Инвестиции для Юга России: проблемы и решения

 

 

С 5 по 8 декабря в Москве в Центре международной торговли проходил международный инвестиционный симпозиум «Инвестиционный потенциал Юга России». Цель симпозиума - поиск путей привлечения инвестиций в этот регион.

 

Становление Российской Федерации как суверенного государства дало мощный толчок развитию истинных федералистских отношений, обеспечив трансформацию регионов в реально действующих лиц общественной и экономической жизни. Новая концепция федерализма привела к созданию новых административных единиц - федеральных округов. В 2000 г. возник Южный федеральный округ (ЮФО) в составе республик Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Чечня; Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областей.

Юг России занимает ключевое экономико-географическое положение и является стратегически важным для федерации. Расположенный на пересечении важных сухопутных, морских и воздушных путей, между странами двух континентов, обладающий достаточно развитой транспортной инфраструктурой и хозяйственным многоотраслевым комплексом, регион имеет хорошую возможность для укрепления экономики страны посредством организации транзитного пропуска через свою территорию международных транспортных потоков, а также активизации других традиционных форм внешнеэкономической деятельности.

В этом районе сосредоточены крупные запасы углеводородного сырья, разработка которых должна вестись в рамках международного сотрудничества.

Агропромышленный комплекс региона обеспечивает пятую часть валового сельскохозяйственного производства страны. Потенциальные возможности позволяют обеспечивать продуктами питания население всей европейской части страны. В регионе развит санаторно-курортный и туристско-рекреационный комплекс, располагающий бальнеологической базой и курортами мирового значения.

За годы рыночных реформ южный регион в полной мере «пережил» все типичные трудности переходного периода.

В то же время после своего возникновения ЮФО сразу же столкнулся со множеством застарелых специфических политических, социальных и экономических проблем. Политическая нестабильность (чеченский конфликт), упадок ряда ведущих отраслей региона (агропромышленного, машиностроительного, санаторно-курортного комплексов), ухудшение благосостояния населения - далеко не полный перечень проблем, требующих скорейшего решения. В этой связи администрация округа в лице полпреда Президента РФ в ЮФО В.Г. Казанцева поставила на повестку дня основной вопрос: как стимулировать экономическую активность в регионе и обеспечить политическую стабильность на местах?

Поиски путей решения отмеченных проблем велись в тесной координации с руководством страны. При этом учитывались новые правила самостоятельного финансового поведения регионов, с одной стороны, и ограниченные возможности центра, с другой, что ориентирует регионы на принципиально новую модель хозяйствования - развитие преимущественно на основе частных инвестиций.

Экономическая стратегия федеральной власти и администрации ЮФО базируется на том, что инвестиции, в том числе и иностранные - абсолютно необходимый элемент социально-экономического развития округа, который способен преобразить Юг России.

Работу по усилению инвестиционной привлекательности администрация ЮФО начала с разработки федеральной целевой программы (ФЦП) социально-экономического развития регионов «Юг России». Это первая общенациональная программа действующего правительства, разработанная по инициативе региональной администрации. Программа была подготовлена Минэкономразвития РФ и утверждена на заседании Кабинета министров летом 2001 г. Программа развития Юга России - это масштабный проект социально-экономического развития региона общей стоимостью примерно в 500 млрд. руб., реализация которого рассчитана на 2002-2006 гг.

ФЦП, как отмечалось, пока не имеет аналогов в других российских регионах. Эта программа ориентируется на достижение нескольких стратегических целей. Одна из них - создание объектов, которые сцементируют все 13 административных субъектов, входящих в Южный округ, и экономически увяжут их с Россией в целом. В этом власти видят и один из путей решения проблемы укрепления политической стабильности в ЮФО. Однако самая важная задача ФЦП - социальная. Претворение в жизнь программы, как считают ее разработчики, позволит создать около 1 млн. новых рабочих мест и примерно в три раза увеличит реальные бюджетные поступления. При этом доходы населения ЮФО предполагается увеличить вдвое. Есть у программы и своя сверхзадача: расширить экономическое взаимодействие с южными соседями России, вплоть до Индийского океана и Африки.

Предполагается, что аналоги ФЦП при успешной реализации будут разрабатываться и для других регионов страны, например Дальнего Востока. Таким образом, Юг России может активно способствовать оживлению всей экономики страны.

В ФЦП впервые будут апробированы новые принципы финансирования социально-экономического развития регионов страны. Раньше, как известно, речь шла о прямом финансировании из федерального бюджета. Хотя и сейчас значительная часть программы, просчитанной в Минэкономразвития пока на сумму около 154 млн. руб., будет финансироваться из госбюджета, примерно 40 млрд. руб. в ее реализацию должны вложить сами предприятия, которые будут создаваться в рамках ФЦП. Кроме того, планируется привлечь средства - 60 млрд. руб. - отечественных и зарубежных инвесторов, многие из которых участвовали в работе международного инвестиционного симпозиума (МИС). Меняется и сам характер бюджетного финансирования: часть государственных средств из федерального бюджета будет использована на субсидирование процентной ставки по банковским кредитам. В результате, по мнению разработчиков ФЦП, это удешевит кредиты и даст банкам стимулы для вложения средств именно в производственные объекты, т.е. федеральные и региональные бюджетные ассигнования во все большем объеме нацеливаются на расширение реального производства.

Этот подход, укрепляя экономический потенциал Юга России, одновременно способствует решению задачи усиления его привлекательности для инвесторов, в том числе и зарубежных.

Важным практическим шагом на пути решения данной задачи стал международный инвестиционный симпозиум (МИС) «Инвестиционный потенциал Юга России», ставший стартовым мероприятием ФЦП.

Одним из основных блоков программы является развитие отраслей, составляющих основу экономики ЮФО. Приоритетными отраслевыми направлениями ФЦП признаны агропромышленное, топливно-энергетическое, туристско-рекреационное. Именно для этих отраслей подготовлены инвестиционные проекты предприятий Юга России, представленные участниками МИС. Вместе с тем, эти проекты имеют общенациональное и международное значение. Они предусматривают развитие кратчайших международных транспортных потоков между Европой и Азией, увеличение добычи и транспортировки нефти и газа, освоение углеводородной сырьевой базы Каспийского моря, модернизацию ведущих предприятий региона, развитие курортного и туристического комплексов мирового значения.

Среди наиболее перспективных инвестиционных проектов, представленных для участия в МИС, можно отметить:

    проект серийного производства ближнемагистрального самолета Ту-334. Целью проекта является замена находящегося в эксплуатации устаревшего парка самолетов Ту-134 в России и за рубежом;

    проект развития сотовой телефонной связи стандарта GSM-900 в Ростовской области. Программа предусматривает доступ сельских районов Ростовской области к услугам цифровой телефонной связи и Интернету, а также бесперебойную связь транзитного транспорта на федеральных и областных транспортных магистралях;

    проект производства бесшовных труб на базе Таганрогского металлургического завода, который позволит удовлетворить потребности отечественных предприятий нефтегазового комплекса и тяжелого машиностроения в качественной и более дешевой импортозаменяющей продукции.

В целом намечено к реализации более 350 инвестиционных проектов, которые были представлены примерно ста иностранным и более двумстам отечественным участникам симпозиума. На симпозиуме были наглядно продемонстрированы экономические характеристики территорий Юга России и инвестируемых отраслей и объектов. Предприятия ЮФО, благодаря участию в МИС, могли продемонстрировать перспективы и направления своего развития, обсудить конкретные инвестиционные проекты с ведущими российскими и зарубежными инвесторами, заинтересованными в развитии связей с регионом. В этих целях на симпозиуме, в отличие от других подобных форумов, работала специализированная выставка инвестиционных проектов, представленных ЮФО. Для повышения эффективности работы МИС его оргкомитет разработал специальную программу двусторонних встреч, которая позволила провести целенаправленные переговоры руководителей российских регионов, организаций и предприятий с заинтересованными инвесторами, официальными делегациями и др.

В работе симпозиума участвовали руководители ключевых министерств и ведомств: А.Л. Кудрин, Г.О. Греф, Г.И. Букаев, А.А. Браверман, Т.В. Парамонова, С.В. Степашин, губернаторы 13 административных субъектов ЮФО, 350 ведущих предприятий Юга России с бизнес-проектами, руководители МВФ, Всемирного банка, Черноморского банка реконструкции и развития, инвестиционных групп и компаний, представители российской и западной бизнес-элиты - группа «МДМ», «Юкос», «ЛУКойл», «Роснефть», «Роснефтегазстрой», «Русал», «НИКойл», «Очаково», «Оргрэсбанк», «Deutsche Bank», «Siemens», «Philip Morris», «Exxon Mobil», «East-West Group» и др.

Организаторами МИС выступили: администрация полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, Национальное агентство прямых инвестиций, Торгово-промышленная палата РФ, Краснодарская торгово-промышленная палата (ТПП).

Новые приоритеты социально-экономического развития Юга России вызвали к жизни и новые формы привлечения инвестиций, а также специальный механизм их реализации.

Основа нового метода привлечения инвестиций в регион - объединение усилий государственной власти, общественных структур и бизнеса. Конкретно речь идет о союзе администрации ЮФО и входящих в него субъектов, системы торгово-промышленных палат Юга России и Национального агентства прямых инвестиций.

Эффективность нового инвестиционного механизма базируется на четком разделении функций его участников.

Задача администрации ЮФО - создание режима наибольшего благоприятствования для производителей, для привлечения инвестиций. Прежде всего, это деятельность всех ветвей региональной власти по совершенствованию законодательства в области инвестиций.

В ЮФО активизировалась работа в этом направлении. Практически во всех субъектах региона в последнее время были приняты законодательные акты, в той или иной мере нацеленные на улучшение инвестиционного климата. Примером этого стала инициатива власти Ростовской области, принявшей ряд местных законов, стимулирующих приток капиталовложений.

Так, областной закон о поддержке инвестиционной деятельности, принятый в октябре 2001 г., предусматривает для иностранных инвесторов правовой режим не менее благоприятный, чем для российских инвесторов. Этим же законом предоставляется ряд льгот по уплате налогов предприятиями и организациями, осуществляющими реализацию инвестиционных проектов.

Областной закон об инвестиционном налоговом кредите (сентябрь 2001 г.) направлен на создание условий инвесторам путем предоставления им инвестиционных налоговых кредитов по налогу на прибыль в части, поступающей в местный и федеральный бюджеты.

Тем не менее, задача улучшения инвестиционной привлекательности не теряет своей актуальности. По-прежнему не решена проблема большей открытости региона: не секрет, что его отдельные районы, располагающие богатыми природными ресурсами, противодействуют цивилизованному инвестиционному сотрудничеству. Как и раньше, местные предприниматели слабо информированы о возможностях привлечения капитала, особенно зарубежного.

В преодолении сложившейся ситуации значительная роль отводится деятельности общественных организаций ЮФО. В этом смысле необходимо выделить деятельность Краснодарской ТПП - одного из организаторов симпозиума. ТПП удалось активизировать работу по представлению объективной информации местным бизнесменам о намерениях иностранных инвесторов, а западным предпринимателям - о реальном социально-экономическом и политическом положении в регионе.

Высокий потенциал Юга России в привлечении иностранных инвестиций ограничивается нехваткой квалифицированных специалистов, способных обеспечить подготовку необходимой документации по инвестиционным проектам. В целом речь идет о путях цивилизованного выхода предприятий региона на мировые рынки капитала.

Этим задачам отвечает новая структура в системе инвестиционных связей - Национальное агентство прямых инвестиций (НАПИ). Эта молодая, но уже хорошо зарекомендовавшая себя структура стала одним из основных инициаторов проведения симпозиума.

Идея создания НАПИ возникла всего лишь год назад. Инициаторами были Торгово-промышленная палата РФ, ряд субъектов России, Центр правовых инвестиционных программ, Всероссийский НИИ внешнеэкономических связей при Минэкономразвития РФ и большое число профессиональных участников инвестиционной деятельности страны.

Цель организации агентства - создание действующего механизма для проведения в жизнь замыслов и идей, которые есть в регионах России. Оно помогает осуществить прямой диалог между соискателями инвестиций в регионах и инвесторами как внутри, так и за пределами страны, чтобы координировать инвестиционную политику России, в том числе и на высшем уровне. Задача НАПИ состоит в оказании информационной и организационной помощи участникам инвестиционных процессов, в расширении доступа к информационным ресурсам, современным знаниям, технологиям и инструментам, позволяющим подготавливать и осуществлять инвестиционные проекты на высоком качественном уровне.

В своей практической деятельности НАПИ отбирает и квалифицированно оценивает предложения зарубежных и отечественных инвесторов, желающих вложить свой капитал в экономику России. Отобранные экспертами агентства инвестиционные проекты, как показал опыт работы симпозиума, направляются потенциальным инвесторам с учетом их приоритетов в отношении инвестиций в РФ и ее отдельные регионы. На следующем этапе сотрудничества организуются встречи партнеров для проведения переговоров об условиях взаимодействия. При этом работа проводится в тесном контакте с партнерами НАПИ, которые осуществляют прямую поддержку деятельности агентства, мобилизуют финансы, организуют встречи и представительные форумы.

Именно в таком режиме работал и прошедший МИС «Инвестиционный потенциал Юга России». В сравнении с многочисленными симпозиумами и конференциями, посвященными инвестиционной тематике, этот форум можно отнести к наиболее значимым, и не столько из-за его представительности, сколько благодаря тем позитивным последствиям, которые он может иметь для экономики Юга России.

Важная особенность симпозиума состоит в том, что работа по привлечению инвестиций в рамках реализации ФЦП «Юг России» проводилась в масштабах не какого-либо района или области, а всего федерального округа в тесной связи с направлениями социально-экономического развития других регионов страны.

Практическая значимость симпозиума состоит в том, что по итогам его работы у предпринимателей сложилось реальное представление об инвестиционном потенциале и перспективах развития Юга России. Красноречивее всего об этом говорит тот факт, что в рамках симпозиума было подписано 12 инвестиционных соглашений на общую сумму более 480 млн. долл. Много это или мало? Каков бы ни был ответ на этот вопрос, но это реальные деньги, которые придут на Юг, и на которые будут построены новые заводы, реконструированы действующие предприятия, созданы новые рабочие места и т.д. А такую практическую значимость МИС трудно переоценить.

В ходе работы симпозиума сформирована действующая инфраструктура для прямого диалога инвесторов с соискателями капиталовложений, что обеспечивает устойчивость инвестиционного сотрудничества в перспективе, способствует большей открытости Юга России для выхода на мировые рынки капитала.

Опыт работы МИС «Инвестиционный потенциал Юга России» показал, что дефицит средств для реализации отечественных инвестиционных проектов не означает автоматического поступления в страну капитала, в том числе и западного. Необходимо движение получателей капитала и инвесторов навстречу друг другу, так как привлечение инвестиций - длительный многоступенчатый процесс. Работа симпозиума позволила определить последовательность шагов по направлению к инвестору и начать такое движение.

 

Стефан ЖУРЕК,

сопредседатель НАПИ,

зам. директора ВНИИ внешнеэкономических связей,

генеральный директор МИС;

Леонид БАСС,

начальник отдела региональных инвестиций НАПИ