ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ
Всеволод АРХИПОВ. Экономика
и иностранные инвестиции в Австралии
В нашей стране мало знают и мало интересуются тем, что представляет собой Австралия как государство. Прежде всего это касается особенностей и результатов ее экономического развития, а между тем именно ее опыт в этой области весьма значим для многих стран мира, в том числе и для России. Опыт Австралии в привлечении иностранного капитала, в первую очередь в форме прямых капиталовложений, говорит о том, что этот путь весьма плодотворен и способствует эффективному решению многих экономических проблем, стоящих перед страной. Анализ, проведенный автором, свидетельствует о серьезных сдвигах в структуре австралийской экономики и о значительном усилении ее позиций на мировой арене в последнем десятилетии ХХ и начале XXI века.
Валерий ЛИСИЦА. Правовое регулирование иностранных
инвестиций в странах Азии и Африки
Считается, что при нормальной,
стабильно развивающейся экономике нет необходимости создавать особый режим с
повышенной защитой для иностранных инвесторов. Именно поэтому большинство
развитых стран (Франция, Великобритания, Германия и др.) не имеет специального
законодательства об иностранных инвестициях. Если в этих государствах предоставляются
те или иные льготы инвесторам в форме субсидий, дотаций, премий и т. д., то
обычно это делается в отношении любых лиц (как отечественных, так и
иностранных), функционирующих в приоритетных отраслях экономики. Другое дело -
развивающиеся страны, нацеленные на привлечение дополнительных средств в
экономику и соответственно предоставляющие для иностранных инвестиций более
преференциальный налоговый и иной режим, чем для отечественных. Принятие
специальных законов об иностранных инвестициях в этих странах обосновывается
еще и тем, что они необходимы не только инвесторам, которые нуждаются в
понятных «правилах игры», но и государству, поскольку определяют параметры
проводимой политики в стране.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЫНОК
Виктор МОСКВИН. Страхование
инвестиционных проектов: сложно, но возможно
В первом номере журнала за
2007 г. была помещена информация о проведении в середине февраля этого года
учебным центром «Бизнес-Сервис» семинара, посвященного страхованию
инвестиционных проектов. Проводил семинар наш постоянный автор - доктор
экономических наук профессор В. А. Москвин. Поскольку семинар на данную тему
состоялся в России впервые, редакция попросила его автора рассказать читателям
об опыте его проведения.
Владимир НОВОСЕЛЬСКИЙ. Налоговый
фактор структурных реформ
Модернизация промышленности и ее перевод на инвестиционно-инновационный путь развития - многогранный, сложный процесс, находящийся под влиянием очень большого количества факторов. Вместе с тем из общего ряда таких факторов по степени влияния на реальный сектор экономики и домашние хозяйства выделяются налоги. Именно налоги как инструмент регулирования наиболее ощутимо затрагивают жизненные интересы и организаций, и населения. Под их непосредственным и косвенным воздействием происходит формирование совокупного спроса и предложения. Приоритетное значение приобретает проблема создания налоговой системы, которую большинство налогоплательщиков сочтет справедливой, посильной для исполнения конституционного долга. Причем справедливой настолько, чтобы многие годы добросовестно уплачивать установленные обязательные платежи и не стремиться к изменению их состава, уровня ставок, налогооблагаемой базы (воздерживаясь по крайней мере от принципиальных изменений).
Леонид РАТКИН. Капиталовложения
в производство насосно-компрессорного и арматуростроительного оборудования в
России
Подобно ТЭК, обладающему
высоким научным потенциалом, и являющемуся фундаментом для развития структуры и
каркасом для наращивания мощности инновационных отраслей в экономике России,
арматуростроение может по праву считаться основой не только нефтегазового, но и
машиностроительного комплекса страны. О накопленном опыте российских
арматуростроителей и отечественных производителей насосно-компрессорной техники
повествуется в публикации.
Рудольф ЗИМЕНКОВ. Политика
США в области экспорта вооружений
Администрация Дж. Буша рассматривает торговлю оружием с зарубежными государствами в качестве важного инструмента обеспечения национальных интересов, вовлечения государств в сферу американского политического и экономического влияния и закрепления своего глобального доминирования. В реализации этой политики задействованы все основные федеральные органы власти, деятельность которых в сфере военно-технического сотрудничества должным образом скоординирована. Для достижения целей такого сотрудничества с зарубежными странами государственные органы США действуют по двум направлениям: всесторонняя поддержка национальных экспортеров оружия и военной техники и оказание давления на нынешних и потенциальных партнеров по военно-техническому сотрудничеству c целью увеличения поставок вооружения; прямое противодействие политике отдельных стран-конкурентов на рынке оружия в различных регионах мира. (Окончание, начало в № 4 за 2007 г.)
Елена СОКОЛОВА. Основные
факторы, тенденции и особенности развития мирового рынка вооружения
В общем объеме мировой
торговли рынок вооружения и военной техники занимает весьма скромное место -
его доля составляет менее 0,4%. Оборот этого рынка в 2004 г. находился на
уровне 32 млрд долл. Для сравнения: объем мирового экспорта машин и
оборудования в том же году составил 3,5 трлн, нефти и нефтепродуктов - 982,5
млрд и продукции химической промышленности - 974,3 млрд долл. Однако значимость
этого мирового рынка определяется не только объемом экспорта вооружения и
военной техники и получением соответствующей прибыли. Торговля оружием является
важным инструментом внешней политики, который способствует продвижению
интересов страны-экспортера по всему миру и соответствующим образом
воздействует на политический курс стран-импортеров.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Олег СУХАРЕВ. Экономический
рост и развитие: динамика богатства и структурная политика
Дилемма экономического роста.
Особенности динамики элементов структуры национального богатства. Структурная
политика: современный опыт Германии и стратегические ориентиры для России.