Инвестиционный режим в нефтегазовом секторе топливно-энергетического комплекса Республики Узбекистан*

 

Последние годы наглядно свидетельствуют о быстром вовлечении Республики Узбекистан в международное экономическое сотрудничество. Это прежде всего объясняется значительными экономическими успехами страны. Начиная с 1996 г. среднегодовой темп роста ВВП Узбекистана находится на уровне 4%, благодаря чему уже в 2000 г. ВВП практически достиг уровня 1991 г. при среднем показателе по СНГ в 65% этого уровня [4]. С 1995 г. республика обрела энергетическую, а с 1998 г. - зерновую независимость. В стране получили дальнейшее развитие прежние ведущие отрасли промышленности - нефтегазовая, машиностроительная, металлообрабатывающая, золотодобывающая. К ним добавились такие новые отрасли, как автомобильная, текстильная и нефтехимическая. Существенно улучшилась обслуживающая экономику инфраструктура.

 

Поддержание политической и экономической стабильности обеспечило рост инвестиционной привлекательности Узбекистана. Постепенно, по мере развития законодательной базы, направленной на поощрение иностранных инвестиций, начал увеличиваться и приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и иностранных кредитов.

Сумма накопленных ПИИ в Узбекистане достигла в 2000 г. 956 млн. долл. против 660 млн. долл. в Туркменистане и 9341 млн. долл. в Казахстане [8]. Задолженность республики по иностранным кредитам, практически полностью направленным на развитие экономики, составляет 3,6 млрд. долл. Доля иностранных инвесторов в освоенных капиталовложениях в Узбекистане, по данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, составляла в 1999 г. 24% [1].

 

Таблица 1

Приток прямых иностранных инвестиций в страны среднеазиатского региона СНГ (млн. долл.)*

 

Страна

В среднем за 1989-1994 гг.

1995 г.

1996 г.

1997 г

1998 г.

1999 г.

2000 г.

Узбекистан

45

120

55

285

140

121

100

Киргизия

24

96

47

83

109

35

19

Таджикистан

10

15

16

4

30

21

24

Туркменистан

100

100

108

108

64

80

100

Казахстан

677

984

1137

1321

1152

1587

1249

* UNCTAD. World Investment Report, 2001. - N. - Y.; Geneva. 2001. P. 294.

 

Узбекистан (табл. 1) превосходит по приросту иностранного капитала все соседние страны региона, за исключением Казахстана.

Важнейшим фактором инвестиционной привлекательности страны является наличие мощной минерально-сырьевой базы, представленной широким спектром полезных ископаемых. Страна занимает второе место в СНГ (после РФ) по добыче золота. Кроме того, Узбекистан производит свинец, цинк, вольфрам, молибден, серебро и др. Большое значение имеют месторождения урановой руды.

По сравнению с Туркменистаном и Казахстаном, ресурсы нефти и природного газа Узбекистана намного меньше. Тем не менее то, что имеется в недрах страны с учетом несомненных новых крупных открытий, особенно в малоисследованных районах Устюрта и южного участка Аральского моря, позволяет рассчитывать, что в ближайшем будущем Узбекистан сумеет стать крупным добытчиком и экспортером нефти и газа.

Общие потенциальные ресурсы нефти, газового конденсата и природного газа оцениваются соответственно в 5,3 млрд. т, 480 млн. т и 5095 млрд. м3 [3]. Достоверные ресурсы, по оценкам «Узбекнефтегаз», по состоянию на 1 января 1996 г. составляли 527 млн. т нефти, 198 млн. т конденсата и 1600 - 2100 млрд. м3 природного газа [7].

Добыча нефти вместе с газовым конденсатом оценивается на уровне 8 млн. т в год. Мощности по переработке нефти составляют 11,2 млн. т в год. Добыча газа в 2000 г. составила 56,4 млрд. м3, из которых приблизительно 1,5 млрд. м3 экспортируются в Казахстан.

Узбекистан располагает разветвленной магистральной газотранспортной сетью, обеспечивающей поставку газа как потребителям внутри республики, так и на экспорт. Общая протяженность магистральных газопроводов в однониточном исчислении составляет 12,7 тыс. км. Транспортировка нефти и нефтепродуктов осуществляется железнодорожным транспортом.

Интерес иностранных инвесторов к освоению нефтегазовых ресурсов Узбекистана прошел в своем развитии три периода: начальный (1992 г. - конец 1990-х годов, начало самостоятельного развития Узбекистана как независимого государства), средний (конец 1990-х годов) и современный (характерный для сегодняшнего дня).

В первый период интерес к инвестированию в местный ТЭК был проявлен значительным числом крупнейших нефтегазовых компаний. Это были «Exxon», «Mobil», «Unocal», «Enron», «Elf Aquitaine», «Total», и «Shell» [5]. Однако трудности с экспортом нефти и газа на мировые рынки, недоработанность законодательной базы, сохранение добычи нефти и газа как объекта естественной монополии, осуществляемой государственной компанией «Узбекнефтегаз», сильная конкуренция со стороны Казахстана и Туркменистана, располагающих более продуктивными месторождениями, и отсутствие ярко выраженного интереса российских компаний к участию в работе узбекского ТЭК привели к тому, что иностранный капитал практически игнорировал нефтегазовый комплекс страны. Исключением явилось участие инвесторов в качестве сервисных компаний в модернизации НПЗ, создании нефтехимического комплекса, поставках оборудования для нефтегазового комплекса.

Начиная с 1998 г., когда были разработаны и приняты законы об иностранных инвестициях, о гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов, о концессиях, а также было объявлено о предстоящей постепенной приватизации «Узбекнефтегаза» с участием иностранных инвесторов, положение начало меняться. Уже в 1999 г. ТЭК, особенно энергетика, привлек 35% всех иностранных капитальных вложений [1].

В апреле 2001 г. с компанией «UzPEC Ltd» (Великобритания) было подписано соглашение о разделе продукции и о разведке и добыче углеводородов в Устюртском и Гиссарском регионах Узбекистана. Общий объем прямых иностранных инвестиций составляет 481,4 млн. долл., соглашение подписано на 40 лет. Ожидается открытие новых месторождений нефти и газа с перспективными запасами в 50 млн. тонн и 140 млрд. м3 соответственно. Планируемый объем добычи нефти и газа в Гиссарском районе составляет 7,67 млн. т и 46,23 млрд. м3 соответственно.

К концу 1990-х годов, включая 2000 г., возрос интерес к узбекскому ТЭК и со стороны России. В июле 2001 г. подписан договор об основных принципах и положениях соглашения о разработке и долевом разделе продукции на месторождениях Бухаро-Хивинского и Гиссарского нефтегазоносных районов и о проведении геологоразведочных работ между Узбекистаном и компанией «ЛУКойл», а также компанией «ITERA International Energy L.L.C». До конца 2001 г. будет разработано технико-экономическое обоснование этого проекта, по рассмотрению результатов которого будет подписано соглашение о разделе продукции. По предварительным данным, объем прямых иностранных инвестиций составляет 720 млн. долл., в том числе 80 млн. долл. на проведение геологоразведочных работ.

Иностранные инвесторы проявляют большой интерес к реконструкции и расширению пропускной способности системы магистральных газопроводов Средняя Азия - Центр, соединяющей Туркменистан, Узбекистан и Казахстан с Россией.

Следует ожидать, что инвестиционная привлекательность Узбекистана и его ТЭК еще более повысится в связи с возможной реализацией обещания США предоставить Узбекистану в обмен на американское присутствие в стране крупную финансовую помощь и инвестиции в промышленность и сельское хозяйство, оцениваемые в 8 млрд. долл. [2].

Возможно увеличение иностранных инвестиций и в связи с намеченной приватизацией компании «Узбекнефтегаз», являющейся естественной монополией по добыче и транспортировке нефти и газа в стране. Так, в соответствии с постановлением Кабинета министров № 511 от 26 ноября 1999 г., в течение 2000 - 2002 гг. должно быть продано иностранным инвесторам 49% акций компании «Узбекнефтегаз» и 39 - 40% акций всех ее акционерных компаний на общую сумму 2,4 млрд. долл.

Анализ действующего в Узбекистане законодательства показывает, что к концу 1990-х годов в стране была создана законодательная база, регулирующая и стимулирующая на современном этапе привлечение иностранных инвестиций в экономику страны, в том числе в ее ТЭК.

Можно выделить следующие основные законы, в той или иной мере определяющие «правила игры» на инвестиционном «поле» Узбекистана.

Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 г. устанавливает признание приоритета норм международного права. Закон Узбекистана «О международных договорах Республики Узбекистан» предусматривает, что в случаях, когда в целях исполнения международного договора Узбекистана необходимо принятие закона республики, постановления Олий Мажлиса, издание указа, постановления, распоряжения Президента Узбекистана либо постановления, распоряжения Правительства, заинтересованные министерства и ведомства по согласованию с Минюстом и МИД в установленном порядке представляют предложения о принятии надлежащего акта.

Регистрация юридических лиц, в том числе предприятий с иностранными инвестициями, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Узбекистана, предусматривающим обязательность государственной регистрации любого юридического лица. Данные такой регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влекут отказ в государственной регистрации. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается.

Законодательство определяет для разных категорий юридических лиц различных порядок регистрации, в зависимости от сферы деятельности, формы собственности и других критериев. Для предприятий с иностранными инвестициями определен особый порядок регистрации (Постановление Кабинета министров № 336 от 2 июля 1997 г. «О порядке создания, государственной регистрации и ликвидации предприятий с иностранными инвестициями в Республике Узбекистан»), в соответствии с которым создаваемые в республике предприятия с иностранными инвестициями приобретают права юридического лица после прохождения регистрации в Министерстве юстиции и его территориальных органах. Предприятия с иностранными инвестициями, находящиеся в областях и на территории Республики Каракалпакстан, имеющие уставный фонд в размере до 500 тыс. долл., проходят правовую экспертизу документов и государственную регистрацию в управлениях юстиции областных хокимиятов и в министерстве юстиции Республики Каракалпакстан. Предприятия с уставным фондом более 500 тыс. долл., а также предприятия находящиеся в столице республики г. Ташкенте, проходят правовую экспертизу и государственную регистрацию в Министерстве юстиции Узбекистана.

Критериями, определяющими предприятие с иностранными инвестициями, являются:

·      размер уставного фонда, который не может быть менее суммы, эквивалентной 150 тыс. долл.;

·      иностранное юридическое лицо, обязательно являющееся одним из участников предприятия;

·      доля иностранных инвестиций, составляющая не менее 30% уставного фонда предприятия.

Предприятия с иностранными инвестициями могут создаваться в Узбекистане в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством, в соответствии с Гражданским кодексом. Кроме того, иностранным коммерческим организациям предоставлено право открывать в Узбекистане представительства (Постановление Кабинета министров № 410 от 23 октября 2000 г.).

Закон «Об иностранных инвестициях» от 30 апреля 1998 г. устанавливает рамочные условия осуществления иностранных инвестиций в стране, правовые, экономические и организационные основы инвестирования в соответствии с принципами международных соглашений, подписанных республикой в области инвестиционной деятельности. Этот закон определяет также следующие формы иностранных инвестиций:

·      долевое участие в уставных фондах и ином имуществе хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, созданных с юридическими и (или) физическими лицами Узбекистана;

·      создание хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

·      приобретение имущества, акций и других ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Узбекистана;

·      вложение прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию («гудвилл»);

·      приобретение концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;

·      приобретение права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены.

Иностранными инвесторами в Узбекистане могут быть:

·      иностранные государства, административные или территориальные органы иностранных государств;

·      международные организации, основанные в соответствии с соглашениями или другими договорами между государствами или являющиеся субъектами международного публичного права;

·      юридические лица, любые иные товарищества, организации или ассоциации, основанные и действующие в соответствии с актами законодательства иностранных государств;

·      физические лица, являющиеся гражданами иностранного государства, лица без гражданства и граждане Узбекистана, постоянно проживающие за границей.

Согласно положениям этого закона, иностранные инвестиции в Узбекистане могут быть национализированы и реквизированы при соблюдении необходимых условий. Доходы иностранного инвестора, полученные в республике, могут быть реинвестированы на территории Узбекистана или использованы иным способом по усмотрению инвестора.

Иностранным инвесторам гарантируется свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в Узбекистан и из него без каких-либо ограничений при условии уплаты ими налогов и других обязательных платежей.

Важную роль в привлечении иностранных инвестиций в страну и создании в ней благоприятного инвестиционного климата призван сыграть принятый в 1998 г. Закон «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов».

Основными задачами этого закона являются формирование комплекса мер по гарантиям и защите прав иностранных инвесторов и определение условий предоставления дополнительных гарантий и мер защиты для отдельных категорий иностранных инвесторов и иностранных инвестиций.

В соответствии с законом, государство гарантирует и защищает права иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Узбекистана.

Не допускается дискриминация в отношении иностранных инвесторов в связи с их гражданством, местом жительства, вероисповеданием, местом проведения экономической деятельности, а также в зависимости от страны происхождения инвесторов или инвестиций с учетом обеспечения реализации международных договоров Узбекистана.

Законодательные акты, в том числе ведомственные нормативные акты, не имеют обратной силы в случаях, если их исполнение наносит ущерб иностранному инвестору или иностранным инвестициям.

В случае если последующее законодательство Узбекистана ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования.

Важно отметить, что аналогичное положение российского закона об иностранных инвестициях предоставляет инвестору при осуществлении приоритетных инвестиционных проектов временную отсрочку от неблагоприятного действия новых законов и нормативно-правовых актов на срок окупаемости капиталовложений, но не более чем на 7 лет.

Все договоры об иностранных инвестициях, прежде всего частных, в части обеспечения безусловных гарантий их выполнения находятся под контролем соответствующих органов, уполномоченных правительством Узбекистана.

Органы государственного управления и органы власти на местах не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность иностранных инвесторов, осуществляемую в соответствии с законодательством страны.

Если при использовании своих законных полномочий органы государственного управления и органы власти на местах обнаружат нарушения иностранным инвестором законодательства, они могут принять только те меры, на которые они уполномочены и которые прямо связаны с устранением конкретного нарушения. Органы государственного управления или органы власти на местах не могут использовать факт наличия нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной законной деятельности иностранного инвестора.

Это положение не действует при принятии, дополнении либо отмене актов законодательства, которые непосредственно связаны с обеспечением защиты интересов национальной безопасности Узбекистана, определяемых в соответствии с общепринятыми принципами международного права.

В республике разработана система льгот и стимулов, главной отличительной особенностью которой является ее ориентированность на стимулирование иностранных инвестиций вообще, и в производственную сферу в частности, в особенности в отрасли и производства, обладающие большим экспортным потенциалом. Это нашло свое отражение в налоговом законодательстве страны.

Согласно положениям Налогового кодекса, освобождаются от уплаты налогов на прибыль следующие юридические лица:

·      вновь создаваемые производственные предприятия с иностранными инвестициями, производящие экспортоориентированную и импортозамещающую продукцию:

   сроком на пять лет с момента начала производства, если в объеме производства более 25% составляют товары детского ассортимента. В последующие годы налог взимается по ставке, сниженной в два раза против действующей;

   сроком на два года с момента начала производства, если доля иностранного капитала в уставном фонде предприятия составляет 50% и более;

·      производственные предприятия с иностранными инвестициями с долей иностранного капитала в уставном фонде 50% и более - по доходу (прибыли), направляемому на развитие и расширение производства;

·      производственные предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие капитальные вложения в проекты, включенные в инвестиционную программу Узбекистана, в первые семь лет с момента регистрации;

·      производственные предприятия с иностранными инвестициями, доля иностранного капитала в уставном фонде которых составляет более 30%, специализирующиеся на производстве и переработке сельскохозяйственной продукции (кроме виноградных и плодово-ягодных вин, крепких напитков),  товаров народного потребления и строительных материалов, медицинского оборудования, машин и оборудования для сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности, на заготовке, переработке вторсырья и бытовых отходов, - в течение двух лет с момента регистрации.

Последующее уточнение Налогового кодекса установило прямую связь между объемом экспорта и освобождением от налога на доход. В соответствии с указанной нормой, доходы, полученные от экспорта товаров собственного производства за свободно конвертируемую валюту, освобождаются от обложения налогом на прибыль.

Кроме того, для предприятий-экспортеров, реализующих экспортную продукцию самостоятельно или через специализированные внешнеторговые объединения, Указом Президента от 5 июня 2000 г., № VII-2613 предусмотрен следующий механизм льгот по налогу на имущество в зависимости от доли экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства в общем объеме реализации: при доле экспорта в размере 25 - 50% установленная ставка налога на имущество снижается на 50%; при доле в 50% и более - налог на имущество не взимается.

Наряду с другими подобными льготами, рассматриваемая льгота направлена на поощрение и стимулирование организации производственных предприятий с иностранными инвестициями в сфере сельского хозяйства, и особенно в сельской местности, в целях развития сельскохозяйственного производства и инфраструктуры и создания рабочих мест на селе.

Из общих положений Налогового кодекса следует также отметить положение, согласно которому иностранные юридические лица подлежат налогообложению на территории Узбекистана в соответствии с кодексом с учетом особенностей, установленных международными договорами Узбекистана.

Взимание налогов и сборов с иностранных юридических лиц может быть прекращено или ограничено на основе взаимности в случаях, когда в соответствующем иностранном государстве такие же меры осуществляются по отношению к юридическим лицам Узбекистана.

При заключении сделок с иностранными юридическими лицами не разрешается включение в условия этих сделок налоговых оговорок, в соответствии с которыми налогоплательщики и иные лица, осуществляющие деятельность в Узбекистане, обязуются нести расходы иностранных юридических лиц по уплате налогов и сборов.

В дополнение к налогу на прибыль постоянного учреждения юридического лица - нерезидента подлежит налогообложению прибыль, переводимая за рубеж, в размере 10%.

Кроме освобождения от уплаты налогов, действующим законодательством предусмотрены и иные льготы. Речь идет об Указе Президента от 26 августа 1997 г. № VII-1831 «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта продукции, производимой предприятиями с иностранными инвестициями» и Указе Президента от 31 мая 1996 г. № VII-1467 «О дополнительных мерах по стимулированию создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями».

Одним из основных инструментов инвестиционной политики Узбекистана является Государственная инвестиционная программа. Она призвана скоординировать и оптимизировать усилия и интересы инвесторов, а также определить ту их категорию, которой предоставляется беспрецедентный по международным стандартам льготный режим.

Главными приоритетами инвестиционной программы определены инвестиционные проекты:

  с участием прямых иностранных инвестиций и кредитов;

  размещаемые в сельской местности и в районах с избытком рабочей силы;

  экспортоориентированные производства.

При этом основными критериями отбора крупных и стратегически важных инвестиционных проектов с участием иностранных инвестиций являются:

·      строительство объектов межотраслевого значения, предусматривающих выпуск продукции, потребляемой в различных сферах экономики;

·      внедрение высокотехнологичных и наукоемких производств, ориентированных на развитие экспортного потенциала;

·      создание технологически взаимосвязанных производств (в том числе в рамках программ локализации), обеспечивающих последовательный рост удельного веса добавленной стоимости на основе углубления степени переработки местных сырьевых ресурсов и материалов;

·      осуществление инвестиций в сферу экономической и социальной инфраструктуры.

В числе приоритетных в инвестиционной политике Узбекистана определены также такие отрасли и производства, как организация экологически чистых производств по добыче и углубленной переработке минерально-сырьевых ресурсов, включая добычу и переработку нефти и газа; производство ресурсо- и энергосберегающего оборудования.

Дополнительные возможности для иностранных инвесторов в Узбекистане возникают в связи с проводимой политикой приватизации. Нормативно-правовую основу приватизации составляют Закон «О разгосударствлении и приватизации» от 19 ноября 1994 г., указы Президента, постановления Кабинета министров, положения и другие документы, регулирующие порядок, формы, сроки и другие аспекты преобразования государственной собственности.

Для третьего, современного этапа приватизации (с 1999 г. по настоящее время) характерен переход от массовой к индивидуальной приватизации крупных предприятий базовых отраслей экономики страны (ТЭК, металлургической промышленности и др.), а также усиление акцента на широком привлечении иностранных инвесторов к приватизации государственных объектов.

Новый импульс развитию нынешнего этапа приватизационного процесса придало Постановление Кабинета министров от 9 марта 2001 г. № 119 «О дальнейших мерах по разгосударствлению и приватизации предприятий с привлечением иностранных инвестиций в 2001 - 2002 гг.». Этим постановлением утверждено новое Положение о порядке разгосударствления собственности, подготовленное на основе накопленного опыта и особенностей нынешнего этапа приватизации, внесено 68 изменений и дополнений в ранее принятые нормативные документы. Постановлением утвержден перечень:

·      38 крупных предприятий и банков, подлежащих приватизации по индивидуальному проекту, в том числе 12 предприятий ТЭК, от 39 до 51% акций которых предусматривается реализовать иностранным инвесторам;

·      49 предприятий, подлежащих продаже целиком иностранным инвесторам, в том числе 20 предприятий  нефтегазовой промышленности;

·      522 предприятий, активы которых подлежат реализации на биржевом и на внебиржевом рынках, в том числе иностранным инвесторам. Они представляют практически все отрасли экономики страны. При этом размер предлагаемой к продаже доли в уставном фонде, в том числе иностранному инвестору, составляет от 50 до 100%;

·      622 предприятий, государственная доля в уставном фонде которых полностью подлежит реализации на биржевом и внебиржевом рынках.

Выше уже отмечалось специальное постановление Правительства Узбекистана о проведении приватизации с участием иностранного капитала естественной монополии «Узбекнефтегаз».

В соответствии с Законом «О естественных монополиях», принятым 19 августа 1999 г. в новой редакции, производство и транспортировка электроэнергии, добыча нефти, газового конденсата, природного газа и угля, транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам относятся к сфере естественной монополии. Деятельность субъектов естественных монополий, занятых в этих сферах, регулируется указанным законом, которым предусмотрены два основных метода регулирования. С учетом мировой практики основным определен ценовой метод, осуществляемый посредством определения тарифов или их предельного уровня. Помимо этого, регулирование осуществляется путем определения категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установления минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме товаром, реализуемым субъектами естественных монополий.

Вопросы деятельности хозяйствующих субъектов вне основной деятельности регулируются Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Вопросы развития конкуренции в топливно-энергетическом комплексе решаются поэтапно с учетом формирования рыночных отношений. Регулирующие функции по демонополизации и развитию конкуренции возложены на Кабинет министров и Государственный комитет. Помимо этого, Госкомитет осуществляет контроль за конкуренцией на товарных рынках республики.

Закон «О валютном регулировании» определяет принципы осуществления валютных операций во внутреннем хозяйственном обороте и международных кредитно-расчетных отношениях, полномочия государственных органов в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами, права и обязанности юридических и физических лиц и иностранных государств в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, основы валютного контроля и ответственность за нарушение законодательства о валютном регулировании в Узбекистане.

Порядок осуществления валютных операций нерезидентами предусматривает следующее.

1. Нерезиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Узбекистан при соблюдении таможенных правил.

2. Нерезиденты имеют право продавать и покупать иностранную валюту за денежную единицу Республики Узбекистан в порядке, устанавливаемом Центральным банком страны.

3. Нерезиденты имеют право беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из республики валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены или пересланы в Узбекистан в порядке, установленном Центральным банком страны совместно с Государственным налоговым комитетом.

4. Нерезиденты могут иметь счета в иностранной валюте и в денежной единице республики в уполномоченных банках.

5. Юридические лица - нерезиденты могут осуществлять валютные операции, в том числе сделки купли-продажи валютных ценностей, только через уполномоченные банки.

6. Физические лица - нерезиденты могут осуществлять валютные операции, в том числе куплю-продажу валютных ценностей как через уполномоченные банки, так и через обменные пункты в форме наличных расчетов.

7. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в денежной единице республики устанавливает Центральный банк Узбекистана.

Закон от 2 сентября 1993 г. № 918-XII «О ценных бумагах и фондовой бирже» предусматривает возможность для иностранных граждан и юридических лиц выступать на рынке ценных бумаг в качестве инвесторов.

Земельное законодательство Узбекистана содержит одно важное исключение из национального режима в отношении иностранных инвесторов. Согласно «Земельному кодексу Республики Узбекистан», земельные участки на договорной основе предоставляются:

  гражданам и юридическим лицам Узбекистана - хокимами районов и городов;

  объединениям и предприятиям с иностранными инвестициями, международным организациям, иностранным юридическим и физическим лицам -Кабинетом министров.

Земельные участки, переданные в аренду, не могут быть объектом купли-продажи, залога, дарения, обмена. Для получения кредитов право аренды земельного участка может быть передано в залог. Арендатор вправе передавать свои арендные права на земельный участок в залог без согласия арендодателя только в случаях, когда это предусмотрено законом или договором аренды.

Условия и сроки аренды земельных участков определяются по соглашению сторон и закрепляются договором. Земли, предназначенные для сельскохозяйственных целей, могут предоставляться в аренду на срок до пятидесяти лет, но не менее чем на десять лет. Арендатор имеет преимущественное право возобновления договора аренды земельных участков по истечении срока его действия при прочих равных условиях.

Регулирование отношений, возникающих при владении, пользовании и распоряжения недрами, в целях обеспечения рационального комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье, охраны недр, окружающей природной среды и безопасности ведения работ при пользовании недрами, осуществляется Законом Узбекистана «О недрах». Этот закон устанавливает для иностранных инвесторов особый порядок доступа к использованию недр. Так, он устанавливает компетенцию Кабинета министров на определение порядка и условий выделения участков недр иностранным юридическим им физическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями для проведения геологоразведочных работ, добычи и переработки минерального сырья, а также для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Законом предусматривается также, что недра для геологического изучения предоставляются на основании проекта на геологическое изучение, утвержденного в установленном порядке. Государственная регистрация работ по геологическому изучению недр и разрешения на занятие земельных участков являются основанием для начала работ по геологическому изучению недр. Иностранным юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями недра для геологического изучения предоставляются в порядке, установленном законодательством.

Закон «О концессиях» от 30 августа 1995 г. устанавливает порядок предоставления иностранному инвестору концессий, которые определяются законом как разрешение, выдаваемое от имени государства иностранному инвестору на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, связанной с предоставлением ему имущества, участков земли и недр на основе заключения концессионного договора.

Олий Мажлисом Узбекистана разрабатывается проект Закона «О соглашениях о разделе продукции». Цель этого законопроекта - регулирование отношений, возникающих в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции при осуществлении инвестиций в поиски, разведку месторождений и добычу полезных ископаемых на территории республики.

В соответствии с Указом Президента Узбекистана «О мерах по привлечению прямых иностранных инвестиций в разведку и добычу нефти и газа» от 28 апреля 2000 г. на «Узбекнефтегаз» возложены функции уполномоченного органа по регулированию нефтегазовой деятельности (поиск, разведка, добыча нефти и газа) на территории Узбекистана и государственному управлению концессионными отношениями в нефтегазовой отрасли с правом, по решению Кабинета министров, заключения контрактов на ведение нефтегазовой деятельности, осуществления контроля за их реализацией и соблюдением установленных законодательством и контрактами условий деятельности, а также выдачи специальных разрешений (лицензий) на поиск и разведку месторождений углеводородов, добычу нефти и газа. «Узбекнефтегаз» будет выполнять эти функции и после реализации в частную собственность части его акций.

Этим же указом были установлены новые льготы иностранным компаниям, начинающим свою деятельность в нефтегазовом секторе ТЭК. С мая 2000 г. иностранным инвесторам предоставляется исключительное право на проведение поисковых работ и последующую разработку выявленных месторождений, преимущественное право на получение новой территории для продолжения работ, право первоочередной переработки добываемого сырья, экспорта нефти и газа и продуктов их переработки, право на получение в специально оговоренных случаях возмещения ранее понесенных компаниями затрат и т.д. [6].

Для иностранных компаний введены значительные налоговые и таможенные льготы, вплоть до полной отмены всех действующих в стране фискальных выплат до момента окупаемости вложенного капитала. Правда, несмотря на предоставление льгот всем иностранным инвесторам, правительство все же будет отдавать предпочтение тем компаниям, которые создадут совместные предприятия с участием местных компаний. Для таких инвесторов предусмотрены дополнительные льготы, например, освобождение или сокращение на 50% налога на прибыль, отмена налогов на имущество и на доходы иностранного участника СП и пр.

Экологические требования к объектам нефтегазовой промышленности установлены Законом «Об охране природы» от 9 декабря 1992 г. Так, при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, расширении и техническом перевооружении, эксплуатации и ликвидации предприятий, сооружений и других объектов должны выполняться требования экологической безопасности, предусматриваться мероприятия по охране природы.

Правила использования и охраны отдельных видов природных ресурсов установлены отраслевыми актами экологического законодательства, в частности Земельным кодексом, законами «О воде и водопользовании», «Об особо охраняемых территориях», «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране и использовании растительного мира», «Об охране и использовании животного мира», «О лесе».

В соответствии с Законом от 25 мая 2000 г. «Об экологической экспертизе», материалы по итогам выборов земельных участков под все виды строительства, предпроектная и проектная документация подлежат государственной экологической экспертизе.

Внутренняя политика Узбекистана, направленная на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, дополняется активной внешней политикой по привлечению иностранных инвестиций. Узбекистан заключил двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций с 38 странами, в том числе с Австрией, Азербайджаном, Бангладеш, Бельгийско-люксембургским союзом, Болгарией, Великобританией, Вьетнамом, Германией, Грецией, Грузией, Египтом, Израилем, Индией, Индонезией, Ираном, Италией, Казахстаном, Китаем, Кореей, Кыргызстаном, Латвией, Малайзией, Молдовой, Нидерландами, Пакистаном, Польшей, Россией, Румынией, Саудовской Аравией, Словакией, США, Туркменистаном, Турцией, Украиной, Финляндией, Фондом ОПЕК, Францией, Чехией, Швейцарией. С 34 государствами Узбекистан заключил соглашения об избежании двойного налогообложения. Республика подписала и ратифицировала Договор к Энергетической хартии.

 

Октай МОВСУМОВ,

вице-президент по финансам

«ЛУКойл Оверсиз Холдинг Лтд»

 

Литература

1. БИКИ. 2000. 10 августа.

2. Независимая газета. 2001. 19 октября.

3. Секретариат Энергетической хартии. CS (1) 635. 2001. 30 октября.

4. Бурлацкий Ф. Десять лет независимости и реформ. Независимая газета. 2001. 11 сентября.

5. Сержантов С. Узбекистан будет привлекать инвестиции. Нефть и капитал. 2000 (апр.). С. 76.

6. Сержантов С. Нефть Узбекистана: «пик» пройден. Нефть и капитал. 2001 (апр.). С. 71.

7 IEA. Caspian Oil and Gas. - Paris. 1998. P. 280, 285.

8. UNCTAD. World Investment Report, 2001. - N. - Y.; Geneva. 2001. P. 304.

 

Приложение

Законы и нормативные акты Узбекистана,

имеющие отношение к осуществлению инвестиций в ТЭК

Название закона

Дата

 

Закон «О международных договорах Республики Узбекистан»

22 декабря 1995 г.

 

Гражданский кодекс

15 февраля 1991 г.

 

Закон «О предприятиях»

 

223-1

Закон «Об акционерных обществах и защите прав акционеров»

26 апреля 1996 г.

 

Закон «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»

25 мая 2000 г.

 

Закон «Об иностранных инвестициях»

30 апреля 1998 г.

 

Закон «Об инвестиционной деятельности»

24 декабря 1998 г.

 

Закон «О внешнеэкономической деятельности»

26 мая 2000 г.

 

Закон «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»

30 апреля 1998 г.

 

Закон «О концессиях»

30 августа 1995 г.

 

Земельный кодекс

1 июля 1998 г.

 

Закон «О собственности»

 

 

Закон «Об аренде»

 

355-1

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

27 декабря 1996 г.

 

Закон «О естественных монополиях»

19 августа 1999 г.

918-XII

Закон «О ценных бумагах и фондовой бирже»

2 сентября 1993 г.

 

Закон «О валютном регулировании»

 

 

Закон «О механизме функционирования рынка ценных бумаг»

 

 

Налоговый кодекс

 

 

Закон «О разгосударствлении и приватизации»

19 ноября 1994 г.

 

Закон «Об Олий Мажлисе в Республике Узбекистан»

22 сентября 1994 г.

 

Закон «О товарных знаках и знаках обслуживания»

7 мая 1993 г.

272-I

Закон«Об авторском праве и смежных правах»

30 августа 1996 г.

 

Закон «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах»

 

 

Закон «О рациональном использовании энергии»

25 апреля 1997г.

 

Закон «О хозяйственных обществах и товариществах»

 

 

Закон «О недрах»

 

 

Закон «О лицензировании»

 

215

Постановление Кабинета министров «О совершенствовании порядка выдачи специальных разрешений (лицензий) на занятие отдельными видами деятельности»

19 апреля 1994 г.

475

Постановление Кабинета министров «Об инвестиционной программе Республики Узбекистан на 2001 год»

12 декабря 2000 г.

415

Постановление Кабинета министров «О комплексной программе Правительства Республики Узбекистан по реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Республикой Узбекистан и европейскими сообществами и их государствами-членами»

3 сентября 1999 г.

165

Постановление Кабинета министров «О мерах по реализации приоритетных инвестиционных проектов с участием иностранных инвестиций»

9 апреля 1999 г.

511

Постановление Кабинета министров «О приватизации «Узбекнефтегаза»

26 ноября 1999 г.

YII-2598

Указ Президента «О мерах по привлечению прямых иностранных инвестиций в разведку и добычу нефти и газа»

28 апреля 2000 г.

 



* В статье использованы материалы секретариата Энергетической хартии.