СОДЕРЖАНИЕ

 

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ

Всеволод АРХИПОВ. Экономика и иностранные инвестиции в Австралии

В нашей стране мало знают и мало интересуются тем, что представляет собой Австралия как государство. Прежде всего это касается особенностей и результатов ее экономического развития, а между тем именно ее опыт в этой области весьма значим для многих стран мира, в том числе и для России. Опыт Австралии в привлечении иностранного капитала, в первую очередь в форме прямых капиталовложений, говорит о том, что этот путь весьма плодотворен и способствует эффективному решению многих экономических проблем, стоящих перед страной. Анализ, проведенный автором, свидетельствует о серьезных сдвигах в структуре австралийской экономики и о значительном усилении ее позиций на мировой арене в последнем десятилетии ХХ и начале XXI века.

Валерий ЛИСИЦА. Правовое регулирование иностранных инвестиций в странах Азии и Африки

Считается, что при нормальной, стабильно развивающейся экономике нет необходимости создавать особый режим с повышенной защитой для иностранных инвесторов. Именно поэтому большинство развитых стран (Франция, Великобритания, Германия и др.) не имеет специального законодательства об иностранных инвестициях. Если в этих государствах предоставляются те или иные льготы инвесторам в форме субсидий, дотаций, премий и т. д., то обычно это делается в отношении любых лиц (как отечественных, так и иностранных), функционирующих в приоритетных отраслях экономики. Другое дело - развивающиеся страны, нацеленные на привлечение дополнительных средств в экономику и соответственно предоставляющие для иностранных инвестиций более преференциальный налоговый и иной режим, чем для отечественных. Принятие специальных законов об иностранных инвестициях в этих странах обосновывается еще и тем, что они необходимы не только инвесторам, которые нуждаются в понятных «правилах игры», но и государству, поскольку определяют параметры проводимой политики в стране.

 

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РЫНОК

Виктор МОСКВИН. Страхование инвестиционных проектов: сложно, но возможно

В первом номере журнала за 2007 г. была помещена информация о проведении в середине февраля этого года учебным центром «Бизнес-Сервис» семинара, посвященного страхованию инвестиционных проектов. Проводил семинар наш постоянный автор - доктор экономических наук профессор В. А. Москвин. Поскольку семинар на данную тему состоялся в России впервые, редакция попросила его автора рассказать читателям об опыте его проведения.

Владимир НОВОСЕЛЬСКИЙ. Налоговый фактор структурных реформ

Модернизация промышленности и ее перевод на инвестиционно-инновационный путь развития - многогранный, сложный процесс, находящийся под влиянием очень большого количества факторов. Вместе с тем из общего ряда таких факторов по степени влияния на реальный сектор экономики и домашние хозяйства выделяются налоги. Именно налоги как инструмент регулирования наиболее ощутимо затрагивают жизненные интересы и организаций, и населения. Под их непосредственным и косвенным воздействием происходит формирование совокупного спроса и предложения. Приоритетное значение приобретает проблема создания налоговой системы, которую большинство налогоплательщиков сочтет справедливой, посильной для исполнения конституционного долга. Причем справедливой настолько, чтобы многие годы добросовестно уплачивать установленные обязательные платежи и не стремиться к изменению их состава, уровня ставок, налогооблагаемой базы (воздерживаясь по крайней мере от принципиальных изменений).

Леонид РАТКИН. Капиталовложения в производство насосно-компрессорного и арматуростроительного оборудования в России

Подобно ТЭК, обладающему высоким научным потенциалом, и являющемуся фундаментом для развития структуры и каркасом для наращивания мощности инновационных отраслей в экономике России, арматуростроение может по праву считаться основой не только нефтегазового, но и машиностроительного комплекса страны. О накопленном опыте российских арматуростроителей и отечественных производителей насосно-компрессорной техники повествуется в публикации.

Рудольф ЗИМЕНКОВ. Политика США в области экспорта вооружений

Администрация Дж. Буша рассматривает торговлю оружием с зарубежными государствами в качестве важного инструмента обеспечения национальных интересов, вовлечения государств в сферу американского политического и экономического влияния и закрепления своего глобального доминирования. В реализации этой политики задействованы все основные федеральные органы власти, деятельность которых в сфере военно-технического сотрудничества должным образом скоординирована. Для достижения целей такого сотрудничества с зарубежными странами государственные органы США действуют по двум направлениям: всесторонняя поддержка национальных экспортеров оружия и военной техники и оказание давления на нынешних и потенциальных партнеров по военно-техническому сотрудничеству c целью увеличения поставок вооружения; прямое противодействие политике отдельных стран-конкурентов на рынке оружия в различных регионах мира. (Окончание, начало в № 4 за 2007 г.)

Елена СОКОЛОВА. Основные факторы, тенденции и особенности развития мирового рынка вооружения

В общем объеме мировой торговли рынок вооружения и военной техники занимает весьма скромное место - его доля составляет менее 0,4%. Оборот этого рынка в 2004 г. находился на уровне 32 млрд долл. Для сравнения: объем мирового экспорта машин и оборудования в том же году составил 3,5 трлн, нефти и нефтепродуктов - 982,5 млрд и продукции химической промышленности - 974,3 млрд долл. Однако значимость этого мирового рынка определяется не только объемом экспорта вооружения и военной техники и получением соответствующей прибыли. Торговля оружием является важным инструментом внешней политики, который способствует продвижению интересов страны-экспортера по всему миру и соответствующим образом воздействует на политический курс стран-импортеров.

 

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Олег СУХАРЕВ. Экономический рост и развитие: динамика богатства и структурная политика

Дилемма экономического роста. Особенности динамики элементов структуры национального богатства. Структурная политика: современный опыт Германии и стратегические ориентиры для России.