организационно-правовую форму которых приняло большинство крупных экономических субъектов России.

В аспекте инвестиционной привлекательности представляет интерес система законодательных норм, регламентирующих деятельность акционерных обществ в области управления и привлечения инвестиций. С точки зрения потенциальных инвесторов очень важна степень защиты прав акционеров как при принятии стратегических решений на общем собрании акционеров, так и в процессе управления текущей деятельностью акционерного общества.

При анализе статей Закона «Об акционерных обществах», в которых говорится об общем собрании акционеров, возникает необходимость отметить основные присутствующие в них новации, связанные с правами акционеров.

Решения общего собрания могут приниматься путем заочного голосования (опрос) с использованием бюллетеней для голосования, то есть без присутствия акционеров на общем собрании. Акционер вправе отправить по почте полученный заблаговременно бюллетень либо голосовать лично, присутствуя на собрании.

Компетенция общего собрания акционеров определена таким образом, что решения принимаются либо квалифицированным большинством голосов, либо простым большинством голосов. Так, квалифицированным большинством голосов владельцев голосующих акций, участвующих в собрании, принимаются решения по следующим вопросам:

- внесение изменений и дополнений в устав или утверждение нового устава;

- реорганизация общества;

- ликвидация акционерного общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;

- определение предельного количества объявленных акций;

- увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций;

- уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества или погашения не полностью оплаченных акций, а также путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций;

- утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, распределение прибылей и убытков;

- неприменимость преимущественного права акционеров на приобретение акций общества или ценных бумаг, конвертируемых в акции;

- совершение крупных сделок, связанных с приобретением или отчуждением обществом имущества;

- участие в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций.

Решение общего собрания акционеров принимается большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании, если уставом общества не установлено большее число голосов.

Акционер вправе обжаловать в суде решения, принятые общим собранием акционеров с нарушением требований законодательства, устава общества. Но сделать это можно, если акционер не принимал участия в общем собрании или голосовал против таких решений.

В соответствии с Законом при подготовке к проведению общего собрания акционерам должна быть представлена информация, включающая годовой отчет общества, заключение ревизионной комиссии и аудитора по результатам годовой проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и другие материалы. Следует отметить, что федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации может устанавливать перечень дополнительной информации, обязательной для представления акционерам при подготовке к проведению общего собрания.

В необходимых случаях по инициативе совета директоров, по требованию ревизионной комиссии, а также акционеров, являющихся владельцами не менее чем 10% голосующих акций, может проводиться внеочередное общее собрание акционеров. Его созыв должен осуществляться не позднее 45 дней с момента представления требования о его проведении.

Голосование на общем собрании акционеров проводится по принципу «одна голосующая акция общества - один голос», за исключением случаев проведения кумулятивного голосования по выборам членов совета директоров.

Общее руководство деятельностью общества осуществляет совет директоров, за исключением решения вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания акционеров. В числе вопросов, относящихся к исключительной компетенции совета директоров, с точки зрения оценки инвестиционной привлекательности корпоративного законодательства РФ, следует выделить:

- определение приоритетных направлений деятельности общества;

- увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения обществом акций в пределах количества и категории объявленных акций;

- размещение обществом облигаций и иных ценных бумаг;

- определение рыночной стоимости имущества общества;

- приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг;

- рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;

- использование резервного и иных фондов общества;

- заключение крупных сделок, связанных с приобретением или отчуждением обществом имущества.

Регламентируется законом также и структура совета директоров. Так, члены исполнительной дирекции не могут составлять большинства в совете директоров, а генеральный директор не может быть одновременно председателем совета директоров. Председатель совета директоров избирается членами совета директоров из их числа, причем в любое время он может быть переизбран. Эти положения способствуют усилению контроля над текущей деятельностью общества со стороны основных групп акционеров.

Всей текущей деятельностью общества руководит либо единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор), либо единоличный орган совместно с коллегиальным органом в форме дирекции или правления. К его компетенции относятся все вопросы кроме тех, которые закреплены за общим собранием и советом директоров.

Таким образом, в управлении общества согласуются интересы крупных и миноритарных акционеров. В этой связи следует отметить, что приобретенные обществом акции не предоставляют права голоса и по ним не начисляются дивиденды. Акционеры-владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случаях:

- реорганизации общества или совершения крупной сделки, с которой они не согласны;

- внесения в устав общества изменений и дополнений, ограничивающих их права, с которыми они не согласны.

При этом под крупными сделками понимаются сделка или несколько взаимосвязанных сделок, предполагающих приобретение или отчуждение имущества общества, стоимость которого составляет более 25% балансовой стоимости активов общества, за исключением сделок, совершаемых в рамках обычной хозяйственной деятельности. К крупным относятся также сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с размещением обыкновенных акций либо привилегированных акций, конвертируемых в обыкновенные акции и составляющих более 25% ранее размещенных обществом обыкновенных акций.

Решение о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении такой сделки, принимается советом директоров общества единогласно, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров.

Решение о совершении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет свыше 50% балансовой стоимости активов общества, принимается общим собранием акционеров большинством в  голосов акционеров - владельцев голосующих акций, присутствующих на собрании.

Оценка системы корпоративного правления и степень доступности для акционеров плановой и отчетной информации должна производиться с учетом следующих факторов:

- наличие и полнота бухгалтерской отчетности;

- раскрытие данных о крупных сделках и о вознаграждениях руководителей;

- раскрытие информации о структуре собственности;

- наличие периодической отчетности общества, сообщений о существенных фактах и событиях;

- доля акций предприятия (обыкновенных и привилегированных), принадлежащих генеральному директору. Высокая доля генерального директора свидетельствует о его заинтересованности в успешной деятельности предприятия;

- уровень концентрации собственности как совокупной доли (в %) голосующих акций, принадлежащих крупным акционерам, владеющим более чем 5% акций. Высокий уровень концентрации собственности свидетельствует, с одной стороны, о контроле крупных собственников за деятельностью управленческих структур фирмы, но, с другой стороны, может стать причиной конфликтов интересов между крупными и мелкими акционерами.

К этой же группе факторов целесообразно отнести действующие в фирме условия защиты прав кредиторов, что существенно влияет на возможность привлечения кредитных финансовых ресурсов. К числу этих условий относятся:

- недопустимость автоматической блокировки акций при принятии решения о введении внешнего управления;

- приоритетность кредиторов при формировании очереди претендентов на активы при проведении процедуры банкротства;

- существование порядка обязательного уведомления кредиторов о действии по реорганизации предприятия;

- существование положения в уставе общества об отстранении руководителей от управления предприятием при проведении процедуры банкротства и назначении специального управляющего.

Обобщая практику применения законодательства, регламентирующего инвестиционную деятельность акционерных обществ, их ответственность перед инвесторами, т.е. степень привлекательности участия инвесторов в реализации проектов крупных промышленных предприятий, следует отметить, что действующие законы создают для инвесторов необходимые правовые гарантии для участия в управлении инвестиционным процессом и последующей эксплуатации проекта. Вместе с тем, необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы для инвестиционной деятельности в направлении усиления ответственности менеджеров за целевое использование финансовых ресурсов.

С учетом принятого в 2001 г. нового отечественного законодательства о налогообложении прибыли промышленных предприятий инвестиционная привлекательность проектов создания в России новых промышленных предприятий существенно повышается.

Для интегральной характеристики влияния всей приведенной выше совокупности факторов использован принцип балльной оценки значимости каждого фактора и суммирования баллов применительно к проекту предприятия.

Значения баллов по каждому фактору применительно к отдельным отраслям промышленности определялись методом анкетирования репрезентативной группы экспертов: ученых, специалистов отрасли и инвестиционных структур (банков, фондов, компаний и т.д.). Результаты анкетного опроса приведены в табл. 1.

 

Таблица 1

Экспертная оценка влияния отдельных факторов на рейтинг инвестиционной привлекательности проектов (на примере предприятий черной металлургии)

 

№ п.п.

Наименование факторов

Количество экспертов

Диапазон

колебаний балльной оценки

Принятое значение балльной оценки

1

2

3

4

5

1.

Технико-экономическое обоснование проекта

42

16 - 25

20

1.1.

Наличие технико-экономического обоснования проекта

 

 

5

1.2.

Наличие инвестиционного проекта и бизнес - плана к нему

 

 

10

1.3.

Юридическая (правовая) проработка проекта

 

 

5

2.

Система законодательных норм, регламентирующих в стране инвестиционную деятельность акционерных обществ и иностранных инвесторов в области привлечения и защиты инвестиций. Эффективность применения законодательных актов

15

47 - 54

50

2.1.

Гарантии равной защиты прав, интересов и имущества отечественных и иностранных инвесторов

 

 

13

2.2.

Гарантии стабильности режима деятельности новых предприятий

 

 

12

2.3.

Гарантии равноценного возмещения государством убытков инвесторов в случае национализации и реквизиции объектов

 

 

15

2.4.

Приоритет международных договоров РФ перед внутренним законодательством об инвестиционной деятельности

 

 

10

3.

Степень перспективной стабильности предприятия

28

54 - 86

70

3.1.

Стабильность спроса на данную продукцию на внутреннем рынке

 

 

30

3.2.

Возможность сбыта продукции по экспорту

 

 

10

3.3.

Прогнозируемый уровень использования производственных мощностей предприятия:

- от 50% до 75%

- более 75%

 

 

5

10

3.4.

Гарантированность обеспечения предприятия:

- сырьем и материалами

- энергоресурсами

- трудовыми ресурсами

 

 

5

5

5

4.

Степень применения инновационных решений в технологии производства и в оборудовании

33

71 - 92

80

4.1.

Использование в технологическом процессе оборудования и режимов работы, в которых применены новейшие достижения мировой науки и техники

 

 

35

4.2.

Соответствие параметров продукции требованиям потребителей и ее высокая конкурентоспособность

 

 

25

4.3.

Возможность реализации продукции по ценам, не превышающим мировой уровень и обеспечивающим рентабельность производства не ниже среднеотраслевого уровня

 

 

10

4.4.

Обеспечение строгого соблюдения законодательства об охране окружающей среды

 

 

10

5.

Ожидаемая эффективность инвестиций

42

18 - 40

30

5.1.

Показатель чистого дисконтированного дохода:

- больше 0

- меньше 0

 

 

5

-

5.2.

Индекс доходности:

- больше 1

- меньше 1

 

 

5

5.3.

Соответствие внутренней нормы доходности требованиям инвесторов

 

 

10

5.4.

Соответствие срока окупаемости инвестиций требованиям инвесторов

 

 

10

6.

Система законодательных норм, регламентирующих деятельность АО в области управления и привлечения инвестиций

17

42 - 60

50

6.1.

Отсутствие в уставе АО ограничений при голосовании на общем собрании по принципу «одна обыкновенная акция - один голос»

 

 

3

6.2.

Возможность отправления по почте доверенности на право голосования

 

 

2

6.3.

Отсутствие в уставе АО требований депонировать (блокировать) акции перед общим собранием акционеров

 

 

3

6.4.

Возможность кумулятивного голосования при избрании совета директоров

 

 

3

6.5.

Обязательство предприятия выкупать акции миноритарных акционеров в случае принятия решений, ограничивающих их права

 

 

3

6.6.

Преимущественное право акционеров на приобретение нового выпуска акций

 

 

3

6.7.

Минимальный процент голосующих акций, необходимый для инициирования внеочередного общего собрания. Чаще всего устанавливается на уровне 10%

 

 

3

6.8.

Наличие и полнота бухгалтерской отчетности

 

 

2

6.9.

Раскрытие данных о крупных сделках и о вознаграждениях руководителей

 

 

2

6.10.

Раскрытие информации о структуре собственности

 

 

2

6.11.

Наличие периодической отчетности АО, сообщений о существенных фактах и событиях

 

 

2

6.12.

Оперативность и доступность информации, ответственность за нарушение правил ее раскрытия

 

 

2

6.13.

Доля акций предприятия (обыкновенных и привилегированных), принадлежащих генеральному директору:

- менее 5%

- от 5,1% до 10%

- более 10,1%

 

 

-

2

3

6.14.

Уровень концентрации собственности как совокупная доля (в %) голосующих акций, принадлежащих крупным акционерам, владеющим более чем 5% акций:

- менее 25%

- от 25,1% до 50%

- более 50,1%

 

 

-

2

3

6.15.

Недопустимость автоматической блокировки акций при принятии решения о введении внешнего управления

 

 

3

6.16.

Приоритетность кредиторов при формировании очереди претендентов на активы при проведении процедуры банкротства

 

 

5

6.17.

Существование порядка обязательного уведомления кредиторов о действии по реорганизации предприятия

 

 

3

6.18.

Существование положения в уставе АО об отстранении руководителей от управления предприятием при проведении процедуры банкротства и назначении специального управляющего

 

 

3

Итого общая сумма баллов

300

 

Максимальная сумма баллов равна 300. Количественно оценку инвестиционной привлекательности проекта (Кпр) предлагается оценивать коэффициентом привлекательности, определяемым выражением:

 

,

 

где Бпр - суммарная величина оценочных баллов, полученных по табл. 1 для инвестиционного проекта промышленного предприятия; Бmax - максимальная балльная оценка проекта (Бmax = 300).

Использование коэффициента инвестиционной привлекательности дает инвестору существенный ориентир для выбора объекта вложения капитала.

Практическое применение изложенных выше методов оценки инвестиционной привлекательности проектов можно проиллюстрировать на примере материалов предынвестиционных исследований проекта завода труб большого диаметра (ЗТБД) в г. Нижний Тагил [5].

Балльная оценка по первой группе факторов «Технико-экономическая обоснованность проекта», по оценке экспертов, принимается .

Для привлечения инвестиций принципиально важна вторая группа факторов «Система законодательных норм, регламентирующих инвестиционную деятельность в стране акционерных обществ и иностранных инвесторов». В этой связи необходимо отметить, что ЗТБД будет финансироваться, строиться и эксплуатироваться в полном соответствии с законодательством России об инвестиционной деятельности и никаких исключений из законов, усложняющих инвестиционный процесс, не предполагается. Следовательно, сумма баллов по второй группе факторов может быть принята в максимальном размере, т.е. .

Третья группа факторов характеризует перспективную стабильность функционирования ЗТБД, что связано с прогнозом гарантированного спроса на его продукцию, надежным обеспечением предприятия сырьем, материалами, полуфабрикатами, энергией и трудовыми ресурсами. Выполнение этих требований создает условия для высокого уровня использования производственных мощностей предприятия и для минимизации текущих издержек. Важнейшей предпосылкой стабильного спроса на трубы и толстый лист является качественная и ценовая конкурентоспособность этой продукции. Балльная оценка третьей группы факторов «Степень перспективной стабильности функционирования предприятия», по мнению экспертов, оценивается величиной .

Углубленного рассмотрения требует влияние на инвестиционную привлекательность проекта ЗТБД четвертой группы факторов, характеризующих степень применения инновационных решений в технологии производства и в оборудовании. В соответствии с инвестиционным проектом технология производства разрабатывается совместно фирмами «СМС-Демаг» и «Фест-Альпине», которые являются признанными мировыми лидерами в области научно-технического прогресса в черной металлургии. Предусматривается, что эти же фирмы осуществят поставку комплектов основного технологического оборудования, в котором найдут отражение самые последние достижения мировой науки и техники.

Технологии, закладываемые в проект, носят инновационный характер, содержат целый ряд нововведений мирового уровня. По экспертной оценке, степень применения инновационных решений в технологии производства и в оборудовании может быть оценена , т.е. может быть близка к предельной величине по данной группе факторов.

По мнению экспертов, балльная оценка фактора ожидаемой эффективности инвестиций в проекте ЗТБД может быть принята в максимальном размере, т.е. .

Анализ учредительных документов ОАО «ЗТБД» свидетельствует о том, что в них закреплена система управления, соответствующая российскому законодательству об акционерных обществах и максимально сбалансировано учитывающая интересы крупных и миноритарных акционеров. Это позволяет оценить влияние шестой группы факторов максимальным количеством баллов, т.е. принять .

Таким образом, инвестиционная привлекательность проекта ЗТБД оценивается общей суммой, равной 290 баллам, а . По этим показателям проект ЗТБД может рассматриваться как один из наиболее привлекательных для инвесторов проектов в промышленности России. Это объективно подтверждается тем, что группа иностранных инвестиционных институтов приняла принципиальное решение о кредитовании строительства Завода труб большого диаметра в Нижнем Тагиле.

 

Сергей НОСОВ,

генеральный директор ОАО «НТМК»;

Владимир СПЕКТОР,

доктор экономических наук, профессор.

Международная академия инвестиций и экономики

 

Литература

1. Арсланова З., Лившиц В. Принципы оценки инвестиционных проектов в разных системах хозяйствования. Инвестиции в России. 1995. № 1 - 2.

2. Бакиджанов А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка. Инвестиции в России. 2001. № 5.

3. Волков И.М., Грачева М.В. Проектный анализ. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 423 с.

4. Лосев С. Корпоративное управление: качество определяет выбор. Экономика и жизнь. 2001. № 22.

5. Носов С.К. Организация и продвижение инвестиционного проекта ЗТБД. Инвестиции в России. 2001. № 8. С. 9.